27 февраля 2014, 18:26, Алевтина КАЛЕБАСОВА

«Русская баня» Серебряковой

До конца марта в Государственной Третьяковской галерее (Инженерный корпус) проходит выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы».

«Русская баня» Серебряковой

Выставка к 130-летию со дня рождения одной из любимейших в России художниц Зинаиды Серебряковой, творчество которой было возвращено нам в шестидесятые, – это радостное событие для московского искусства.

Во многом потому, что все творчество Серебряковой, принадлежавшее к знаменитой художественной династии Бенуа – Лансере (дедом ее был архитектор Николай Бенуа, братом – живописец и график Евгений Лансере), несет в себе искренне яркое, свежее, животворное начало – настоящее пиршество для глаз и души. Наверное, не найдешь человека, который не знал бы визитной карточки Серебряковой – автопортрета «За туалетом», представленного на выставке «мирискусников» в 1910 году и тут же купленного Третьяковской галерей.

Однако выставка в Третьяковке, на которой представлено более 70 работ из собрания Fondation Serebriakoff (Париж), которые хранились в парижской мастерской художницы и никогда не выставлялись в России, призвана показать Серебрякову непривычную, разную, и как менялся характер ее живописи в эмиграции. И, безусловно, интересно то, что экспозиция дополнена работами детей – Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913) Серебряковых, получивших художественное воспитание от матери.

Вначале посетители обнаруживают привычную Зинаиду Серебрякову – с ее великолепными портретами, каждый из которых похож на прорыв в душевную и духовную сущность модели. «Портрет Александра с книгой», «Портрет Александра в маскарадном костюме», «Портрет Екатерины» – и в этих, и в других вещах мы видим прямой акцент на глаза. В их ярком, простом, но и таинственном блеске художница задерживает живую трепетную мысль. В отличие от поздних портретов работы Нестерова, запечатлевавших силу, волю, монументальность советской элиты, портреты Серебряковой – это стремление показать утонченный интеллект в сочетании с благородством, без пышности и надменности. Это хорошо иллюстрируют «Портрет Елены Браславской» и «Портрет танцовщицы Иветт Шовирэ». Мягкость тонов и пластика линий обусловлены материалом – пастелью, которую художница чаще всего использовала в портретном жанре. Между прочим, одна из картин – «Екатерина у окна», которая, по сути, не портрет, потому что героиня обращена спиной, написана не пастелью, а маслом. То есть художница, «теряя» лицо модели и акцентируясь на теле, использует более решительный и агрессивный материал.

После портретов покоряют пейзажи. Мы знаем, что, когда в конце 1920-х годов материальное состояние семьи Серебряковых укрепилось, художница стала ездить на этюды в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. Прозрачные, наполненные воздухом, бликами света, покоем и ясностью морские пейзажи «Лесконил», «Бретань. Камаре», «Терраса в Коллиуре», перекликаясь с колоритом виноградных террас Коровина, буквально вбирают в себя зрителя. В картине «Ассизи» ощутима строгая геометрия городских видов Добужинского, насыщенная, однако, свойственными Серебряковой теплом и позитивом. Отметим, что художница, впитывая в себя разнообразие европейских течений живописи, сумела не поддаться искушению авангарда и сохранить яркую классическую самобытность. Особняком стоит жанр обнаженной натуры: на выставке показан триптих «Русская баня». Женские тела, переданные художницей мягкими, нежными розово-голубыми тонами, плавностью линий, создают спокойный, девственный образ, ни капли не схожий с буйными вакханками Рубенса и с пышными формами героинь Кустодиева.

Совершенно другую Серебрякову видим в отображении народных образов. Как известно из ее биографии, живя в родовом поместье Нескучное, художница наблюдала за крестьянками, работающими в поле. В отличие от статики интеллектуальных портретов, народ она всегда изображала в действии. Здесь важны были уже не глаза, а экспрессия движущихся тел. Западные образы «Торговка овощами в Ницце», «На пляже», «Булочница» показаны не в момент физического труда, но мы понимаем, что в них больше чем глаза говорят грубоватые угловатые черты лица, рук, мощные ноги и торсы. Следующий зал отдан экзотическому марокканскому циклу, который Серебрякова написала во время поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах. В отличие от портретной округлости, ясности, мысли, объема они пронизаны резкостью, чувственностью, драматургией сцен городской жизни. «Марокканка на площади в Маракеше» – глаза сведены на нет, прищурены от солнца, резкие грубоватые линии одежды, как тени. «Торговая площадь Маракеша» – голубые, желтые, бежевые пятна передают ощущение жары. И все вещи при их цельности напоминают наброски. Собственно, Серебрякова и делала их быстро, экономя время и материал. В марокканском цикле больше чем в других вещах ощутимо влияние парижских художников: местами проблескивает цветовая театральность Тулуза Лотрека, таитянский период Поля Гогена. Приятным и логичным дополнением к работам Зинаиды Серебряковой стали картины ее детей, которые, обладая редким талантом художников-миниатюристов, в своих акварелях блестяще передавали красоту усадеб, дворцовых интерьеров и парков.



Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.

В мире Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу

Заявления о желании Саудовской Аравии покончить с производителями сланцевой нефти неверны, Эр-Рияд добивался сокращения нефтедобычи и достижения баланса рынка, заявил глава МИД королевства принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"
Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Популярный российский композитор Денис Ковальский и певица PAVLA уже не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их совместные работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов. На сей раз ребята приготовили запоминающийся с первых нот трек "РОЗОВЫЙ АЙФОН"! Трек, рождённый взорвать весенние чарты и выстрелить в самое яблочко!

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.