12 марта 2014, 09:01, Любовь Лебедина

«Евгений Онегин» вбил гвоздь

Вот уже 12 лет Союз театральных деятелей России под руководством Александра Калягина награждает московскую Мельпомену театральной премией «Гвоздь сезона».  

«Евгений Онегин» вбил гвоздь

Это фактически «хрустальный гвоздь». Изготовляют их пять штук, а большой шестой – тоже хрустальный и самый желанный, поскольку присуждается лучшему спектаклю. Эта премия ценна еще и тем, что она чисто профессиональная, объективная, семейная, без подвохов и закулисных интриг. Так сказать, по факту: спектакль сделан «без дураков», всеми признан, как художественное явление – значит, гвоздь вбит по самую шляпку. Ничего не скажешь – емкий образ.

Никто не сомневался, что в прошедшем сезоне первым номером шел «Евгений Онегин» Вахтанговского театра в постановке Римаса Туминаса. Он и на гастролях в Париже доказал, что Пушкин – «Наше все». Только ведь и другие претенденты на Гран-при тоже были «не лыком шиты». Так, «Цена» Артура Миллера в постановке аксакала режиссуры Леонида Хейфеца на малой сцене Театра имени Маяковского возвращает нас к редкому психологическому существованию артистов на сцене, и эта высокая цена, которая сравнима с целой жизнью в искусстве.

Спектакль «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском театре побил все рекорды по зрителям, несмотря на то, что интеллектуал Бертольд Брехт не слишком-то близок русской публике. Тут же питерский режиссер Юрий Бутусов использовал его драматургию в жанре публицистического шоу с музыкальными зонгами на немецком языке. Эффект получился сногсшибательным.

Московская оперетта, несмотря на свое выгодное географическое положение в центре Москвы, редко удостаивается серьезного анализа критиков, уж слишком она легковесна и несерьезна. И вдруг появляется «Граф Орлов» с весьма интригующим сюжетом любовных адюльтеров Екатерины Великой. Думаю, пятьдесят процентов успеха спектакля принадлежит исполнительнице главной роли Екатерине Гусевой, драматической актрисе Театра имени Моссовета, которая неожиданно запела, да так, что «заткнула за пояс» опереточных див.

И уж совсем неожиданным был выбор кукольного спектакля «Старый сеньор и…» в Театре кукол имени Сергея Образцова по рассказам Маркеса. Казалось бы, такие вещи несоединимы: куклы и Маркес… Но на поверку вышло, - мы ошибаемся, ибо марионетки были предвестниками живых лицедеев, взявших от них и пластику, и площадной стиль игры.

Самое же интересное заключается в том, что награждение «хрустальным гвоздем» не напоминает привычный ритуал подобных мероприятий. Это самый что ни на есть юмористический спектакль, родом из забытых капустников, слабо тлеющих во время трансляции Клуба смелых и находчивых. Режиссер Константин Богомолов вместе с актером Сергеем Епишевым один раз в году придумывают эксклюзив на тему бурлящей или вяло текущей театральной жизни. Здесь на их острый язычок может попасть каждый. Начиная от министра культуры Владимира Мединского до главного редактора газеты «Культура» госпожи Ямпольской. Обижаться в данном случае бессмысленно, поскольку «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Наверняка многозначительные намеки на исключительное положение худрука Александринки Валерия Фокина долетят до него. Ведь он уже не рвется в Москву, поскольку в Северной столице ему тоже живется вольготно. Одно плохо, где найти много новых спектаклей, чтобы заполнить ими суперсцены филиала Александринки? Но это уже проблемы питерские, и Александр Калягин не собирается вбивать туда свой гвоздь. Тут бы со своими проблемами разобраться, примирить традиционалистов и авангардистов.

Именно на этой теме и сконцентрировал свое внимание режиссер Богомолов, пройдя жесткой щеткой против шерсти по флагманам «пыльных» классиков и исполнив пляску обезумевших фанатиков «нового слова в искусстве», нарисовав на лице опознавательные знаки «инсталляторов». Это было весело и даже круто. Поэтому народная артистка СССР Юлия Борисова боялась выходить на сцену за «Большим гвоздем», вбитым в «Евгения Онегина», где она играет. Но когда зал встал, чтобы приветствовать легенду русского театра, она успокоилась и засмущалась.

Всем лауреатам, выходящим на сцену, Богомолов предлагал стакан шампанского из автомата, но не все соглашались выпить, сомневаясь в его натуральности. А зря! Это были настоящие брызги шампанского. В этом гости театральной премии убедились еще до начала представления в фойе Театрального центра «На Страстном». Только оно было сладким, а не горьким, как едкие шутки ведущих «Гвоздя сезона», распространившиеся по театральной Москве со скоростью звука.  


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски" Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски"

Форс мажор "Роман-на – дому" был запущен с момента начала карантина в столице. Предложенный театром флешмоб "Когда мы снимем маски", это своего рода вполне реальный проект, заточенный на благодарности всем медицинским работникам, сражающимся со смертельным вирусом KOVID – 19 и спасающим жизни тысяч людей.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.