27 ноября 2013, 10:00, Лера СМИТОВА

Samsung и Apple продолжают воевать

Непростые взаимоотношения «заклятых друзей» Samsung и Apple все больше накаляются. Последняя «битва титанов» произошла буквально на днях. В ней опять вроде как победила американская корпорация. Однако означает ли это, что она выиграла и всю войну?

Samsung и Apple продолжают воевать

«Битва» состоялась в федеральном суде Сан-Хосе, штат Калифорния. После долгих прений присяжные обязали Samsung выплатить Apple около 290 млн долларов за нарушение патентных прав в изготовлении в iPhone и iPad. Еще 598 млн корейцы задолжали по прошлогоднему решению того же суда. Таким образом, общая сумма компенсации составит 888 млн долларов.

Летом прошлого года вообще планировалось, что Samsung выплатит американцам около миллиарда. Однако через несколько месяцев сумма была уменьшена. Окружной судья Люси Кох сократила ее на 410,5 млн после того, как обнаружила ошибку в оригинале вердикта: присяжные неправильно посчитали период, во время которого происходило нарушение патентных прав. На последнем разбирательстве Apple стремилась оспорить это решение и восстановить 380 млн долларов от сокращенной суммы. Samsung рекомендовал суду остановиться на 52 миллионах. В результате присяжные выбрали нечто среднее (но все-таки более близкое к пожеланиям Apple).

Таким образом, сумма, которую должен выплатить Samsung, является пятой по величине компенсацией, назначенной судом в США в 2013 году (согласно данным Bloomberg). Она же является самой большой в этом году среди компенсаций по делам, касающимся патентного права. Выплатив ее, Samsung, с точки зрения суда, возместит убытки Apple за 13 смартфонов и планшетов (в том числе почти 100 миллионов долларов за Infuse 4G).

– Для Apple этот суд – нечто большее, чем патенты и деньги, – заявила представитель компании Кристин Хагат после приговора. – Речь идет об инновациях и о тяжелой работе изобретателей, которые производят продукты, любимые нашими клиентами по всему миру. Сложно повесить ценник на эти нематериальные, в сущности, вещи, но мы благодарны суду за то, что он дал понять Samsung – копирование может дорогого стоить.
Пресс-секретарь Samsung Лорен Рестуччия заявила, что корейская компания «разочарована приговором», который в значительной степени основан на недействительном патенте. Недействительным, по словам пресс-секретаря, его недавно признал Офис патентов и торговых марок США.

– Мы будем продолжать подавать ходатайства и апелляции, а так же, как и всегда, внедрять в наши продукты, любимые по всему миру, новаторские технологии, – ответила Рестуччия журналистам.

Напомним, что война этих крупнейших компаний началась еще в апреле 2011 года – тогда «яблочники» подали в суд на корейцев, решив, что внешний вид смартфонов и планшетов Galaxy копирует iPhone и iPad. Samsung, в свою очередь, обвинила Apple в незаконном использовании патентованных технологий. Целый год компании не выходили из залов заседаний, обмениваясь исками в судах девяти странах мира. Несмотря на неравные силы (по данным исследовательской компании IDC, Samsung занимала 31% доли рынка, а Apple – всего 13%), американцы выиграли сражение: добились запрета продажи продукции конкурента в некоторых странах, а также заставили Samsung переделать свои планшеты и смартфоны так, чтобы они не нарушали патентов.

Второй этап «военных действий» стартовал в 2012 году. Не помогла даже личная встреча глав компаний. Кстати, немудрено, что «заклятые друзья» озаботились возможностью «мирного договора»: Samsung ведь поставляет Apple комплектующие. Однако общие интересы не помешали «яблочникам» усмотреть в товарах Samsung копирование их технологий и в июле 2012 года потребовать от корейцев 2,5 млрд долларов. Особенно Apple возмутили «резиновый» эффект при пролистывании страницы в самсунговских смартфонах, масштабирование двойным нажатием, приближение и удаление с помощью «щипка», а также дизайн иконок.

Тогда же можно констатировать и увеличение доли Apple на рынке (22,5%) – так «яблочко» стало догонять корейцев, имевших на тот момент 27,6%. После того как американцы выиграли миллиард долларов, аналитики прогнозировали возможность полного запрета устройств Samsung, выполненных с нарушением патента. Этого не произошло, и, более того, как мы уже знаем, сумма была уменьшена, а затем снова оспорена.

Что происходит сейчас? Два крупнейших производителя смартфонов все так же не покидают залы суда, а после заседаний, употребляя практически одни и те же слова («продукты, любимые по всему миру», «инновации» и т.д.), делают заявления, которые нам, простым смертным, дают понять: сражение не закончилось.

При этом со стороны может показаться, что Apple постоянно выигрывает. Но что происходит на рынке? А там доля «яблочников» неуклонно снижается. По данным аналитической компании Gartner, за первый квартал 2013 года Apple продала 38,3 млн смартфонов. В первом квартале 2012 года этот же показатель был равен 33,1 млн штук. Но этот «детский» рост не сильно радует «яблочников». С учетом разрастания рынка, за год доля Apple сократилась с 20,5% до 18,2%, и эта тенденция продолжается. При этом лидером рынка смартфонов является именно Samsung – за год компания нарастила продажи с 40,6 до 64,7 млн штук смартфонов, что привело к увеличению доли рынка с 27,6% до 30,8%. Даже аналитики, лояльные к Apple, признают: судебные тяжбы не мешают корейцам развиваться.

– Samsung может рассматривать суммы компенсаций просто как затраты на ведение бизнеса, – заявил аналитик Yankee Group Карл Хоу. Тем не менее, по его мнению, «имиджевые потери будут в конечном итоге выше и заставят Samsung действовать по-другому в будущем».

Однако тут же возникает закономерный вопрос: о каких таких «имиджевых потерях» может идти речь, если данные об увеличении доли рынка указывают на чрезвычайный рост популярности продуктов Samsung? Возможно, определенные «утраты» и имеют место быть, но, как показывает многовековой опыт существования рынка, из двух практически идентичных продуктов (а это уж дело вкуса) потребитель скорее выберет более дешевый, пусть даже и со слегка «подмоченной репутацией». А, надо признать, Samsung в отличие от «коллег» из США не задирает цены до возмутительного предела.

Также может показаться, что из-за всех этих судебных тяжб Samsung потеряет партнера, платившего ему большие деньги за поставку комплектующих. Однако при внимательном анализе становится понятно: при разрыве отношений больше потеряет именно Apple. Дело в том, что компании «дружили» до того, как Samsung не начал производить смартфоны. Корейцы принялась изготавливать их в большом количестве и продавать по цене ниже «яблочной» – и только тогда Apple опомнилась и признала в ней серьезного конкурента. И если Apple все-таки разорвет с корейцами отношения и перестанет закупать у них комплектующие, то производственные мощности Samsung не будут простаивать. Благодаря росту мобильного рынка в целом, они будут направлены на производство деталей для смартфонов и планшетов других фирм, а также для собственных товаров Samsung. А вот Apple без корейских комплектующих придется туго.

Таким образом, несмотря на пафосные речи, всеми этими бесконечными исками Apple пытается хоть как-то повлиять на своего серьезного конкурента. Кстати, в последнее время американская компания вкладывает в новые разработки ничтожные 2% дохода. Тогда о каком завоевании рынка можно вообще говорить? Действительно, вместо того чтобы инновациями и зарабатывать на них, лучше вытрясти денег с конкурента, предварительно потаскавшись с ним по судам. Как пишут корреспонденты американских изданий, присутствовавшие на последнем суде, Apple использовала уже полюбившуюся и опробованную тактику воздействия на свидетелей. Компания апеллировала к документам, в которых якобы выявлены мотивы Samsung по копированию технологий (в том числе и к скриншоту электронного письма исполнительного директора корейской компании с жалобами по поводу кризиса идей).

Samsung в свою очередь подыгрывает «яблочникам»: ходит на суды, спорит, правда, призывает присяжных не вестись на эмоциональные доводы оппонентов. Помимо этого, компания еще и наращивает производственные мощности, которые в будущем, возможно, поднимут ее продажи, увеличат долю на рынке и послужат причиной новых исков со стороны Apple.

Обычным потребителям судебные тяжбы двух гигантов тоже на руку. Конкуренция, особенно такая жесткая, мотивирует к развитию, что показал опыт «холодной войны». Поэтому, скорее всего, нас ждет бум еще более поражающих воображение устройств, технологических новшеств, которые мы сейчас даже и не можем себе представить. А вот кто выиграет эту самую главную битву – битву за народную любовь и безусловное признание по всему миру, – тот и победит.

Источник: Лера СМИТОВА Темы: Apple Samsung компания Samsung


Общество Дело прокурора Павлова все ближе к разоблачению провокации Дело прокурора Павлова все ближе к разоблачению провокации

Дело бывшего прокурора Безенчукского района Самарской области Андрея Павлова, которое в апелляционной инстанции рассматривает коллегия судей Самарского областного суда, приближается к своему логичному завершению.