12 марта 2014, 07:17, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Японская эротика

В арт-центре «Ветошный» проходит выставка «Табуированная красота. Эротическое искусство Древней Японии сюнга».

Японская эротика

В связи с шумихой по вопросам возрастных ограничений на просмотр книг, кино и музейных экспозиций эротического содержания, организаторы выставки не сильно афишируют, но в то же время и не особенно скрывают. На всякий случай на афише стоит ограничение 18+.

Если говорить о самой Японии времен эпох Токугава, Хэйан и Эдо, то мы можем узнать, что молодые девушки получали там эротические познания довольно рано и в легитимной форме. Основой экспозиции, занявшей один зал в рамках выставки «47 ронинов», стало искусство сюнга – японские картинки откровенного содержания. Искусство это зародилось еще в VII веке и, помимо всего прочего, благодаря анатомическим подробностям картин служило пособием для врачей, а также букварем для невест. Когда юная девушка выходила замуж, мать вручала ей свиток сюнга и проводила беседу, чтобы та была предупреждена, как себя вести с супругом.

Выставка «Табуированная красота» хороша не только потому, что там можно увидеть предметы искусства – эротические картины, нэцке и окимоно, но и потому, что дает развернутую картину непривычных для западного человека отношений мужчины и женщины. Взять хотя бы то, что в традиционном японском синтоизме не было понятия первородного греха, плотская любовь была воплощением космической гармонии. Изначально отношения между мужчиной и женщиной были свободные – с возникновением симпатии они сходились и расставались при исчезновении оной. Позднее, конечно, многое поменялось. Появился институт брака с «домостроевскими» правилами, когда родители подыскивали дочери супруга – не по любви, но по достатку и уважению в обществе. Она же на протяжении жизни занимала подчиненное положение, слушаясь сначала отца, потом супруга, а потом в случае его смерти – старшего сына. Впрочем, выполняя обязанности по продолжению рода, мужчина имел возможность посещать «есихиро» – веселый район, где обитали жрицы любви – куртизанки. Главное, чтобы отношения с ними не влекли за собой нарушения супружеских обязанностей.

Когда в эпоху взаимопроникновения японской и западной культур в Японию привезли скульптуру Родена «Поцелуй», японцы застеснялись и… прикрыли платком головы целующихся, оставив открытыми обнаженные тела. Все дело в том, что соприкосновение губами считалось в Японии более интимным актом, чем даже совокупление. Ни на одной из сюнга мы не увидим целующихся. И, что интересно, несмотря на спокойное отношение к наготе в реальной жизни, на сюнга мы не увидим и полностью обнаженной натуры. В жанре изящных миниатюр выписаны узоры и складки кимоно, деревянные шпильки в ленты в высоких прическах куртизанок, родовые гербы на самурайских куртках хаори. Откровенно и подробно, причем в гипертрофированной форме, показаны именно половые органы и сам любовный акт. Похожая тенденция и в окимоно с секретами. Например, в окимоно «Любовники под покрывалом» нет ничего зазорного, кроме традиционно фаллического символа грибов на обложке книги. Секрет на основании окимоно видит только его хозяин. Впрочем, кураторы на выставке, установив фигурки на стеклянные полочки, раскрыли секреты с помощью подставленных снизу зеркал.

Из сюнга и подробных экспликаций можно узнать много интересного. Например, о том, какой утонченный культ вожделения и эротизма существовал в эпоху Хэйан. В ту пору в обществе были сильны традиции общинного строя: мужчина мог одновременно посещать несколько женщин, при этом не связывая себя семейными отношениями. Однако процесс ухаживания составлял целый ритуал. Подглядев в окне красавицу, мужчина должен был завести с ней тайную любовную переписку через служанку, причем переписка велась в утонченных стихах, написанных изящным почерком, в которых мужчина расписывал красоту возлюбленной и силу своего желания. Потом происходило свидание, во время которого он не мог видеть свою даму (она находилась за ширмой), а лишь ее руку, смутный образ лица. Однако долго сопротивляться для женщины тоже было неприлично – она могла прослыть холодной и капризной.

Сюнга, окимоно и нэцке часто отходят от реальности, изображая эротические сцены с участием демонов тэнгу, божеств и животных. Один из самых эротичных зооморфных символов – осьминог, опутывающий щупальцами женщину. Есть нэцке с проказником «тануки» – барсуком, который раздувает свой детородный орган до огромных размеров, или, например, с одним из семи японских богов счастья Фукурокудзи – его сильно вытянутая голова ассоциируется с фаллосом. Интересно обыгран на выставке характерный для культа японского эротизма элемент третьего участника, роль которого обычно играл слуга, подсматривающий за своими господами. Так, часть окимоно находятся за деревянной «ширмой» и разглядеть их можно только через стилизованную замочную скважину. Послушав экскурсию (они проводятся каждые полчаса), разглядев хаори, утикаке, пояса оби, узнаешь немало важного. Например, чем гейша отличалась от куртизанки, как в зависимости от возраста и положения варьировалась длина рукава, какая прическа считалась самой эротичной, что прятала невеста под белой шапочкой, а также разные истории любовных связей между буддийским монахом Иккю и куртизанкой Дзигоку-таю, между придворным Фукакуса-но Сесе и поэтессой Оно-но Комати, а также трогательную легенду любви дочери рыбака Мацуэ и спасенного ею из моря юноши Тэю.                       


Политика Дегтярев объявил о назначении нового зампреда хабаровского правительства Дегтярев объявил о назначении нового зампреда хабаровского правительства

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев сообщил, что Евгений Никонов из департамента здравоохранения Москвы займет в правительстве Хабаровского края должность зампреда по социальным вопросам.

Экономика В Совфеде ответили на предложение Минфина сократить расходы В Совфеде ответили на предложение Минфина сократить расходы

У Совета Федерации нет лишних средств, которые могли бы попасть под сокращение, заявил глава комитета верхней палаты парламента по регламенту Вячеслав Тимченко.


Культура В МХАТе имени Горького поют гимн России и строят грандиозные  планы В МХАТе имени Горького поют гимн России и строят грандиозные планы

Если отдельные театры, такие, например, как Вахтанговский примиряется к новой ситуации и не спешит встречаться со зрителем, запланировав открытие сезона на 1 октября замечательным спектаклем Римаса Туминаса "Царь Эдип", то и название премьеры пока держится в секрете.