5 ноября 2013, 08:15, Мария Безрук

“Сталинград”. Дан приказ: ему – на запад

Невзирая на критику и неоднозначные отзывы, картина “Сталинград” Фёдора Бондарчука продолжает своё триумфальное шествие в мировом прокате. За 4 недели фильм собрал около $60 млн. – фантастический результат для российского кинематографа. Подобными дос

“Сталинград”. Дан приказ: ему – на запад

То, что лента делалась с “западным прицелом”, было очевидно ещё на уровне сценария. Не даром лента начинается не со Сталинграда 1942 года, а с Фукусимы наших дней – приём весьма популярный в Голливуде, призванный закольцевать историю с современностью, и придать национальной боли планетарный масштаб. Схематично выстроенные сюжетные линии, лапидарные герои, музыка, схожая с десятком американских военных картин – все элементы, составляющие картину, полотно работают на то, чтобы у зрителя сложилось ощущение, что он посмотрел западный фильм. Не секрет, многие пробовали пойти по этому пути унифицированного кино, однако, получилось только у Бондарчука.

Столь сокрушительным коммерческим успехом лента обязана отнюдь не фамилии режиссёра и даже не агрессивной политике крупного прокатчика – современного российского зрителя позвали не на русское кино, а на блокбастер, скроенный по американскому пошибу. Зритель этот код считал и пошел. И, в большинстве своём, остался доволен – ему ведь показали ровно то, на что позвали: в ленте нет ни “русской души”, ни красоты русского языка, ни особенностей драматургии, присущих русской классической литературе и хрестоматийному советскому кино. Примитивные диалоги, схожие по простоте и незамысловатости языка с “Аватаром”, сериальная интрига и чётко выстроенная дистанция между персонажами и зрителем - вот он, рецепт современного коммерческого киноуспеха.



За последние лет 30, массовый зритель погрузился в идеологию фаст-фуда: люди, регулярно потребляющие картофель фри с кетчупом и майонезом, изуродовали не только свои желудки, но и сознание. Холестерин, неизбежно оставляющий бляшки не на их сосудах, очевидно, повредил серое вещество мозга, атрофировав механизмы, отвечающие за способность думать, чувствовать, рассуждать. Современному зрителю не нужны подлинные эмоции и переживания в кино: зритель хочет холестериновых страстей, не имеющих никакого отношения к его собственной жизни. В “Сталинграде” он получил их по полной программе. Один лишь немецкий офицер, влюблённый в русскую девушку, выбивается из общего ряда примитивных героев – но, в этом, видимо, как раз и проявилась русская натура режиссёра, не способного до конца выхолостить в себе всё живое и распластаться перед западным зрителем всем корпусом.

Художественные и морально-этические проблемы “Сталинграда” вдумчивой публике ясны и досадны, однако – победителей не судят: россияне за 4 недели проката ленты принесли в его копилку $47,7 млн., жители Украины – $3,3 млн., китайцы за первый же уик-энд $8,3 млн. – и это только начало. А впереди ещё прокат в Европе и Америке. Невозможно не порадоваться тому, что русское кино наконец-то показало всему миру, что оно способно конкурировать с западным кинематографом в прокате на равных и даже побеждать на своей территории. Однако, “Сталинград” по сути своей – это кино отнюдь не русское. Не слишком ли дорогую цену мы готовы заплатить за то, чтобы угодить вкусам фаст-фудной аудитории, если нам, дабы понравиться западу, следует полностью отказаться от своего менталитета, культуры, исторической правды?.. И кто же тогда победил в этой битве?..



Скоро американская киноакадемия огласит пятёрки финалистов главной кинопремии мира. Авторы “Сталинграда” сделали всё, чтобы оказаться в числе соискателей престижной награды, принеся в жертву память о собственной истории, используя её лишь как раскрученный бренд. Сыграет ли ставка Бондарчука-Роднянского на “Оскаре” – покажет результат голосования. Замечу лишь, что Владимир Меньшов и Никита Михалков побеждали на “Оскаре” со стопроцентно русскими картинами, подчеркивающими наши национальные особенности. “Сталинград” показал всему миру, что мы постепенно превращаемся в поп-корновых папуасов, принимающих стеклянные бусы завоевателей за драгоценные камни. Что ж, мы 20 лет пытались построить рыночное общество – нам это удалось. Сколько же лет теперь понадобится нам для того, чтобы вдохнуть в это общество душу. И какой она будет, эта рыночная душа...



Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.