27 марта 2014, 08:09, Любовь ЛЕБЕДИНА

Максим Суханов в маске Сталина

Для своего режиссерского эксперимента в пространстве коммерческой антрепризы Владимир Мирзоев избирает отнюдь не коммерческую пьесу лауреата Нобелевской премии Гарольда Пинтера «Возвращение домой», доказав тем самым, что серьезное ис

Максим Суханов в маске Сталина

По сюжету пьеса семейная, но идиллии никакой нет, поскольку все события связаны с жестоким насилием отца над своими детьми, рождающим злобу и ненависть, а также ущербное сознание без идеалов и веры. Что может быть еще актуальнее, чем скрытое от постороннего глаза в добропорядочных семьях насилие? Вот на этом и остановимся. Пожалуй, надо начать с того, что для режиссера Владимира Мирзоева тема внутреннего выбора является краеугольной, очень важной сегодня, так как человек, воспитанный в атмосфере страха, непременной муштры и зомбирования, не способен стать личностью. Так как в период формирования характера постоянный прессинг искажает внутренний мир человека, и он превращается в безвольного исполнителя, букашку, которую раздавить ничего не стоит.

Как всегда, в своих спектаклях, а это третья постановка Мирзоева по Пинтеру, режиссер доводит ситуацию до абсурда, своего рода гиньоля, когда персонажи уже не похожи на нормальных людей, а представляют сгусток фобий, если хотите, гомункулов в резервации диктатора. Таким образом, возникает эффект бумеранга: отец презирает детей, а те в свою очередь ненавидят его, но вырваться из этого порочного круга не могут, точнее, не знают как. По сути, это тюрьма, где главный надсмотрщик и его узники связаны одной цепью безысходности. Или того хуже, давным-давно установленного в обществе «порядка»: сильный побеждает слабого.

В общем, картинка получается безрадостная, можно сказать, жуткая. И если бы режиссер не раскрасил ее комиксами, прекратив главного героя в надутого циклопа, «пожирающего» свое потомство и одновременно испытывающего страх перед будущим, так как стар и твердая почва уходит из-под ног, то можно было бы ставить крест на гуманном обществе.

Конечно, первую скрипку в этом трагикомическом фарсе играет отец в исполнении Максима Суханова, обладающего уникальной способностью, не выходя из образа, «прокомментировать» свое отношение к нему. В данном случае, доходя до карикатуры, внутренне ликуя, он ерничает, лицедействует на грани фола. Его внушительная фигура в огромном вязаном шарфе с нелепо торчащей лысой головой, медленно ступая, надвигается на зрительный зал из темного пространства дверей, собираясь всех поглотить и никого не пощадить. И вдруг это грозное мифическое существо начинает говорить тоненьким, бабьим голоском. Такой контраст сразу же дает трещину в непобедимой силе, и публика облегченно вздыхает, понимая, что перед ней ряженый властелин затрапезного царства в башне из прогнивших досок. Бывший торговец мясной лавки, способный одним махом разделывать огромные туши, думает, что ему все позволено, в том числе безнаказанно терроризировать домашних, предаваясь сентиментальным воспоминаниям об умершей жене, загубленной им же. Два его младших сына Сэм и Джой (артисты Николай Лазарев и Евгений Буслаков), живущие подаяниями отца и не оправдавшие его амбиционных надежд, пытаются подражать ему, хотя бы в грубом, уличном сленге, но контакта не получается, только крик и истерика, взаимные упреки и хамство. Правда, один из них мечтает стать боксером, поэтому даже за стол садится, не снимая перчаток, что, конечно, выглядит смешно и нелепо… Вместе с тем ударить по-настоящему не может, а так хочется расквасить нос главному мучителю. Воли нет, как нет и бойцовских качеств из-за постоянного прессинга отца и вошедших в привычку унижений.

Ну а что же третий сын Тэдди, живущий далеко в Америке и преподающий в университете? Среди ночи он приезжает со своей женой в родительский дом на несколько дней погостить. То ли ностальгия позвала его в родные места, то ли одиночество вынудило на столь опрометчивый шаг, – так до конца спектакля и остается загадкой. Убежденный в собственной неотразимости, Максим Виторган несет ее как хрустальную вазу, постоянно демонстрирует свою неуязвимость, и только. Даже в общении с женой, явно с расстроенными нервами, его герой ведет себя, как заправский «американо» с крепкими кулаками. Судя по всему, Тедди унаследовал приемы мясника-отца, хотя и прикрывается флером интеллектуала. Оказываясь под одной крышей с необразованными родственниками, пытаясь быть снисходительным, он в то же время презирает их. Но почему Тедди оставляет жену с этими странными субъектами, решившими использовать ее в качестве доходной шлюхи, тоже остается за семью печатями. Вставной эпизод эротического танца Рут (весьма пластичной и сексуально зазывной в исполнении Виктории Чилап) на длинном столе мало что проясняет. Кроме того, что бывшая стриптизерша никогда не станет хорошей матерью и женой, так как у нее другое призвание – в витрине под красными фонарями. И все-таки этого мало, чтобы соединить несовпадающие смыслы вместе.

Конечно, хозяин дома уязвлен смелым поведением старшего сына, но сражаться в открытую на семейном «ринге» боится. Захлебываясь в зловонной пене ругательств, он пытается хоть как-то отстоять пошатнувшийся авторитет, вызывая тем самым улыбку и непонятно откуда взявшуюся жалость. В течение всего спектакля Максим Суханов держит зрителя на крючке своим кавказским акцентом, заставляя прикидывать в уме разные варианты такой «фиги в кармане». И только в финале, когда актер на глазах публики гримируется, а точнее, надевает маску вождя всех народов, обряжаясь в китель, режиссерская загадка разрешается сама собой, превращаясь в символ тирании не только семейной, но и повыше – государственной, исповедующей культ личности со всеми вытекающими отсюда последствиями.  


Политика Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8 Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8

Президенты Украины Владимир Зеленский прокомментировал в своем фейсбуке возможность возвращения России в G8, выразив мнение, что это станет возможным только после "возвращения" Крыма и прекращения конфликта в Донбассе.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.