20 марта 2014, 10:21, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Сюрреализм Дали – это революция

В Музее частных коллекций проходит выставка «Сюрреализм и livred`artiste» 

Сюрреализм Дали – это революция

Начало XX века, Париж, зарождение дадаизма, автоматического письма с философским обоснованием Андре Бретона и Тристана Тцара, формирование уникального кружка гениальных поэтов и художников, соблюдавших заповеди, провозглашенные в «Манифесте сюрреализма» от 1924 года. Именно тогда, в гуще философско-художественно-литературных связей родился новый эстетский формат livre d`artiste (фр. – книга художника), в создании которой равновеликую роль играли и издатели.

На этот раз в Музее частных коллекций показана масштабная экспозиция данного периода, представляющая расцвет графического сюрреализма в формате книги художника: 400 графических работ из коллекций Георгия Генса и Бориса Фридмана. Имена в списке говорят за себя. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Хуан Миро, Ханс Арп, Ив Танги и другие, вдохновляясь работами Гийома Аполлинера, Луи Арагона, Жоржа Батая, Льюиса Кэрролла, Джакомо Казановы и других литераторов, создавали циклы работ в техниках офорта, литографии, ксилографии, акватинты. Здесь было важно все – выбор красок и бумаги, оригинальной техники, форма подачи, но самое главное, рисунок должен вступать в диалог с текстом.

Сальвадор Дали сказал: «Сюрреализм – это настоящая революция и в жизни, и в нравственности», но позже разошелся с группой Бретона из-за политических разногласий. Тем не менее его работы, созданные на ниве livre d`artiste, стали классикой формата. Одна из лучших работ на выставке – цикл Дали в технике офорта по поэме графа Лотреамона «Песни Мальдорора», произведению ключевому для сюрреалистов. Именно она считалась источником идеи автоматического письма. Это был первый большой графический цикл художника, и, что примечательно, – в этих иллюстрациях сложилась будущая система его метафизических образов – роковая Гала, взбешенная геометрия плоскостей, деформированные части тел, вездесущие рогульки-подпорки. Не менее, а может, и более интересны работы из цикла литографий Дали, сделанные по «Истории моей жизни» Казановы, где можно видеть дегустацию птички и женщину, обнимающую огромный рог носорога, – где правит бал метафизика, сдобренная изощренной чувственностью и психоанализом по Фрейду. Иного Дали, романтичного, фантасмагоричного мы видим в цветных гелиогравюрах к сказке Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Сюрреалисты нередко участвовали в коллективных работах, скажем, в поэтическом сборнике по замыслу Ильи Зданевича. Писатель и теоретик русского авангарда привлек к сотрудничеству 20 лучших художников (среди них Пикассо, Шагал, Джакометти, Матисс и Миро), которые иллюстрировали произведения футуристов и дадаистов. Пикассо сделал рисунок к стихам Пьера Альберта Биро, Марк Шагал – к стихам Велимира Хлебникова. Интересны произведения livre d`artiste, имеющие политическое значение, например, в борьбе с фашизмом. Осада и бомбардировка Мадрида по приказу Франко побудила Пикассо создать серию открыток в жанре комикса, высмеивающих деяния диктатора – на четырнадцати рисунках Франко изображен в виде жуткого кровожадного чудовища, облик которого навеян автору героем пьесы Альфреда Жарри «Король Убю». Идею графического цикла Solidarite по стихам Поля Элюара «Ноябрь 1936», которые он написал в волнении за осажденный Мадрид, поддержали семеро – Пикассо, Миро, Танги, Масон, Бакленд-Райт, Дала Хасбэнд и Стэнли Уильям Хейтер. Антимилитаристский текст Жоржа Рибмон-Дессеня «Баллада о солдате» иллюстрирован литографиями Макса Эрнста: в них он переосмысливает зловещие символы войны, акцентируя их влияние на психику человека.

Если говорить о вещах, знаковых для сюрреализма, следует упомянуть объемную (184 изображения) работу Макса Эрнста «В неделю доброты», мастерски выполненную в технике коллажа. Используя вырезки из гравюр XIX века, журналов и энциклопедий того времени, он искусно «вписал» в бытовые сцены мифологических животных, наградив людей головами и хвостами диковинных птиц, вклинив в сюжет драконов и ящеров. В оригинальной технике фроттажа выполнена книга Histotie naturelle с и рисунками Эрнста и текстом Жана Арпа. Рисунок выполнялся так: лист бумаги клали на неровную поверхность, а потом натирали карандашным стержнем так, чтобы изображение повторяло фактуру подложки. Метод удачно подошел для изображения чешуи, оперенья и грив. Из поздних livre d`artiste философским содержанием и мастерством поражает цикл Ханса Беллмера по эссе Генриха фон Клейста «О театре марионеток», в котором автор проводит идею о том, что люди лишь марионетки, которыми управляет Бог. Одиннадцать офортов на бумаге ручного изготовления подкрашены акварелью, а сюрреалистический эффект марионеток достигается за счет того, что Беллмер комбинирует геометрические формы и фрагменты кукольных тел, получая нечто вроде огромных хищных осьминогов. 


Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.

Культура МКФ "Западные ворота" состоится в древнем городе Пскове МКФ "Западные ворота" состоится в древнем городе Пскове

С 27 по 30 июня 2019 года в Пскове пройдет международный кинофестиваль "Западные ворота", на котором будут представлены фильмы из европейских стран.