10 октября 2013, 14:13, Максим БАШКЕЕВ

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема, связанная с разночтениями в трактовках правил Всемирной торговой организации между Россией и Европейским Союзом не разрешена до сих пор. Наши партнеры считают, что введенный сразу после вступления в ВТО Россией утилизационный сбор на

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема заходит в тупик, стороны на протяжении многих месяцев не могут прийти ко взаимоприемлемому решению. Бюрократическая машина ЕС тем временем раскручивается и вот уже прозвучало требование создать экспертную группу ВТО с участием России по вопросу экспорта транспортных средств.

Тема, активно обсуждаемая на Западе, в нашей стране как будто не существует вовсе. Внимание, уделяемое ей со стороны российских СМИ ничтожно мало. А зря. Вопрос-то принципиальный, хоть и довольно скользкий. Если оставить за скобками всю политкорректную казуистику, то европейцы ни много, ни мало пытаются уличить нас в прямом несоблюдении правил ВТО, в которую мы так долго вступали. Их позиция пронизана недоумением по этому поводу.

Факты таковы: спустя несколько дней после присоединения России к ВТО, наша страна ввела так называемый утилизационный сбор, который, по мнению европейцев, создает дополнительное бремя для экспорта ЕС и сводит на нет эффект от снижения импортных тарифов. Взимается он с легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и других автотранспортных средств. Для легковушек его размер варьируется от 420 евро до 2700 евро для новых машин и от 2600 евро до 17200 евро для машин старше трех лет. Для некоторых автотранспортных средств, таких как грузовики для горнодобывающей отрасли, сбор достигает 147700 евро, что делает их конечную стоимость неконкурентоспособной на российском рынке. По российским оценкам эффект от утилизационного сбора достаточно внушителен: он помогает каждый год сохранять в бюджете страны около 1,3 миллиардов евро. При этом сбор взимается со всех импортируемых из ЕС автомобилей, но он не распространяется на транспортные средства, произведенные в России или в странах-партнерах по Таможенному союзу, Казахстане и Беларуси.

То, что для одной из сторон спора является экономией – для другой – чистой воды упущенная выгода. Для ЕС, где экспорт транспортных средств является одной самых доходных статей бюджета этот вопрос стоит крайне остро. Особенно сейчас, когда дела на внутриевропейском автомобильном рынке не слишком хороши. Общий объем автоэкспорта в Россию со стороны ЕС составляет 10 миллиардов евро, так что 1,3 миллиарда, «съедаемые» утилизационным сбором – вполне достойный повод для серьезного разговора.

Сегодняшней просьбе Европейского Союза о создании экспертной группы по урегулированию споров в рамках Всемирной торговой организации предшествовали официальные консультации между ЕС и Россией в июле этого года, а еще раньше этот вопрос неоднократно поднимался на двусторонних переговорах.

- Мы использовали все возможные средства, чтобы найти с Россией взаимоприемлемое решение, – заявил член Европейской Комиссии по вопросам торговли Карел Де Гюхт. - В связи с тем, что сбор продолжает серьезно препятствовать экспорту в отрасли, являющейся ключевой для экономики Европы, у нас не осталось другого выбора, как попросить о вынесении решения ВТО с тем, чтобы Россия выполняла свои международные обязательства.

Кстати, нашим утилизационным сбором недовольны не только европейцы, но и японцы, которые, как известно, так же поставляют на наш рынок огромное количество своих автомобилей.

Что же будет дальше? Маховик бюрократической машины раскручивается все сильнее. Уже 22 октября орган ВТО по разрешению споров (ОРС) обсудит на своем заседании запрос ЕС об учреждении экспертной группы. У России при этом будет право наложить вето на данное решение. Однако если вопрос будет повторно поднят на следующем заседании ОРС в ноябре, заблокировать его у нашей страны уже не получится. Далее будет определен состав комиссии, которая и примет конечное решение. Каким оно будет? Сказать достаточно сложно, но вариант применения тех или иных санкций исключать нельзя.

Статистика.

Россия является третьим по счету крупнейшим торговым партнером ЕС. В 2012 году объем экспорта из ЕС в Россию составил 123 миллиарда евро, а импорт – 213 миллиардов. Таким образом, ЕС является крупнейшим торговым партнером нашей страны. Подавляющую долю (80 процентов) российского экспорта составляют сырьевые товары, в обратном направлении движется главным образом производственное и транспортное оборудование (доля 50 процентов), в том числе и автотранспортные средства.


В мире В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю

В понедельник, 20 января, в Донецке был убит заместитель командира полка специального назначения внутренних войск МВД самопровозглашенной Донецкой народной республики Алексей Кривуля (позывной Грин), сообщил депутат Народного совета ДНР Владислав Бердичевский.

Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой

С 18 января по 22 марта в театральном музее имени Бахрушина проходит уникальная выставка, посвященная жизни и творчеству великой балерины, народной артистке СССР Галине Улановой, покорявшей своим мастерством зрителей на всех континентах.

Спорт В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA

Глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус рассказал, какой пакет документов направили во Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и какие процедуры последуют после этого.