10 октября 2013, 14:13, Максим БАШКЕЕВ

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема, связанная с разночтениями в трактовках правил Всемирной торговой организации между Россией и Европейским Союзом не разрешена до сих пор. Наши партнеры считают, что введенный сразу после вступления в ВТО Россией утилизационный сбор на

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема заходит в тупик, стороны на протяжении многих месяцев не могут прийти ко взаимоприемлемому решению. Бюрократическая машина ЕС тем временем раскручивается и вот уже прозвучало требование создать экспертную группу ВТО с участием России по вопросу экспорта транспортных средств.

Тема, активно обсуждаемая на Западе, в нашей стране как будто не существует вовсе. Внимание, уделяемое ей со стороны российских СМИ ничтожно мало. А зря. Вопрос-то принципиальный, хоть и довольно скользкий. Если оставить за скобками всю политкорректную казуистику, то европейцы ни много, ни мало пытаются уличить нас в прямом несоблюдении правил ВТО, в которую мы так долго вступали. Их позиция пронизана недоумением по этому поводу.

Факты таковы: спустя несколько дней после присоединения России к ВТО, наша страна ввела так называемый утилизационный сбор, который, по мнению европейцев, создает дополнительное бремя для экспорта ЕС и сводит на нет эффект от снижения импортных тарифов. Взимается он с легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и других автотранспортных средств. Для легковушек его размер варьируется от 420 евро до 2700 евро для новых машин и от 2600 евро до 17200 евро для машин старше трех лет. Для некоторых автотранспортных средств, таких как грузовики для горнодобывающей отрасли, сбор достигает 147700 евро, что делает их конечную стоимость неконкурентоспособной на российском рынке. По российским оценкам эффект от утилизационного сбора достаточно внушителен: он помогает каждый год сохранять в бюджете страны около 1,3 миллиардов евро. При этом сбор взимается со всех импортируемых из ЕС автомобилей, но он не распространяется на транспортные средства, произведенные в России или в странах-партнерах по Таможенному союзу, Казахстане и Беларуси.

То, что для одной из сторон спора является экономией – для другой – чистой воды упущенная выгода. Для ЕС, где экспорт транспортных средств является одной самых доходных статей бюджета этот вопрос стоит крайне остро. Особенно сейчас, когда дела на внутриевропейском автомобильном рынке не слишком хороши. Общий объем автоэкспорта в Россию со стороны ЕС составляет 10 миллиардов евро, так что 1,3 миллиарда, «съедаемые» утилизационным сбором – вполне достойный повод для серьезного разговора.

Сегодняшней просьбе Европейского Союза о создании экспертной группы по урегулированию споров в рамках Всемирной торговой организации предшествовали официальные консультации между ЕС и Россией в июле этого года, а еще раньше этот вопрос неоднократно поднимался на двусторонних переговорах.

- Мы использовали все возможные средства, чтобы найти с Россией взаимоприемлемое решение, – заявил член Европейской Комиссии по вопросам торговли Карел Де Гюхт. - В связи с тем, что сбор продолжает серьезно препятствовать экспорту в отрасли, являющейся ключевой для экономики Европы, у нас не осталось другого выбора, как попросить о вынесении решения ВТО с тем, чтобы Россия выполняла свои международные обязательства.

Кстати, нашим утилизационным сбором недовольны не только европейцы, но и японцы, которые, как известно, так же поставляют на наш рынок огромное количество своих автомобилей.

Что же будет дальше? Маховик бюрократической машины раскручивается все сильнее. Уже 22 октября орган ВТО по разрешению споров (ОРС) обсудит на своем заседании запрос ЕС об учреждении экспертной группы. У России при этом будет право наложить вето на данное решение. Однако если вопрос будет повторно поднят на следующем заседании ОРС в ноябре, заблокировать его у нашей страны уже не получится. Далее будет определен состав комиссии, которая и примет конечное решение. Каким оно будет? Сказать достаточно сложно, но вариант применения тех или иных санкций исключать нельзя.

Статистика.

Россия является третьим по счету крупнейшим торговым партнером ЕС. В 2012 году объем экспорта из ЕС в Россию составил 123 миллиарда евро, а импорт – 213 миллиардов. Таким образом, ЕС является крупнейшим торговым партнером нашей страны. Подавляющую долю (80 процентов) российского экспорта составляют сырьевые товары, в обратном направлении движется главным образом производственное и транспортное оборудование (доля 50 процентов), в том числе и автотранспортные средства.


Политика Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе

Президенты России, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон согласовали заявление по ситуации в Нагорном Карабахе, оно опубликовано на сайте Кремля.


Общество Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы

Москва впервые за долгое время столкнулась с активным оттоком населения, сообщает радиостанция "Говорит Москва" со ссылкой на результаты исследования, проведенного членом комитета по регенерации городских пространств Urban Land Institute Денисом Соколовым.

Культура Политические соперники на исторической арене "Ялта-45" Политические соперники на исторической арене "Ялта-45"

Перед режиссером Андреем Житинкиным и центральными исполнителями: Василием Бочкаревым, Владимиром Носиком и Валерием Афанасьем стояла сложнейшая задача: без портретного сходства с Рузвельтом, Сталиным, Черчиллем достигнуть такой достоверности в проживании эпохального момента "Ялта-45" стран победительниц в войне с фашизмом, чтобы зрители поверили в подлинность исторического события, описанного шведским драматургом Лукасом СВЕНССОНОМ и реализованного в режиссерском видении Житинкина.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.