3 декабря 2013, 12:58, Максим БАШКЕЕВ

Китайцы осваивают Луну, а индусы отправили зонд на Марс

Позиции России и США в космосе пошатнулись. Китай и Индия наступают лидерам на пятки. Первые хотят найти на Луне полезные ископаемые, вторые – готовят пилотируемую миссию на Марс.

Китайцы осваивают Луну, а индусы отправили зонд на Марс

Конкуренция в космосе обостряется. Что бы нам ни говорили с голубых экранов, пора привыкать к мысли о том, что наши лидирующие позиции в деле освоения ближнего космоса остались в прошлом, да и вторые роли, чем дальше, тем больше ставятся под сомнение. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на успехи конкурентов, на то, какими темпами идет прогресс их космических программ. Страны, которые еще 20 – 30 лет назад и помышлять не могли ни о чем кроме отправки своего туриста на советскую космическую станцию, сегодня отправляют зонды к Марсу и ищут на Луне полезные ископаемые.

Информация к размышлению: в космосе на текущий момент мы лидируем только по количеству мусора. Даже у Китая на 2 спутника больше чем у нас (113 против 111). США вне конкуренции – 371 аппарат (доля: 32 процента).

Да, кто-то скажет, что в настоящее время Китай проходит тот путь, который СССР и США проделали еще лет 40 назад. Позволю себе с этим утверждением не согласиться. Действительно, первый советский луноход отправился к естественному спутнику нашей планеты аж 43 года назад. Но за прошедшее время технологии сделали несколько семимильных шагов вперед, так что китайская миссия имеет скорее прагматический, чем политический характер. Хотя и пропагандистские цели целиком и полностью сбрасывать со счетов нельзя.

Если все пойдет хорошо, Китай станет третьей страной после СССР и США, запустившей на естественный спутник Земли собственный луноход. Ожидается, что «Юйту» (именно так называется аппарат, что переводится как «нефритовый заяц») достигнет поверхности Луны в декабре, после чего проработает как минимум три месяца, а затем будет отправлен обратно на Землю.

Технические характеристики «зайца»: шесть колес, вес - около 100 килограммов (советский первопроходец весил в семь раз больше), максимальная скорость – 200 метров в час, автономная система навигации.

При помощи новейшего оборудования китайские ученые планируют произвести различные исследования лунной коры и лунного грунта. Установить на поверхности нашего спутника первый телескоп. Все это для того, чтобы первыми найти на Луне полезные ископаемые и редкоземельные металлы.

Стоит сказать, что Поднебесная шаг за шагом шла к этой цели с 2007 года, когда на 200-километровую орбиту Луны успешно вывели аппарат «Чанъэ-1». С его помощью составили температурную карту земного спутника. Через три года на 100-километровую орбиту был доставлен «Чанъэ-2». Он передал на Землю снимки лунной поверхности высокого разрешения. Теперь вот посадка.

В связи с этим вполне объяснимо «ворчание» НАСА по поводу китайской лунной программы. По словам американцев, посадка лунохода загрязнит атмосферу спутника выхлопными газами, что помешает программе исследований лунной пыли LADEE, которую ведет зонд НАСА.

Реакция Китая на американскую озабоченность была ожидаемо прохладной: они объясняют ее элементарной завистью к технологиям Поднебесной, а так же страхом перед тем, что именно китайцам первым удастся найти на Луне энергоносители и другие полезные ископаемые.

Тем временем на траекторию полета к Марсу, покинув орбиту Земли, вышел первый индийский зонд «Мангальян». Аппарат был запущен в космос в начале ноября и теперь ему предстоит проделать путь в 350 миллионов километров, прежде чем он доберется до Марса. Ожидается, что орбиты красной планеты он достигнет в сентябре будущего года. На борту полуторатонного зонда установлена аппаратура, которая позволит ученым подробнее изучить поверхность Марса и его атмосферу. Впрочем, в Индийской организации космических исследований не скрывают: основная цель миссии – проверка на практике технологий, необходимых для будущей пилотируемой марсианской программы.

Источник: Максим БАШКЕЕВ Темы: космос китайцы луна насА

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.

Общество Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции

Ролик о поправках к Конституции, в котором однополая российская семья усыновляет мальчика, спровоцировал бурные обсуждения в Сети. Журналист Петр Акопов посмотрел это видео и не нашел в нем признаков клеветы или разжигания ненависти к представителям нетрадиционной ориентации.

Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.