20 марта 2014, 10:01, Карина Афанасьева

Танго Чаинок

В Москве в Государственном музее Востока открылась выставка Кубо Сю – мэтра техники кириэ. Москвичи и гости столицы имеют возможность насладиться созерцанием более 50 работ, дающих представление о традиционном стиле жизни японцев и природн

Танго Чаинок

 Художественным ножом из листа японской бумаги васи художник кропотливо вырезает картину – это и есть искусство кириэ. Важная особенность кириэ заключается в том, что все вырезанные части картины соединены между собой. Художник тщательно обдумывает, какие части бумаги вырезать, а какие оставить. Он применяет самобытный метод смешанной техники (mixedmedia), используя японскую бумагу васи, пастель, тушь, песок, акриловые краски, ткань, древесину и другие материалы. Тем самым художник передает осязательные особенности материала, из которого сделан изображаемый предмет, чувство объема и перспективу. Варьируя толщину линий, художнику удается передавать игру светотени.

– Господин Кубо Сю! Ваши работы поражают своей глубиной и философией жизни, как и вся японская культура в целом. Чтобы понять суть, недостаточно иметь глаза и уши. Лишь умиротворенная гармонией душа позволяет полностью окунуться в мир ваших работ. На вашей выставке представлены новые работы: «Храм Василия Блаженного» и «Новодевичий монастырь», несущие сакральное начало для каждого русского человека. Что Вас натолкнуло на создание этих картин?

– К сожалению, я не знаю хорошо историю России, но то, что Новодевичий монастырь и храм Василия Блаженного имеют историческую ценность, – это бесспорно. Впервые я посетил Россию, Москву два года назад. Побывав на Красной площади, мое внимание сразу привлек храм Василия Блаженного своей оригинальностью и красочностью. Для меня это не столько храм, сколько произведение искусства, и чем дольше я смотрел на это великолепие, тем больше хотелось воссоздать его в технике кириэ и показать российскому народу эту работу. А в прошлом году мне довелось оказаться возле Новодевичьего монастыря и у озера. Необычная аура вдохновила меня на создание новой работы. Почему-то именно в этом месте я остро почувствовал, что я в Москве, в ее сердце.

– Сколько времени занимает одна работа?

– Чуть больше года. Например, данная работа: я был в Москве в октябре прошлого года, и вот в феврале этого года работа готова.

Наверное, многие ощутят вибрации Вивальди «Времен года», когда на выставке остановятся перед композицией с необычным эффектом 3D. Картина вырезана из одного листа бумаги, на которой изображены четыре времени года. Слева начинается Весна с сакурой, между домами виднеется гора Фудзи. Маленькое место в доме по центру (называется "пурим" – "Ветер") отображает Лето. Следующая часть картины отображает Осень, где можно увидеть при входе в дом шторы норэн, тень от них и позволяет создать трехмерность работы. Ну а затем переход в Зиму.

– Когда смотришь на Вашу картину, ощущаешь эффект 3D. Как это Вам удается?

– Приглядитесь. Вы можете заметить тень, которая падает на разные части картины. Варьируя игрой света и тени, мне удается добиться перспективы трехмерности. Также ощущению трехмерности композиции способствует наличие маленьких и больших домов.

На одной из работ изображена железная дорога Санрику (Иватэ). Оказывается, во время природной катастрофы 2011 года это место было практически стерто с лица земли. «Спустя 3 года Япония продолжает получать поддержку и помощь из разных уголков земного шара. Позвольте от лица японцев выразить глубокую благодарность за эту помощь. Я сделал четыре пейзажа Тохоку, молясь о том, чтобы природа этих мест как можно скорее восстановилась», – подписано Кубо Сю к стенду работ.

В настоящее время Япония является третьим в мире потребителем и импортером нефти и крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа. После аварии на атомной станции в Фукусиме в 2011 году степень зависимости Японии от импорта энергоресурсов еще больше выросла. Имея в своем распоряжении один из крупнейших торговых флотов в мире, Япония может извлечь огромную выгоду из Северного морского пути, который позволяет сократить время пути от Гамбурга до Йокогамы приблизительно на 40 процентов, а расход топлива – на 20 процентов по сравнению с маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал. В мае 2013 года японская энергетическая компания Inpex Corporation заключила с российским нефтяным гигантом «Роснефть» договор о совместной разработке двух нефтяных месторождений, принадлежащих России. В том же году Москва решительно поддержала Токио в его борьбе за звание столицы Олимпийских игр 2020 года. Это все большая политика.

– А мне хочется задать Вам следующий вопрос: ваша страна пережила очередную трагедию, потрясшую весь мир. После последних событий на Фокусиме человечеству был дан еще один шанс: задуматься о хрупкости природы. И, если рано или поздно придет время для употребления нефтегазовых арктических ресурсов, что, на Ваш взгляд, следует сделать, чтобы избежать всемирной экологической катастрофы?

– Я не специалист в области энергоресурсов. Но у меня своя гражданская позиция в области экологии. К сожалению, люди гонятся за богатством и комфортом, неэкономно используя природные ресурсы. Хочется все-таки разделить два понятия экологических разрушений – это естественное по причине самой природы и искусственное, вызванное самим человеком. Катастрофа 2011 года была вызвана изначально природными причинами – цунами и землетрясением. Затем это пересеклось уже с Фукусимой – творением человека. Весь мир еще раз наглядно увидел, насколько хрупка наша экосистема. Второй фактор, влияющий на экологию – это человеческий фактор, когда люди не задумываясь о будущем, выжимают из природы все ценное. И последнее: если при экологических катастрофах естественного характера природа быстро восстанавливает саму себя, то по вине человеческой деятельности на реабилитацию требуются десятки, а иногда и сотни лет. Я думаю, что люди должны приложить большие усилия и перейти к тому образу жизни, когда предметы потребления следует перерабатывать несколько раз. В принципе, это и есть альтернативная энергетика, которая позволит человечеству сохранить для потомков нашу прекрасную землю.

– Я заметила Вашу работу, где изображены пустые тарелочки на столе. Очень смешная картина.

– Да, здесь выложено около 20 тарелочек, и в этот раз я примерно столько и съел собы – гречневой лапши. Объелся (смеется). Потом возникла мысль воссоздать это ощущение в технике кириэ.

– Однако Вы в отличной форме, как это удается?

– Нет, спортом я не люблю заниматься. Я люблю поесть (смеется). Для меня спорт – это моя работа, которой полностью отдаюсь. Общение с людьми тоже требует колоссальной затраты энергии.

– А в картине «Спаржа» вы хотели донести некий тайный смысл?

– Я просто очень люблю есть спаржу (хитро прищурившись), а вот там, где спаржа перевязана, – это просто маленький юмор. Для смеха, понимаете?

А, может быть, мы действительно все усложняем? Возможно, рассыпанные на столе стебли спаржи очень гармонично смотрятся и вдохновляют на создание шедевра? Но почему, глядя на одинокие стебли, прочно связанные в пучок, вспоминается притча о прутике. Помните, как отец показывал сыновьям, как легко сломать один прутик и какая сила во всех прутиках, если все прутики собраны вместе в одно целое.

– Вы получили исчерпывающие ответы на ваши вопросы? – спросил меня г-н Кибо Сю за чашечкой ароматного чая по-японски. Я улыбнулась.

Вы с японской мудростью обошли все «острые» углы, но я успела кое-что прочитать между строк. И все же… О чем мечтает не художник Кубо Сю с мировым именем, а маленький Сю, который живет в вашем сердце?

– Я хочу оставаться в гармонии с самим собой. Жить честно и дарить добро людям посредством своих работ.

Мы пили чай, и было невероятно интересно наблюдать за чаинками, которые кружились в ритме танго. Я призналась, что хоть имя мое и означает Карское море, но всегда ощущала себя птицей, парящей в горах.

Мастер кириэ со смехом рассказывал, что иероглиф, использованный в его имени, означает «учиться, завершать, совершенствоваться, овладевать мастерством». У художника в семье было 4 ребенка, он родился последним. В знак того, что на этом родители планируют остановиться, то есть «все, с детьми закончили», они и дали художнику такое имя. Себя же Сю всегда ощущает Ветром. А чаинки, замедляя свой танец, медленно оседали на дно чайника. Возможно, вся наша жизнь – это сплошное кириэ в руках Господа, который вырезает наши судьбы из полотна бытия. А какими красками заиграет картина жизни, какая игра света и тени отобразится на ней – право выбора всегда за нами.


Политика Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме

Сенатор Алексей Пушков прокомментировал заявление бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что воссоединение Крыма с Россией было совершенно законным.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей. "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей.

С 9-го по 16 июня в Сочи проходит национальный фестиваль кинематографистов, куда съехались известные продюсеры, режиссеры, операторы, актеры участвовать в киносмотре отобранных 13 полнометражных картин и короткометражных лент, а также себя показать на красной дорожке и, конечно же, понежится под южным солнцем, искупаться в Черном море.