10 октября 2013, 14:13, Максим БАШКЕЕВ

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема, связанная с разночтениями в трактовках правил Всемирной торговой организации между Россией и Европейским Союзом не разрешена до сих пор. Наши партнеры считают, что введенный сразу после вступления в ВТО Россией утилизационный сбор на

Европа недовольна утилизационным сбором

Проблема заходит в тупик, стороны на протяжении многих месяцев не могут прийти ко взаимоприемлемому решению. Бюрократическая машина ЕС тем временем раскручивается и вот уже прозвучало требование создать экспертную группу ВТО с участием России по вопросу экспорта транспортных средств.

Тема, активно обсуждаемая на Западе, в нашей стране как будто не существует вовсе. Внимание, уделяемое ей со стороны российских СМИ ничтожно мало. А зря. Вопрос-то принципиальный, хоть и довольно скользкий. Если оставить за скобками всю политкорректную казуистику, то европейцы ни много, ни мало пытаются уличить нас в прямом несоблюдении правил ВТО, в которую мы так долго вступали. Их позиция пронизана недоумением по этому поводу.

Факты таковы: спустя несколько дней после присоединения России к ВТО, наша страна ввела так называемый утилизационный сбор, который, по мнению европейцев, создает дополнительное бремя для экспорта ЕС и сводит на нет эффект от снижения импортных тарифов. Взимается он с легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и других автотранспортных средств. Для легковушек его размер варьируется от 420 евро до 2700 евро для новых машин и от 2600 евро до 17200 евро для машин старше трех лет. Для некоторых автотранспортных средств, таких как грузовики для горнодобывающей отрасли, сбор достигает 147700 евро, что делает их конечную стоимость неконкурентоспособной на российском рынке. По российским оценкам эффект от утилизационного сбора достаточно внушителен: он помогает каждый год сохранять в бюджете страны около 1,3 миллиардов евро. При этом сбор взимается со всех импортируемых из ЕС автомобилей, но он не распространяется на транспортные средства, произведенные в России или в странах-партнерах по Таможенному союзу, Казахстане и Беларуси.

То, что для одной из сторон спора является экономией – для другой – чистой воды упущенная выгода. Для ЕС, где экспорт транспортных средств является одной самых доходных статей бюджета этот вопрос стоит крайне остро. Особенно сейчас, когда дела на внутриевропейском автомобильном рынке не слишком хороши. Общий объем автоэкспорта в Россию со стороны ЕС составляет 10 миллиардов евро, так что 1,3 миллиарда, «съедаемые» утилизационным сбором – вполне достойный повод для серьезного разговора.

Сегодняшней просьбе Европейского Союза о создании экспертной группы по урегулированию споров в рамках Всемирной торговой организации предшествовали официальные консультации между ЕС и Россией в июле этого года, а еще раньше этот вопрос неоднократно поднимался на двусторонних переговорах.

- Мы использовали все возможные средства, чтобы найти с Россией взаимоприемлемое решение, – заявил член Европейской Комиссии по вопросам торговли Карел Де Гюхт. - В связи с тем, что сбор продолжает серьезно препятствовать экспорту в отрасли, являющейся ключевой для экономики Европы, у нас не осталось другого выбора, как попросить о вынесении решения ВТО с тем, чтобы Россия выполняла свои международные обязательства.

Кстати, нашим утилизационным сбором недовольны не только европейцы, но и японцы, которые, как известно, так же поставляют на наш рынок огромное количество своих автомобилей.

Что же будет дальше? Маховик бюрократической машины раскручивается все сильнее. Уже 22 октября орган ВТО по разрешению споров (ОРС) обсудит на своем заседании запрос ЕС об учреждении экспертной группы. У России при этом будет право наложить вето на данное решение. Однако если вопрос будет повторно поднят на следующем заседании ОРС в ноябре, заблокировать его у нашей страны уже не получится. Далее будет определен состав комиссии, которая и примет конечное решение. Каким оно будет? Сказать достаточно сложно, но вариант применения тех или иных санкций исключать нельзя.

Статистика.

Россия является третьим по счету крупнейшим торговым партнером ЕС. В 2012 году объем экспорта из ЕС в Россию составил 123 миллиарда евро, а импорт – 213 миллиардов. Таким образом, ЕС является крупнейшим торговым партнером нашей страны. Подавляющую долю (80 процентов) российского экспорта составляют сырьевые товары, в обратном направлении движется главным образом производственное и транспортное оборудование (доля 50 процентов), в том числе и автотранспортные средства.


Политика Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8 Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8

Президенты Украины Владимир Зеленский прокомментировал в своем фейсбуке возможность возвращения России в G8, выразив мнение, что это станет возможным только после "возвращения" Крыма и прекращения конфликта в Донбассе.

В мире Хуситы объявили о нанесении удара по штабу саудовской армии в Джизане Хуситы объявили о нанесении удара по штабу саудовской армии в Джизане

Йеменские мятежники из движения "Ансар Алла" (хуситы) заявили, что нанесли удар баллистической ракетой по оперативному штабу саудовской армии в провинции Джизан на юго-западе Саудовской Аравии, об этом сообщил подконтрольный хуситам телеканал "Аль-Масира".

Экономика Курс евро опустился ниже 73 рублей Курс евро опустился ниже 73 рублей

Российская валюта продолжает укрепляться на улучшении внешнего фона и росте цены на нефть, евро опустился ниже 73 рублей, следует из данных Московской биржи.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.