27 февраля 2014, 18:26, Алевтина КАЛЕБАСОВА

«Русская баня» Серебряковой

До конца марта в Государственной Третьяковской галерее (Инженерный корпус) проходит выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы».

«Русская баня» Серебряковой

Выставка к 130-летию со дня рождения одной из любимейших в России художниц Зинаиды Серебряковой, творчество которой было возвращено нам в шестидесятые, – это радостное событие для московского искусства.

Во многом потому, что все творчество Серебряковой, принадлежавшее к знаменитой художественной династии Бенуа – Лансере (дедом ее был архитектор Николай Бенуа, братом – живописец и график Евгений Лансере), несет в себе искренне яркое, свежее, животворное начало – настоящее пиршество для глаз и души. Наверное, не найдешь человека, который не знал бы визитной карточки Серебряковой – автопортрета «За туалетом», представленного на выставке «мирискусников» в 1910 году и тут же купленного Третьяковской галерей.

Однако выставка в Третьяковке, на которой представлено более 70 работ из собрания Fondation Serebriakoff (Париж), которые хранились в парижской мастерской художницы и никогда не выставлялись в России, призвана показать Серебрякову непривычную, разную, и как менялся характер ее живописи в эмиграции. И, безусловно, интересно то, что экспозиция дополнена работами детей – Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913) Серебряковых, получивших художественное воспитание от матери.

Вначале посетители обнаруживают привычную Зинаиду Серебрякову – с ее великолепными портретами, каждый из которых похож на прорыв в душевную и духовную сущность модели. «Портрет Александра с книгой», «Портрет Александра в маскарадном костюме», «Портрет Екатерины» – и в этих, и в других вещах мы видим прямой акцент на глаза. В их ярком, простом, но и таинственном блеске художница задерживает живую трепетную мысль. В отличие от поздних портретов работы Нестерова, запечатлевавших силу, волю, монументальность советской элиты, портреты Серебряковой – это стремление показать утонченный интеллект в сочетании с благородством, без пышности и надменности. Это хорошо иллюстрируют «Портрет Елены Браславской» и «Портрет танцовщицы Иветт Шовирэ». Мягкость тонов и пластика линий обусловлены материалом – пастелью, которую художница чаще всего использовала в портретном жанре. Между прочим, одна из картин – «Екатерина у окна», которая, по сути, не портрет, потому что героиня обращена спиной, написана не пастелью, а маслом. То есть художница, «теряя» лицо модели и акцентируясь на теле, использует более решительный и агрессивный материал.

После портретов покоряют пейзажи. Мы знаем, что, когда в конце 1920-х годов материальное состояние семьи Серебряковых укрепилось, художница стала ездить на этюды в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. Прозрачные, наполненные воздухом, бликами света, покоем и ясностью морские пейзажи «Лесконил», «Бретань. Камаре», «Терраса в Коллиуре», перекликаясь с колоритом виноградных террас Коровина, буквально вбирают в себя зрителя. В картине «Ассизи» ощутима строгая геометрия городских видов Добужинского, насыщенная, однако, свойственными Серебряковой теплом и позитивом. Отметим, что художница, впитывая в себя разнообразие европейских течений живописи, сумела не поддаться искушению авангарда и сохранить яркую классическую самобытность. Особняком стоит жанр обнаженной натуры: на выставке показан триптих «Русская баня». Женские тела, переданные художницей мягкими, нежными розово-голубыми тонами, плавностью линий, создают спокойный, девственный образ, ни капли не схожий с буйными вакханками Рубенса и с пышными формами героинь Кустодиева.

Совершенно другую Серебрякову видим в отображении народных образов. Как известно из ее биографии, живя в родовом поместье Нескучное, художница наблюдала за крестьянками, работающими в поле. В отличие от статики интеллектуальных портретов, народ она всегда изображала в действии. Здесь важны были уже не глаза, а экспрессия движущихся тел. Западные образы «Торговка овощами в Ницце», «На пляже», «Булочница» показаны не в момент физического труда, но мы понимаем, что в них больше чем глаза говорят грубоватые угловатые черты лица, рук, мощные ноги и торсы. Следующий зал отдан экзотическому марокканскому циклу, который Серебрякова написала во время поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах. В отличие от портретной округлости, ясности, мысли, объема они пронизаны резкостью, чувственностью, драматургией сцен городской жизни. «Марокканка на площади в Маракеше» – глаза сведены на нет, прищурены от солнца, резкие грубоватые линии одежды, как тени. «Торговая площадь Маракеша» – голубые, желтые, бежевые пятна передают ощущение жары. И все вещи при их цельности напоминают наброски. Собственно, Серебрякова и делала их быстро, экономя время и материал. В марокканском цикле больше чем в других вещах ощутимо влияние парижских художников: местами проблескивает цветовая театральность Тулуза Лотрека, таитянский период Поля Гогена. Приятным и логичным дополнением к работам Зинаиды Серебряковой стали картины ее детей, которые, обладая редким талантом художников-миниатюристов, в своих акварелях блестяще передавали красоту усадеб, дворцовых интерьеров и парков.



Политика Источник: Хафтар отказался подписать соглашение о перемирии в Берлине Источник: Хафтар отказался подписать соглашение о перемирии в Берлине

Командующий Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар отказался подписывать соглашение о перемирии на берлинской конференции, сообщил дипломатический источник в Москве.

В мире В Китае третий человек умер от нового типа коронавируса В Китае третий человек умер от нового типа коронавируса

Третий человек скончался в городе Ухань китайской провинции Хубэй от нового типа коронавируса, общее число заразившихся достигло 198 человек, говорится в сообщении городского комитета по вопросам здравоохранения.

Экономика В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка В Госдуме назвали сроки начала выдачи маткапитала на первого ребенка

Россияне смогут начать оформление документов на материнский капитал на первого ребенка в марте-апреле 2020 года, сообщила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Спорт В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA

Глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус рассказал, какой пакет документов направили во Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и какие процедуры последуют после этого.