20 ноября 2013, 17:13, Юрий БЕЛИКОВ

Испанский сапожок волшебника

27 ноября отечественному классику детской литературы Григорию Остеру исполняется 65 лет. Недавно он побывал в Перми в рамках проекта «Открытый университет», где прошли его встречи с детьми, их родителями и педагогами. В ходе одной из них

Если бы я был ребенком, я бы тоже, наверное, представлял, что все великие волшебники должны обладать необычными именами-прозвищами. Например, у Остера отчество – Бенционович. Звучит примерно как усеченное продолжение «Мерседеса»: «Бенц». Во всяком случае, набившиеся в краевую детскую библиотеку имени Льва Кузьмина ребятишки, почти все вооруженные смартфонами, точно в одночасье обретшими зренье шоколадными батончиками, выговаривают его звонко и четко – в духе своей продвинутой причастности к сонму жителей «культурной столицы Европы». А вот кое-кто из их десятилетних, не шибко осмартфоненных сверстников из Кунгура, посредством телемоста общающихся с классиком, временами спотыкается в произнесении его волшебного именного шлейфа.

Но великий волшебник на то и великий волшебник, что он тут же отметает свое величие, тем самым его только увеличивая:
– Без Бенционыча! Сразу – вопрос.
Кстати, на один из заданных в этот день вопросов «Почему вы решили стать писателем?» Григорий Остер так и ответил: мол, писатель сродни великому волшебнику – может делать все, что он хочет, создавать миры по собственному усмотрению. Узнав, что его маленькие почитатели, прыгая по клеточкам, играют в «классики», на всякий случай предупредил:
– По мне прыгать нельзя!

Впрочем, если бы слетевшиеся астероиды (все влюбленные в классика Остера) отнесли сей призыв по части его знаменитых «Вредных советов», из которых, собственно, в большинстве своем и состоит вся его блистательная «антипедагогическая» педагогика, они бы мигом решили, что их кумир приехал в Пермь исключительно для того, чтобы на нем попрыгали. Но они, вероятно, сочли, что это – один из немногих «безвредных» советов Бенционыча.
Вообще, он считает, что все дети одинаковы. Что в Древнем Египте, что сейчас. Они гениальны. Каждый ребенок. Причем – не в переносном, а в совершенно буквальном смысле. Потому что он не оброс стереотипами.

– Когда ребенок ищет какое-нибудь решение, – развивает свою мысль классик, – он идет своим путем. Взрослому гению, ему плевать на то, как до него ходили! Он не поддается ненужным влияниям. А у ребенка их просто нет. Поэтому образ мышления ребенка точно такой же, как у гения. И посему главная задача человека – сохранить в себе ребенка. Если он вырастет и сумеет сохранить в себе хотя бы часть его, он станет талантливым человеком как минимум. А если нет – тогда будет как все нормальные люди…
Вот она, высшая степень востребованности и, если хотите, народности: когда писатель только начинает произносить первые строчки из своего сочинения, а тот самый детский сонм восторженно его завершает.
Если вы по коридору
мчитесь на велосипеде,
а навстречу вам из ванной
вышел папа погулять…
Это – соло. А вот – хор:
Не сворачивайте в кухню,
В кухне – твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.

Последние четыре слова Кузьминка произносит с особенным воодушевлением.
Григорий Бенционович Остер – современный Антон Семенович Макаренко. На его «Вредных советах» (есть еще «Самые лучшие вредные советы») взошло не одно поколение граждан нашей страны. Судя по переводам этих советов на всякие-разные языки мира, – не только нашей. В чем благотворный смысл «облучающей» (в противовес обучающей) педагогики Остера?
Она всегда действует от обратного, даже – от противного. Как бы призывает к тому, к чему призывать на первый взгляд не следовало бы. В результате маленький человечек (а может, и самый большой в державе человек?), причастившийся к этим, изложенным преимущественно белым стихом «нехорошим» наставлениям, не делает ненужного заступа, замирает на опасной черте. Это как прививка от эпидемий.

Допустим, мы слышим из уст автора:
Бейте палками лягушек,
это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
и наступит день счастливый –
вас в какое-нибудь царство
примут главным палачом.

Я подначиваю Бенционыча признаться, когда он написал эти стихи. Явно не сегодня. Хотя… По его мнению, они могли возникнуть хоть когда. И – в любой стране. Маленькие дети безжалостны. Во все века. Такова их природа. Однако палач, который в сказке, ассоциируется у них со словом «плохо».
– И когда я привязываю их поступки к его образу, – поясняет писатель, – дети понимают, как на это могут посмотреть окружающие. Что касается кажущегося намека на власть… Почему вы думаете, что власть сопрягает себя со словом «палач»? Она, наоборот, во все времена полагает, что осчастливливает людей…

Можно жить в СССР или Российской Федерации. Или – в Соединенных Штатах Америки. А можно – в стране советов Остера. Там изучают «ненаглядные пособия» по физике и математике, составляют сногсшибательные рецепты для домашних людоедов (как-то: «Ягодный джем с негодницами», «Дураки вяленые с валенками, полными пива», «Отвар из колючей злюки»). В той стране осваивают новые дисциплины – «Вритературу» и «Визгкультуру». Их основатель замечает:
– Когда литературу разбирают на составные части, а затем пытаются собрать, это мне всегда напоминает, как мальчик разбирает папины часы, а потом остаются лишние винтики. Это неправильно. Из детей надо делать читателей, а не филологов и литературоведов...
Очевидно, так и с другими дисциплинами. Однако Остер дает «вредные советы» не только детям. Скоро в свет выйдет его новая, довольно увесистая книга «Вредные советы коррупционерам и борцам с коррупцией». Видимо, она рискует стать подлинным, а не назначенным бестселлером?
На встрече в библиотеке самый главный «вредносоветчик» нашей страны демонстрирует рождение очередного пособия – «Введения в ясновидение»:
– Пора будить ваше предчувствие, – обращается он к детям. – Предчувствие – воображаемое существо, похожее на быстро мелькнувшую белку...

Дабы в этом убедились все присутствующие, Остер приглашает из зрительного зала «ассистента». Один из мальчиков должен целиком и полностью следовать оглашаемому тексту:
– Стоя прямо, опустите руки по швам и содвиньте ноги вместе. Теперь, не сгибая колен и поясницы, медленно всем телом наклоняйтесь вперед. Оп! Одна нога шагнула! Сама! Без вашего разрешения! Почему так случилось? Кто толкнул ногу? Оно: предчувствие… Хорошо дрессированное предчувствие может предсказать шишки, царапины, волдыри и синяки задолго до их появления.
Сам Григорий Бенционович пушистую белку своего предчувствия дрессирует регулярно. В библиотеке он спрашивает ребятню:
– Знаете, что такое прямой эфир?
Добившись утвердительного возгласа, тут же показывает, как эта самая белочка может грызть крепкие орешки нашей российской действительности:
– Имейте в виду: чем меньше на телевидении прямых эфиров, тем меньше свободы в стране, в которой вы живете.

Вообще, Остеру надо бы платить за «вредность». Ведь даже за разработку «президентского» сайта, где он дает различные советы школьникам (к примеру, «если вы услышите, что Президента везде хвалят и нигде не ругают, значит, он не справился со своей работой»), по утверждению Григория Бенционовича, ему не платят. Еще бы! Остер пытается объяснить детям, что во власти нет ничего сакрального. Мало того, утверждает: «Будет Навальный Президентом России – я буду писать то же самое!»
При этом он не устает благодарить советскую власть и цензуру прошлого за непревзойденную детскую и переводную литературу, которая была в СССР. В свое время многие талантливейшие взрослые писатели бежали не за бугор, а именно на территорию детской и переводной литературы. По мнению Остера, «в нормальной ситуации этого бы не было»:
– Не стали бы Юрий Коваль или Генрих Сапгир писать для детей, потому что они – замечательные взрослые писатели. А уж говорить о молодых авторах…Чтобы молодому человеку захотелось писать для детей?.. Это же смешно! Потому что совершенно естественно, что молодому человеку хочется писать стихи и прозу о своих сверстниках и для девушек.

– В итоге получается, что, если бы не было пресса советской власти, не существовало бы Остера как Остера? – прикидываю я.
Отвечает:
– Я бы был совершенно другим. Мне никогда бы не пришло в голову заниматься детской литературой.
Получается, когда еще Гаврила Державин преподнес нам свою классическую птичку («Поймали птичку голосисту/и ну сжимать ее рукой./Пищит бедняжка вместо свисту./А ей в ответ: «Пой, птичка, пой!»), он предрек возникновение детской литературы в золотой клетке неведомого для него государства?
Вскоре пищащая птичка научилась выводить рулады и даже по-остеровски ерничать над той самой «сжимающей рукой»:
Если ты не смог на карте
Отыскать свою страну,
Не оплакивай Отчизну –
Географию учи!

Размышляя об этом парадоксе, Григорий Бенционович вспоминает мысль жившего на Урале литературного критика Аркадия Белинкова, писавшего о том, что конфликт между властью и художником естественен, неминуем и, как правило, приводит к гибели художника. Но если этот конфликт становится недискуссионным, то он приводит уже не к гибели художника, а к гибели искусства.

– Стало быть, мы – уникальный народ, у которого все – под прессом?! – спрашиваю Бенционыча.
– Не очень-то мы – уникальный народ, – парирует Остер. – Помню, как во времена прямых эфиров один человек цитировал тютчевское: «Умом Россию не понять…» После него выходил негр и продолжал: «Умом Камерун не понять…» И – так про каждую страну. Испания? Она что – не под прессом? У нее что – не уникальная история, когда испанцы под маврами просидели?.. Похоже на Россию: у нас – татаро-монгольское иго, у них – мавры.
…Я видел, как великий волшебник уходил на очередную встречу со своими почитателями и угадывал на его ноге незримый «испанский сапожок», в котором ему долгое время пришлось жить и передвигаться. И он словно повторял про себя когда-то его поразивший вопрос своего сына Никиты: «Папа, а что смешного в щекотке?» 

Источник: Юрий БЕЛИКОВ Темы: Григорий Остер юбилей

Политика Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе

Давление, оказываемое США и Великобританией на Иран путем создания коалиции по защите свободы мореплавания способствует лишь обострению ситуации в Персидском заливе. Вместо этого необходима инклюзивная система региональной безопасности, заявили в посольстве РФ в Великобритании.

В мире Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России

Размещение американских войск в Польше будет сильнее "сдерживать Россию", чем если их отправить в Западную Европу, заявил глава МИД Польши Яцек Чапутович. Его слова цитирует телекомпания Polsat.

Экономика Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов

В июне Россия вложила в американские облигации 10,8 миллиарда долларов, продолжая тенденцию сокращения, следует из данных Министерства финансов США.


Общество Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд предложения по переходу на четырехдневную рабочую неделю, сообщается в заявлении департамента общественных связей аппарата ФНПР.

Культура Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.
Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.

С 30 августа по 1 сентября в Иркутске будет проходить международный книжный фестиваль "Контуры нового мира" при поддержке Фонда поддержки социальных инноваций.