10 февраля 2014, 16:51, Людмила Лебедь

Мейерхольд – Моцарт или Сальери

В этом году театральная общественность отмечает 140-летие со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Любимого ученика Константина Станиславского, отпочковавшегося от него и пошедшего своим путем, который привел его на Лубянку из-за конфликтов с со

Именно благодаря этой уникальной личности, ставящей свободу творчества превыше всего и чурающейся идеологии, профессию режиссера считали в Советском Союзе опасной, помня о преследовании и расстрелах выдающихся художников. Так какименно он отвечал за моральный климат вколлективе, и уж, конечно, служил «лакмусовой бумажкой» в проверке на благонадежность. Долгие годы имя Мейерхольда произносилось шепотом, а все его теории замалчивались, или считались враждебными, к примеру, «биомеханика». Когда же доступ к художественному наследию Мейерхольда был открыт, выяснилось, что многие его трактовки были искажены, изуродованы горе - исследователями, и только единицы смогли проникнуть в тайны его экспериментов, проводя их на себе и убеждаясь, что это бесконечный​ путь в познании театральной природы и функций играющего человека на сцене. Поэтому, когда нынешнему фестивалю присваивается название «Я- Мейерхольд», мне, честно говоря, становится как-то неуютно, вызывая естественное отторжение.

Сегодня, любой режиссер, придумавший какую-нибудь малозначащую фишку, вправе назвать себя Мейерхольд, что многие и делает. Непохожесть на других, новация ради новации, это еще не есть признак таланта, которого стараются утопить злые ортодоксы. А ведь по эпатажности, «выпрыгивание из штанов» часто и вешают ярлык авангардного искусства, что в принципе мелко и глупо.

Но оставим критику в стороне, может быть, на сей раз в фестивальном потоке и проклюнется рациональное зерно идеологов безграничной свободы. По крайне мере, весьма интересно будет послушать пьесу молодого драматурга Елены Греминой о творческих муках и неуживчивом характере буйногоавангардиста, дружившего с Родченко, Маяковским и другими певцами революции,так и поселившегося в театре, который строил для своих артистов, где сейчас находится Зал Чайковского. Гремина заявляется, будто«Мейерхольд – это Моцарт, который пытался быть Сальери». Ничего не скажешь – смелое заявление… Так можно любого выдающегося режиссера назвать Сальери, потому что каждый из них при сочинении спектакля, поверяет гармонию алгеброй, то есть, расщепляет молекулы произведения на атомы и так далее. Одно утешает, что в этом фестивале принимает участием «Александра» во главе с Валерием Фокиным, который не только наизусть знает все наследие Мейерхольда и использует его в своем творчестве, но когда-то построил нынешний Центр Всеволода Мейерхольда, где и будет проходить фестиваль.  


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.