11 октября 2013, 13:36, Максим БАШКЕЕВ

«Добролет» спешит в полет

Аэрофлот на этой неделе официально заявил о старте своего дочернего проекта по созданию низкобюджетного авиаперевозчика с очень приятным русскому уху названием «Добролет». До первого полета остается еще более полугода, но разговоры

«Добролет» спешит в полет

Попытки создать авиаперевозчика, который бы предлагал услуги перемещения пассажира из пункта «А» в пункт «Б» за небольшие деньги, уже предпринимались в России. Правда, закончились они плохо. Ни «Авианова», ни «SkyExpress» так и не смогли найти свой путь на просторах нашего капитализма. А вот иностранные лоукостеры взяли, и вышли на отечественный рынок. Может быть, именно с этим обстоятельством и связана столь резкая активизация работы по созданию нового российского низкобюджетного перевозчика.

Впрочем, пока все разговоры ведутся исключительно в сослагательном наклонении. Мол, мы уже серьезно продвинулись в заданном направлении, но для того, чтобы затея, в конечном счете, увенчалась успехом нужно, чтобы был выполнен ряд условий. В частности нужны поправки в действующее законодательство – хотя бы для самой возможности продажи так называемых невозвратных билетов. Нелишним будет и снятие запрета на назначение командирами экипажей иностранных пилотов. Все это вкупе с уже знакомым нам взиманием платы за любой багаж и отсутствием бесплатной кормежки в полете может снизить стоимость авиаперевозки на 30 – 40 процентов по сравнению со стандартным ныне действующим тарифом. Именно так говорят в «Аэрофлоте».

Условия не сказать, что невыполнимые, но достаточно серьезные, учитывая, что первый рейс «Добролет» собирается выполнить уже в мае будущего года. И здесь самое главное слово во всей этой затее – «сможет». Читайте между строк: цены могут упасть, а могут и не упасть. Равно как и «Добролет» может полететь, а может и на земле остаться.

С точки зрения банальной эрудиции ответить честно на вопрос, зачем «Аэрофлоту» создавать сколько-нибудь крупную авиакомпанию, которая планирует работать на самых экономически интересных направлениях (свяжет Москву, города-миллионники и в перспективе столицы сопредельных государств) не понятно. Если стоимость билета «Добролета» действительно окажется хотя бы процентов на 30 ниже, чем у материнской компании, а рейсы, как обещается, будут выполняться на абсолютно новой, взятой в лизинг иностранной технике, то лично мне будет достаточно сложно упрекнуть, например тех, кто обычно путешествует налегке (бизнесменов и командировочных), если они сделают выбор именно в пользу «Добролета».

Или, быть может, «Аэрофлот» не чувствует никакой угрозы, полагая, что уж его-то клиентура, привыкшая к сервису, комфорту и проч. от него уж точно никуда не денется, а «Добролет» - это такая довольно крупная свинья для остальных игроков нашего во всех отношениях непростого рынка пассажирских авиационных перевозок. Вот только не оказалось бы это заблуждением, в наш циничный век, когда во главу угла, чем дальше, тем крепче встают деньги.

В благополучный исход затеи в настоящее время верится слабо. Рыночный успех любого лоукостера зависит от целого ряда причин и отсутствие бесплатной еды на борту, взимание денег за провоз багажа и невозвратные билеты здесь играют далеко не первую роль. Главное – инфраструктурные расходы. Сколько авиакомпания вынуждена платить за аэропортовое обслуживание? Сколько времени оно занимает? Сколько времени в среднем проводит самолет в воздухе? Почем обходится керосин?

В той же Европе у каждого более-менее крупного города есть в непосредственной близости несколько воздушных гаваней. Бюджетные авиакомпании имеют возможность выбирать аэропорты с точки зрения минимизации затрат. В России выбирать можно разве что в Москве. И то по большому счету выбор невелик. Шереметьево отпадает по идеологическим соображениям (не могут лоукостер и его материнская компания быть приписаны к одной воздушной гавани). Остаются Домодедово и Внуково – опять-таки аэропорты-гиганты, не укладывающиеся в классическую парадигму бюджетных авиаперевозок. За счет чего тогда такая экономия? Попробуем еще раз задать этот вопрос ближе к весне, когда добавится большей ясности и проект «обрастет мясом».


Политика В Швеции предложили ввести санкции против России в ПАСЕ В Швеции предложили ввести санкции против России в ПАСЕ

Шведские парламентарии призвали возобновить антироссийские санкции в рамках ПАСЕ, сообщает RT со ссылкой на текст документа, который составили депутаты Партии центра Керстин Лундгрен и Магнус Эк.

В мире США заявили о перехвате российских Ил-38 в районе Аляски США заявили о перехвате российских Ил-38 в районе Аляски

Американские истребители накануне перехватили два российских противолодочных самолета Ил-38 в районе Аляски, утверждает командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).

Экономика Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса? Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса?

Последние несколько недель меня все чаще просят выступить в качестве обозревателя авиационного рынка, что я с удовольствием делаю. Но в обычной жизни я являюсь частью пресловутого малого бизнеса и большинство моих дум сейчас связаны с восстановлением индустрии, которую я представляю.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура У литературы свой иммунитет от коронавируса У литературы свой иммунитет от коронавируса

Можно ли считать, что литературный мир, как и другие виды искусства, кроме телевидения, находится в вынужденной изоляции от пандемии коронавируса?

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.