28 октября 2013, 15:56, Максим БАШКЕЕВ

Миллиарды на рейтинги

В России действует разработанная министерством образования программа, целью которой является попадание к 2020 годе как минимум 5 российских вузов в сотню одного из самых авторитетных международных рейтингов университетов. Что за этим скрывается?

В спорах по поводу конкурентоспособности отечественных вузов на международной арене сломано бессчетное количество копий. Ни один зарубежный рейтинг не остается незамеченным, вызывая жаркие дискуссии по поводу того, объективен он или нет. Но реальность такова, что в глазах мирового сообщества российское образование находится в настоящее время на периферии международной научной мысли. Тому есть ряд причин, не все из них объективные, но тут уж ничего не попишешь. На протяжении достаточно длительного периода времени Россия действительно была оторвана от мирового научного сообщества.

Можно сколь угодно долго говорить о предвзятости исследований и рейтингов, об их коммерческом характере, обижаться на то, что в очередной раз в них попадают от силы 1 – 2российских вуза. Иностранцам от этого по большому счету ни горячо, ни холодно. Одно время звучали предложения создать в нашей стране альтернативные рейтинги, которые бы оценивали деятельность высших учебных заведений по нашим, как представляется тем, кто эту идею выдвигал, более справедливым критериям. Однако есть подозрение, что и в этом случае мы вряд ли сможем задеть за живое мировую научную общественность. Нет ну действительно, кому в том же Гарварде, Оксфорде или Йеле будет дело до того, какое место эта альма-матер займет в рейтинге, составленном в далекой и мало понятной России.

Так или иначе, проблема существует и более того, ее держат на контроле в профильном российском министерстве, глава которого Дмитрий Ливанов, рассказал о первых результатах так называемого проекта «5/100». В его рамках к 2020 году как минимум 5 высших российских учебных заведений должны прочно обосноваться в лучшей сотне одного из авторитетных международных рейтингов университетов.

Впрочем, это особо подчеркнул министр образования и науки, попадание в рейтинги не является самоцелью. Задачи здесь куда более серьезные: выстроить новое качество российского образования, сделать его привлекательным для студентов всего мира, повысить интенсивность научных исследований, поднять престиж Российской Федерации как научной державы на качественно новый уровень. Достичь этого попытаются, в том числе улучшением качества инфраструктуры: созданием новых кампусов, общежитий, лабораторий, а также инвестициями, направленными на повышение человеческого капитала, привлечением новых преподавателей и повышением уровня интернационализации.

При министерстве образования создан и уже работает совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди основных мировых научно-образовательных центров. Буквально несколько дней назад члены совета рассмотрели 15 «дорожных карт», представленных соответственно 15-ю вузами страны. В широком смысле эти документы представляли собой видение самих учебных заведений на свое развитие до 2020 года. В свою очередь члены совета, среди которых были и иностранные специалисты,соглашались или не соглашались с предложениями и давали рекомендации.

О результатах: из 15-ти вузов 12 защитили собственные «дорожные карты». Теперь они вправе рассчитывать на предоставление финансирования в объеме от 1,1 до 1,5 миллиардов рублей сроком на два года каждый. Трио же неудачников (в которое попал и Дальневосточный Федеральный университет) в марте будущего года ждет переэкзаменовка (деньги для них зарезервированы, но пока они им недоступны). Недостатки, по большому счету, у всей троицы одни и те же: недостаточная амбициозность поставленных целей и непроработанность интеграции с региональными институтами Российской академии наук (РАН).

Учитывая последние события, связанные среформированием РАН, налицо стремление министерства образования изменить академическую культуру России, сделать ее современнее. Однако увенчается ли эта работа успехом – еще большой вопрос.


Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.

Культура Зулейха навсегда Зулейха навсегда

В столичном кинотеатре "Космос" состоялась торжественная церемония закрытия и награждения победителей первого российского фестиваля экранизаций "Читка".