23 октября 2013, 21:16, Этери КЕКЕЛИДЗЕ (спец. корр.) РИГА – ТАЛЛИН

Русские комедианты в зарубежье

В октябре Рижский русский театр имени Михаила Чехова отпраздновал свой почтенный юбилей – 130 лет, открыв новый сезон знаковой премьерой «Комедиант Господина» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». С этой пьесой театр связывают

Поставил спектакль главный режиссер театра Игорь Коняев. Полный зал, шквал аплодисментов, цветы и поздравления, телевизионные репортажи – юбилей русского театра стал событием для всей Риги.
«Рижский русский театр был открыт воскресным вечером 2 октября 1883 года. Правда, никто из участников этого исторического события даже представить не мог, что именно этот день станут считать точкой отсчета жизни нашего театра», – написала газета «Суббота». Сам же театр вместо доклада с перечислением дат и имен сделал получасовой фильм, в котором этапы большого пути отразились в кадрах кинохроники и записей из спектаклей. Какое счастье, что театр располагает таким богатым и бережно хранимым архивным материалом! Далеко не каждый русский театр на постсоветском пространстве может похвастаться тем же. За 130 лет своей истории он переживал разные периоды, несколько раз менял место жительства. Интересно, что нынешнее здание Национального театра к 700-летитю Риги было выстроено для русского театра, и он работал в нем до 1918 года. И даже менял названия – от «Театральной труппы антрепренера Лаврова» через «Постоянный русский театр в Риге» и так далее к нынешнему – Рижскому русскому театру имени Михаила Чехова. С этим театром связаны имена будущих знаменитых режиссеров Константина Марджанова и основателя Камерного театра Александра Таирова. После Октябрьской революции русский театр оказался в эмиграции. Именно тогда на его сцене работал Михаил Чехов, гастролировали Вера Комиссаржевская и Василий Качалов, выступали Аркадий Аверченко и Надежда Тэффи, а Алексей Толстой не только принимал участие в постановке своей пьесы «Касатка», но и сам исполнял роль Желтухина…
Дань уважения за вклад в судьбу русского театра в Латвии была отдана всем, кто работал здесь в разное время. Но особо тепло встречали в зале легендарного Аркадия Каца, руководившего театром 25 лет, с 1963 по 1988 год, и это было время, когда сюда на спектакли приезжали из разных городов, а рижане спрашивали лишние билетики за несколько кварталов. После восстановления независимости Латвии история театра оказалась неразрывно связана с именем директора Эдуарда Цеховала, сумевшего привлечь для постановок таких ярких режиссеров, как Роман Козак, Роман Виктюк, Алла Сигалова, Александр Галибин…
Три последних года главным режиссером театра является Игорь Коняев, петербуржец, ученик Льва Додина, который уверенно формирует репертуар, где сочетаются классика и современность, есть несколько интереснейших музыкальных спектаклей, созданных в соавторстве с маэстро Раймондом Паулсом. 80 лет назад в одном из писем Михаил Булгаков писал: «В Русском театре в Риге «Мольер» идет под заглавием «Комедианты господина», но правильнее было бы назвать пьесу «Комедиант Господина». Пожелание драматурга Игорь Коняев выполнил, спектакль так и называется. Но сегодня в распоряжении режиссера имеется современная оборудованная сцена, чем и воспользовался сценограф Алексей Порай-Кошиц, создав красивый и элегантный спектакль, где за куртуазным покрывалом таится безвременная трагедия одиночества художника…
К своему почтенному юбилею коллектив приурочил конференцию «Жизнь русских театров за пределами России», куда были приглашены директора и худруки русских театров на постсоветском пространстве: Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины, Армении, Грузии и Молдовы. Они отдавали должное фестивалю «Встречи в России», который уже 15 лет проводит «Балтийский дом» в Петербурге. Здесь, в Риге, речь шла о вопросах практических – каналы финансирования, способы заработка собственных средств, новые возможности развития. Эдуард Цеховал говорил о том, что русский театр в национальной республике должен не «выживать» и искать способы достойного существования – естественно, с государственной поддержкой, но не только. Как пример он привел проект совместной постановки по Достоевскому «Русский смех», реализованный силами русских театров Эстонии, Латвии и Литвы. Московский режиссер Роман Козак провел кастинг в трех труппах и поставил замечательный спектакль, который по очереди шел на русских сценах этих трех стран и был с успехом показан в Петербурге.
Этот пример был оценен собравшимися, но поскольку «в каждой избушке свои погремушки», директора говорили о своем наболевшем, в том числе о воспитании кадров для русских театров и постоянной профессиональной учебе. Главным же предложением было рассмотреть возможность создания общей Ассоциации русских театров зарубежья. Советник президента по зарубежным культурным связям Михаил Швыдкой в целом поддержал эту идею, особенно подчеркнул важность согласования принципов такого объединения с министерствами культуры и иностранных дел независимых государств, где живут и работают русские театры.


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.