13 ноября 2013, 12:38, Елена СЕМЕНОВА

«Аварийный выход» Ильи Кабакова

Это единственный документальный фильм о художнике-диссиденте времен СССР.

О творчестве Ильи Кабакова говорить непросто. С одной стороны, это неоспоримая вершина современного искусства, подтвержденная в арт-мире и отмеченная большим количеством наград и признанием. Ведь он пока единственный художник, получивший всемирную известность и «имя».


Во многих источниках, статьях, исследованиях (среди которых очень показательны «Диалоги» Ильи Кабакова и Бориса Гройса) художник сам пытается проговорить и донести до публики свою философию. С другой стороны, мы помним, что, когда московская публика в нулевые ринулась на осмотр его первых выставок, то оказалось, что она не готова к восприятию такого шокирующего искусства. Точнее, многие вообще отказывались, да и сейчас отказываются считать это художественным продуктом. Тут, кстати, стоит вспомнить, как аудитория встречала в свое время импрессионизм, кубизм, абстракционизм?.. – Не правда ли, что-то напоминает? Наиболее сложно то, что в концептуализме – жанре тотальной инсталляции, родителем которого Кабаков является, во главе угла стоят не образы, а мыслеформы. Только пройдя через их массу, а заодно причастившись к философии искусства, можно вникнуть в пространственные и текстологические инсталляции художника, понять их ценность и ощутить, что не зря его ставят рядом с Малевичем.

Почему ценен Илья Кабаков? Потому что, созревая как мастер в СССР, будучи нонконформистом, но, не вступая в прямой конфликт с властью (это было не нужно человеку, который существует в иной, альтернативной реальности искусства), сумел увидеть советский быт и через него всю эпоху сверху, в контексте рождения и смерти великих цивилизаций. Как писал известный поэт: «Так ледяная власть империй водой уходит сквозь песок».

С 1956 года Илья Кабаков иллюстрировал книги для «Детгиза», журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки», и, кстати, уже в его детских картинках ощутима тенденция к разбору вещного мира на детали, крупинки, молекулы. Точно так же позже, когда художник стал активным участником диссидентских выставок в СССР и за границей (его работы в 1965-м попали на выставку «Альтернативная действительность II» в Италии), он стал «конструировать» в своих инсталляциях атмосферу и быт советских коммуналок. В «Диалогах» с Борисом Гройсом он говорит о своих коммунальных опытах: «Да, это что-то египетское, какая-то мумификация. И потом есть страх, что одного тебя не возродят, а если нас будет много – то возродят. С этим связано то, что у меня все последнее время было безумное желание отразить всю жизнь нашего советского общества, не пропустить ни одной бумажки, потому что была надежда, что нас всех возродят скопом».

Суммируя эти мысли, можно сказать, что творчество Ильи Кабакова – это еще пока массивный, закодированный сейф. И помимо книг ключ к его пониманию может дать фильм «Аварийный выход» Нины Зарецкой – основателя и руководителя Арт Медиа Центра «TV Галерея», продюсера и режиссера серии документальных фильмов «Русская Америка», представляющих известных художников, культурологов и писателей, живущих в Нью-Йорке. Это единственная документальная картина об Илье Кабакове и его жене Эмилии, снятая русским режиссером, в основу которой положена серия их московских выставок 2008 года. Лаконичный получасовой, но в то же время четкий и законченный в своем информативном посыле фильм – попытка увидеть не одного Кабакова, а их многолетний творческий тандем с Эмилией. Вначале, как динамичная, но не канонически новостная, а мозаичная нарезка, даются важнейшие факты биографии. Потом идет более глубокий анализ, и в первую очередь через рассказы самих героев. Реплики художника и его жены перемежаются планами экспозиций в ГМИИ имени Пушкина, на «Винзаводе», в «Гараже». Камера проскальзывает по объемным конструкциям «Красного вагона» – ностальгического проекта, возвращающего в атмосферу СССР 30-х годов, по пастельной гамме «Последней выставки художника», где каждый сантиметр и цветовой оттенок, по словам старшего научного сотрудника ГМИИ им. Пушкина Александры Даниловой, выверены Кабаковым, заглядывает в знаменитый «Туалет» на «Винзаводе».

После просмотра фильма в зале возникла оживленная дискуссия, в процессе которой слушатели отметили органичный звукоряд, подобранный музыкальным редактором Надеждой Андреевой. Правда, некоторые пришли в недоумение – отчего эпизоды работы Ильи Кабакова в его мастерской (он тщательно вырисовывает буквы на холсте) сопровождаются романсом в исполнении Валентины Пономаревой «Дремлют плакучие ивы». Нина Зарецкая ответила, что этот выбор вполне обоснован: оказывается, мастер любит включать во время работы в качестве фона русские романсы. Как поведала режиссер, фильм этот, несмотря на короткий метр, снимался долго – некоторые эпизоды разнесены во времени на десять лет. Тем не менее нельзя сказать, чтобы этот разрыв ощутим в ткани фильма. Еще, пожалуй, можно отметить, что Илья Кабаков (Эмилия называет его очень жестким в работе) выступает в этом фильме как мягкий интеллигентный человек, и вдобавок – стопроцентный гражданин России. Вспомним русские романсы, а также то, что говорит Эмилия: муж не читает и не говорит ни на одном языке, кроме русского, и когда смотрит по телевизору очередную политическую заваруху в России, говорит – если бы я был там, я был бы с ними – на митингах и баррикадах.



Политика Пентагон прокомментировал слова Эрдогана о закрытии военных баз Пентагон прокомментировал слова Эрдогана о закрытии военных баз

Пентагон прилагает усилия к тому, чтобы сохранить отношения с Турцией на фоне заявлений ее руководства о возможном закрытии для США военных баз Инджирлик и Кюреджик, сообщил представитель ведомства.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура РБК: из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь РБК: из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь

По результатам за одиннадцать месяцев текущего года из 68 отечественных кинокартин, получивших господдержку, лишь восемь фильмов окупились в прокате, сообщает РБК со ссылкой на данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС).

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.