6 февраля 2014, 00:43, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Запасники открывают тайны пастели

В Третьяковской галерее до 18 мая проходит выставка «Искусство пастели, которая состоит из фондов графики XVIII – начала ХХ века»

Эта необычная выставка продолжает цикл экспозиций Третьяковки, посвященный рисовальным и живописным техникам. На этот раз кураторы отобрали 150 лучших пастелей из 800, хранящихся в запасниках музея.

Начиная с XVIII века художники активно экспериментируют, сочетая пастель с другими материалами. Напомним: «пастель» происходит от pasta (итал. – тесто). Это цветные мелки, спрессованные из смеси красящего пигмента, минерального наполнителя и связующего (гуммиарабик). Прелесть пастели в том, что она имеет более полутора тысяч оттенков. А благодаря нанесению сыпучего материала на шероховатую основу, придает картине специфичный мягкий свет, лучистость, бархатистость. Минус заключается в том, что из-за отсутствия подходящего фиксатива всегда есть риск оказаться недолговечным. Впрочем, многие вещи, сохранившиеся до нашего времени, доказывают обратное.

В первом зале застаем XVIII век, когда немцы Иоганн Кассель, Иоганн и Карл Барду, датчанин Виргилиус Эриксен и австриец Гагельганс привезли пастельную технику на Русь. Популярным, если не сказать, довлеющим тогда был жанр кабинетного портрета, предвосхитивший фотографию. Состоятельные люди заказывали портреты родственников, чтобы разместить у себя дома. Небольшие вещи на пергаменте «Портрет Е.А. Балкашиной» Алексея Венецианова, «Портрет Е.Г. Рубановой» Карла Барду, «Портрет детей» Гагельганса проникнуты мягкими, серебристыми, голубовато-розовыми, бежевыми тонами, обволакивающими лица бархатистой дымкой. Тщательно выписаны напудренные парики, ордена, кружева, вуали, складки одежды. Тенденцию к изображению знати разбавляют жанровые портреты Касселя и Эриксена «Башкир» и «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

В следующих залах широко развернуто поле пастельных экспериментов. Вместо пергамента уже используют бумагу и картон. Непревзойденный мастер пастели Орест Кипренский активно сочетает ее с белилами, гуашью и итальянским карандашом, добиваясь тончайших нюансов в выражении черт лица. Это и «Портрет госпожи Вилло», и «Портрет П. Бакунина», в котором явно видна манера художника, знакомая по «Портрету А.С. Пушкина». Портреты первой половины XIX века кисти Фомы Торопова, Николая Лангера, Александра Орловского и Ивана Бугаевского-Благодарного демонстрируют более активную динамику и экспрессию лиц, поз. Словом, разбивают унифицированный облик, стремясь к реалистичности. Чаще появляются сюжетные вещи, например, из крестьянского быта – у Бугаевского-Благодарного «Капитолина из Пронихи», у Алексея Венецианова – «Мать, учащая детей молиться», в которых несложно заметить влияние иконописи.

В XIX веке пастель в сочетании с другими техниками широко используют для создания пейзажей. Ее мягкие, размытые, текучие линии очень подходят для изображения дождя в картине Елены Поленовой или для смутных брезжащих красок рассвета в картине Алексея Степанова «На пастбище». Много воздуха, прозрачности на полотнах Исаака Левитана «Осенний пейзаж с церковью», «Цветущий сад», «Близ Бордигеры на севере Италии», «У ручья». В диалог с ними вступают герметичные салонные «облачные» пастели Михаила Ларионова. Особо нужно отметить Валентина Серова, который редко работал в технике пастели, но должен был прибегнуть к ней. Дело в том, что при работе на морозе масляные краски быстро застывали. Результат – два зимних крестьянских сюжета «Стригуны на водопое» и «В деревне. Баба с лошадью».

Выставка показывает разные возможности пастели. У Левитана в картине «Разлив», у Юона в картине «Окно» мы видим прозрачную, дышащую штриховую пастель. Виртуозное владение техникой показано в картине Репина «Портрет Боткиной», где угольные штрихи фона соседствуют с мягким тоном лица. В картинах Виктора Борисова-Мусатова, где блики солнца, игра листвы отражаются в переливах одежды. В «Портрете Бальмонта» Валентина Серова, где пастель в сочетании с белилами, углем и сангиной отыгрывают тонкости психологического состояния. Здесь и пастельные опыты Врубеля «Дама с веером» и «Жемчужина», и аристократичные сюжеты Зинаиды Серебряковой «Портрет Гейденрейх в белом парике» и «Портрет Бушена в маскарадном костюме», артистичность и карнавальность которых контрастирует с тоскливой геометрией и бесприютностью петербургских пейзажей До-бужинского.



Политика ФРГ хочет более тесного взаимодействия с Россией, заявил посол ФРГ хочет более тесного взаимодействия с Россией, заявил посол

Германия во время своего председательства в Совете Европейского союза будет стремиться к более тесному взаимодействию с Россией, заявил посол ФРГ в Москве Геза Андреас фон Гайр.

В мире В Японии разрабатывают устройства для общения людей и животных В Японии разрабатывают устройства для общения людей и животных

Японские ученые разрабатывают электронные устройства, которые позволят людям понимать животных через "вербализацию" их мыслей, сообщили в Министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии.

Экономика Финансирование нацпроектов могут сократить на 140 миллиардов рублей Финансирование нацпроектов могут сократить на 140 миллиардов рублей

Финансирование нацпроектов в следующие два года может сократиться в общей сложности на 140 миллиардов рублей по сравнению с последними поправками в федеральный бюджет на 2020-2022 годы, пишет газета "Известия" со ссылкой на предварительные бюджетные проектировки Минфина России.


Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.