6 февраля 2014, 00:43, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Запасники открывают тайны пастели

В Третьяковской галерее до 18 мая проходит выставка «Искусство пастели, которая состоит из фондов графики XVIII – начала ХХ века»

Эта необычная выставка продолжает цикл экспозиций Третьяковки, посвященный рисовальным и живописным техникам. На этот раз кураторы отобрали 150 лучших пастелей из 800, хранящихся в запасниках музея.

Начиная с XVIII века художники активно экспериментируют, сочетая пастель с другими материалами. Напомним: «пастель» происходит от pasta (итал. – тесто). Это цветные мелки, спрессованные из смеси красящего пигмента, минерального наполнителя и связующего (гуммиарабик). Прелесть пастели в том, что она имеет более полутора тысяч оттенков. А благодаря нанесению сыпучего материала на шероховатую основу, придает картине специфичный мягкий свет, лучистость, бархатистость. Минус заключается в том, что из-за отсутствия подходящего фиксатива всегда есть риск оказаться недолговечным. Впрочем, многие вещи, сохранившиеся до нашего времени, доказывают обратное.

В первом зале застаем XVIII век, когда немцы Иоганн Кассель, Иоганн и Карл Барду, датчанин Виргилиус Эриксен и австриец Гагельганс привезли пастельную технику на Русь. Популярным, если не сказать, довлеющим тогда был жанр кабинетного портрета, предвосхитивший фотографию. Состоятельные люди заказывали портреты родственников, чтобы разместить у себя дома. Небольшие вещи на пергаменте «Портрет Е.А. Балкашиной» Алексея Венецианова, «Портрет Е.Г. Рубановой» Карла Барду, «Портрет детей» Гагельганса проникнуты мягкими, серебристыми, голубовато-розовыми, бежевыми тонами, обволакивающими лица бархатистой дымкой. Тщательно выписаны напудренные парики, ордена, кружева, вуали, складки одежды. Тенденцию к изображению знати разбавляют жанровые портреты Касселя и Эриксена «Башкир» и «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

В следующих залах широко развернуто поле пастельных экспериментов. Вместо пергамента уже используют бумагу и картон. Непревзойденный мастер пастели Орест Кипренский активно сочетает ее с белилами, гуашью и итальянским карандашом, добиваясь тончайших нюансов в выражении черт лица. Это и «Портрет госпожи Вилло», и «Портрет П. Бакунина», в котором явно видна манера художника, знакомая по «Портрету А.С. Пушкина». Портреты первой половины XIX века кисти Фомы Торопова, Николая Лангера, Александра Орловского и Ивана Бугаевского-Благодарного демонстрируют более активную динамику и экспрессию лиц, поз. Словом, разбивают унифицированный облик, стремясь к реалистичности. Чаще появляются сюжетные вещи, например, из крестьянского быта – у Бугаевского-Благодарного «Капитолина из Пронихи», у Алексея Венецианова – «Мать, учащая детей молиться», в которых несложно заметить влияние иконописи.

В XIX веке пастель в сочетании с другими техниками широко используют для создания пейзажей. Ее мягкие, размытые, текучие линии очень подходят для изображения дождя в картине Елены Поленовой или для смутных брезжащих красок рассвета в картине Алексея Степанова «На пастбище». Много воздуха, прозрачности на полотнах Исаака Левитана «Осенний пейзаж с церковью», «Цветущий сад», «Близ Бордигеры на севере Италии», «У ручья». В диалог с ними вступают герметичные салонные «облачные» пастели Михаила Ларионова. Особо нужно отметить Валентина Серова, который редко работал в технике пастели, но должен был прибегнуть к ней. Дело в том, что при работе на морозе масляные краски быстро застывали. Результат – два зимних крестьянских сюжета «Стригуны на водопое» и «В деревне. Баба с лошадью».

Выставка показывает разные возможности пастели. У Левитана в картине «Разлив», у Юона в картине «Окно» мы видим прозрачную, дышащую штриховую пастель. Виртуозное владение техникой показано в картине Репина «Портрет Боткиной», где угольные штрихи фона соседствуют с мягким тоном лица. В картинах Виктора Борисова-Мусатова, где блики солнца, игра листвы отражаются в переливах одежды. В «Портрете Бальмонта» Валентина Серова, где пастель в сочетании с белилами, углем и сангиной отыгрывают тонкости психологического состояния. Здесь и пастельные опыты Врубеля «Дама с веером» и «Жемчужина», и аристократичные сюжеты Зинаиды Серебряковой «Портрет Гейденрейх в белом парике» и «Портрет Бушена в маскарадном костюме», артистичность и карнавальность которых контрастирует с тоскливой геометрией и бесприютностью петербургских пейзажей До-бужинского.



Политика Источник: Хафтар отказался подписать соглашение о перемирии в Берлине Источник: Хафтар отказался подписать соглашение о перемирии в Берлине

Командующий Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар отказался подписывать соглашение о перемирии на берлинской конференции, сообщил дипломатический источник в Москве.

В мире В Китае третий человек умер от нового типа коронавируса В Китае третий человек умер от нового типа коронавируса

Третий человек скончался в городе Ухань китайской провинции Хубэй от нового типа коронавируса, общее число заразившихся достигло 198 человек, говорится в сообщении городского комитета по вопросам здравоохранения.

Экономика В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка

Россияне смогут начать оформление документов на материнский капитал на первого ребенка в марте-апреле 2020 года, сообщила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Спорт В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA

Глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус рассказал, какой пакет документов направили во Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и какие процедуры последуют после этого.