3 ноября 2013, 13:33, Елена ЛАРИНА

Лев Додин объединяет Россию с Европой

Задуматься о болевых точках нашего общества, таких как национализм, фундаментализм, ксенофобия, призван фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и Они = мы». Открывается он 8 ноября в Санкт-Петербурге на сцене Ма

Поиск взаимопонимания лежит и в основе идеи следующего, хотя и более амбициозного Зимнего международного Санкт-Петербургского театрального фестиваля. Автором идеи и художественным руководителем обоих форумов является Лев Додин. «Для меня важно, - говорит режиссер, - что мы часть Европы, а не просто другая цивилизация. И европейцам играть свои премьеры в Санкт - Петербурге должно быть так же интересно, как в Париже, Мадриде или Лондоне». Подробности фестивальных программ наш корреспондент узнал из первых рук.

«Мы и они = Мы» - это скорее общественная акция, нежели театральный фестиваль в привычном понимании. «Меня очень беспокоит та точка зрения, что виноваты всегда другие», - говорит Лев Додин.- И на этом очень густо замешана история 20-ого, а теперь и 21-ого века. Каждая нация чувствует себя обиженной, и по-своему виноватой считают другие, и все это переплетается. Мы нашли произведения, которые никогда раньше не переводились на русский язык, тем более не ставились. Это все крупные драматурги и деятели культуры, философы, публицисты. В течение сезона мы делали эскизы, я подчеркиваю, не читки, а эскизы. Занята практически вся труппа, от самых молодых до самых знаменитых. Почему эскиз? Потому что в них нет места самовыражению артиста и режиссера. Мы стараемся максимально точно представить точку зрения автора и те смыслы, которые он пытается передать. Когда мы сыграли эти эскизы на Малой сцене, то увидели, что это вызывает довольно большой интерес и поняли,- наш зритель совершенно вне контекста многого происходящего. Это такой спектр трагедии 20-ого - начала 21-ого веков. Посмотрев все, мне кажется, можно сделать некие выводы, которые обозначены в заглавии, и не смотря на все различия и взаимные претензии, мы, на самом деле, похожи и одинаковы, и если виноваты, то, прежде всего, сами и каждый человек в отдельности.

В программу фестиваля «Мы и они = Мы» вошли семь сочинений авторов из разных стран – Финляндии, Венгрии, Польши, Бельгии, Казахстана, России. Открывает фестиваль известный финский писатель, пишущий об Эстонии, Софи Оксанен. Его роман «Очищение», один из самых знаменитых в Европе, он то и лег в основу первого спектакля. Второе название вечера – «Женщина и война» Алэн Польц. «Это очень сильная, полумемуарная проза, - сказал Лев Додин. - Автор, известный публицист, философ, венгерский общественный деятель движения хосписов, вспоминает, как 18-летней девочкой оказалась на занятой советскими войсками территории. Сильный и страшный взгляд на трагическую историю».

9 ноября будут показаны три спектакля. «Темный лес» - пьеса Анджея Стасюка, рассказывает о польских гастарбайтерах в Германии. Мысль, что европейцы тоже где-то оказываются гастарбайтеры совершенно неожиданна для российского зрителя, потому что оказывается они очень похожи на киргизских гастарбайтеров в России. В тот же вечер будет показана казахская пьеса Олжаса Жанайдарова «Беруши» о двух братьях, которые мечутся между Москвой и родиной. Закончится второй фестивальный день бельгийской повестью «Человеческий фактор» Франсуа Эммануэля. Третий день фестиваля начнется с пьесы Тадеуша Слободянека «Наш класс». По выражению Льва Додина, это «абсолютно блистательная пьеса, которая производит фурор во всем мире».

В ней очень жестоко говорится о том, как одни расправляются с другими, непрерывно меняясь ролями, жертвы превращаются в палачей и наоборот. Все это вырастает в национальную трагедию, общенациональный позор. История рассказывает, как поляки в маленьком городке сожгли около полутора тысяч евреев, загнав их в овин. Всегда считалось, что это сделали немцы, а в 2000 году в Америке вышла книга автора польского происхождения, который провел расследование и выяснил, что это сделали поляки. Книга вызвала в Польше жуткий скандал, потому что поляки всегда считали, что они самая угнетенная нация, которая только защищалась. В течение шести или семи лет шли исследования, и, в конце концов, власти признали этот факт, и на месте гибели евреев был открыт памятник покаяния.

Заканчиваются показы историей Максима Осипова «Русский и литература», у автора она называется «Камень, ножницы и бумага». А завершает фестиваль, так называемый, поэтический постскриптум «Дитя Европы» Валерия Галендеева по стихам Чеслава Милоша, Виславы Шиборской и Иосифа Бродского. Программа продлится примерно 14 часов.

Задачи Зимнего международного Санкт-Петербургского театрального фестиваля совершенно другие. Он задуман петербургскими властями как часть европейского культурного контекста. И не случайно в качестве художественного руководителя был приглашен самый авторитетный в Европе российский режиссер Лев Додин. Он в свою очередь начал подготовку проекта с идеи сделать фестиваль трех шедевров. Однако задумка оказалась неосуществимой, потому что натолкнулась на проблему не репертуарного театра. Даже трех шедевров не удалось набрать в Европе, поскольку эти спектакли к тому моменту перестали существовать, а возобновить их оказалось невозможным. Так случилось, по словам Льва Додина, с великим спектаклем Арианы Мнушкиной «Мимолетности». Его просто перестали играть, и декорации были брошены на складе в Таиланде. Поэтому организаторы решили сделать «моментальный снимок европейского театра сегодня», поскольку картина основных направлений театра Европы может измениться в любой момент.

«Но мы собрали неплохую компанию», - уверен Лев Додин. - Открываем 14 ноября в Михайловском театре как это ни странно, концертом. Поскольку российский фестиваль не может обойтись без речей, а перед спектаклем это делать неловко. Сначала произнесем все слова, а потом представим величайший фортепианный дуэт Кати и Мариэль Лабек. Затем 15-16 ноября будет играться «Волшебная флейта» в постановке Питера Брука. Это его последняя премьера мне кажется абсолютным шедевром. А 16-ого и 17-ого – «Смерть в Венеции» по Томасу Манну в постановке Томаса Остермайера, театр Шаубюне (Берлин). Затем «Семейное счастье» Петра Фоменко, единственный русский спектакль в знак памяти о Петре Наумовиче. Затем показываем спектакль Люка Персеваля по роману Ханса Фаллады «Каждый умирает в одиночку» , театр Талия (Гамбург), и «Счастливые дни Аранхуэса» Бургтеатра (Вена) в постановке Люка Бонди, ставшего художественным директором театра Одеон в Париже. Завершается программа на сцене МДТ спектаклем Пикколо театра в постановке Тони Сервилло «Внутренние голоса» Эдуардо де Филиппо.

Помимо основной программы, существует и вторая, отчасти компенсирующая несостоявшуюся идею с шедеврами, - пояснил Лев Додин.

- Поскольку мы хотели, чтобы понятие шедевра все-таки существовало в сознании театральных людей мы придумали программу видеопоказов «Шедевры режиссерского театра XX века», которая пройдет в кинотеатре «Аврора». В нее вошли 50 спектаклей Джорджо Стреллера, Арианы Мнушкиной, Питера Брука, Тадеуша Кантора и Ежи Гротовского, которые в России неизвестны. Возможно, удастся показать «Апокалипсис» Гротовского, который перед смертью показ фильма вроде как запрещал, но мы попытаемся этот запрет нарушить. Просто очень хочется привлечь молодых артистов, режиссеров, студентов, чтобы они увидели, какое существует мастерство, уровень работы с артистами, каждый раз в новых стилях, а не по принципу «как можем», который сегодня распространен.

Завершится Зимний международный Санкт-Петербургский театральный фестиваль тихими посиделками с участием знаменитостей из Европы и российских режиссеров. Ведь так редко встречаются крупные режиссеры, а так много проблем вокруг театра, которые их объединяют.


В мире Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию Зеленский внес в Раду проект изменений в Конституцию

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной раде законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)", свидетельствуют данные на официальном сайте парламента.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.