16 апреля 2014, 10:11, Аяз Гасымзаде, студент 4 курса юрфака МГУ имени М.В.Ломоносова

Российскому образованию нужна система ясных задач и целей

Обучающие тенденции сегодняшнего дня привели к тому, что социальная роль учителя сводится теперь к простому понятию: школьный наставник - это представитель сферы услуг. Функция учителя ограничивается лишь часами, отведенными на школьные занятия

Российскому образованию нужна система ясных задач и целей

Так как же повысить авторитет школы, обучения, учителя? Общество давно считает основным средством воспитания уважения к старшему поколению метод поощрения и наказания, но нельзя не отметить и социальное значение образования. Получение образования должно быть престижно, как за границей. В Англии давно сложилась особая система как наказаний, так и поощрений. Мне удалось на себе почувствовать и ощутить все её плюсы и минусы. Само наличие такой системы уже необычно. Наказания дифференцируются в зависимости от проступков. Минимальное наказание - называемое по-английски sides, заключалось в том, что школьнику приходится писать сочинение на любую тему, которую определяет сам преподаватель для провинившегося школьника в объёме, который преподаватель посчитает достаточным.

Следующее наказание уже более серьёзно, но оно, между тем, еще не самое тяжкое. Это так называемый detention (дословный перевод означает задержание после уроков). Данное наказание заключается в том, что школьник в отведенное для отдыха время, в короткий день или единственный выходной – воскресенье - остается в учебном классе на дополнительные 1,5 часа. В это время школьнику предстоит переписать или законспектировать любую литературу на листах A4. Наказание обидно еще и тем, что во время процедуры его «отбытия» провинившийся должен быть в форме. Detention в выходной день отличается от Detention в будний короткий день тем, что родители получают письмо, в котором говорится, в чем провинился школьник. В случае злостного нарушения дисциплины неоднократно (3 раза) есть угроза получения самого серьезного наказания (suspension), то есть выдворения из школы-пансиона.

В английских школах есть наказания, которые заключаются в том, что любой школьник, грубо провинившийся в чём-либо, лишается права не только заниматься и учиться, но даже появляться в школе и участвовать в занятиях в течение недели. Наряду с перечисленными наказаниями есть еще одно – весьма специфическое, (gating), которое применяется только к тем ребятам, которые проживают в школе. Это наказание состоит в том, что школьник свой единственный выходной - воскресенье - целый день проводит в школьной форме. Но на этом штрафные санкции не заканчиваются. Школьнику предстоит целый день провести на территории школы и ежечасно отмечаться.

Во всех случаях применяется правило трёх раз, но на этом система наказаний не заканчивается и единственный вариант развития событий в случае, если все вышеперечисленные санкции не срабатывают - отчисление школьника. Но стоит отметить, что данная крайняя мера «срабатывает» в особо исключительных случаях.

Традиции среднего образования в Англии выработали не менее интересную систему поощрения. Как и везде, основными являются похвала, благодарность, различные виды наград. Однако есть и такие поощрения, как почетное право выступать с речью перед учащимися. Еще одним необычным поощрением является получение различных прав, а именно возможность получить дополнительные часы для отдыха.

За особые успехи как в учебе, так и в спорте вручаются призы.

В отличие от западных у российских школьников нет опыта претворения или, как нынче модно говорить, «интеграции» собственного желания в действительность. Западная модель обучения, а именно английская даёт другие возможности школьнику, причём уже в возрасте 13-14 лет. Так, к примеру, школьник может сам выбрать для изучения 5-12 предметов. Количество предметов определяет сам обучающийся, но его воля (свобода) ограничена. Она связана требованиями, которые каждый университет определяет для себя. В среднем школьники, желающие получить хорошее высшее образование, изучают 10–11 предметов. В 15–16-летнем возрасте сдаются соответствующие экзамены (GCSE). Но самый важный и определяющий этап в школьной жизни наступает чуть позже. В возрасте 16 лет подростки определяют еще более узкий круг предметов, в течении двух лет ребята выбирают максимум 5 и минимум 3 предмета, на практике 5 предметов осиливают исключительные школьники. Такой объем не по силам охватить большинству школьников, да и необходимости в этом нет. Университеты в Англии требуют не количество, а качество, соответственно, куда вероятнее поступить, сдав 3 экзамена на высокие оценки, чем 5 посредственно. В связи с этим школьники могут в первый год изучать 4 или 5 предметов, а в последний год - 3. По итогам экзаменов, которые выпускники сдают по выбранным дисциплинам (три экзамена в последний год обучения и дополнительные в первый), они поступают в университеты. Конкурс в самые престижные вузы Англии (Кембриджский университет, Оксфордский университет, Сент-Эндрюсский университет, Лондонская школа экономики и политических наук) заставил школьников уделить внимание не только последним обязательным экзаменам A-level, но и другим, потому что конкурентным преимуществом в лучшие вузы является высокий результат как в AS, так в GCSE. Университетам важно как количество экзаменов, так и разносторонность успехов своих студентов.

Стоит ли нам перенимать опыт англичан или наша система образования ставит перед собой другие задачи? Самая большая проблема современного школьного образования, на мой взгляд – проблема отсутствия четких задач. Для сравнения: в Англии образование давно выполняет функцию подготовки квалифицированных работников. Советская педагогика провозглашала иные цели - воспитание всесторонне развитой личности. Именно постановка ясных целей обучения ориентирует как преподавателей, так и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель придает процессу обучения необходимую целостность и единство. Сегодня при отсутствии цели отечественного образования, которую можно сравнить с множеством маленьких островков, рассеянных в море, каждый выживает по-своему. Реальный мир России, который сегодня во власти денег, породил поколение детей, которое отдаёт себе отчёт в том, что человек может быть и вовсе необразованным, но в материальном плане жить прекрасно. При таком положении вещей вопрос к ребёнку «кем ты хочешь быть?» теряет всякий смысл. Надо сказать, что сегодняшние учителя - такие же заложники этого мира. Если у преподавателя единственный мотив - зарплата, то он никогда ничему не научит. Где начинаются деньги, там кончается образование. Наравне с капитализацией образования, наша система перенимает опыт стандартов образования. Но тогда как в России стандарты на каждом шагу и каждый день, в Англии же они направлены на достижение конечного результата.

На данном этапе, как мне кажется, нет оснований отказываться от ранее провозглашенной цели, поскольку на сегодняшний день ей нет разумной альтернативы. Однако не была совершенной и цель ушедшей эпохи, которая в реальной жизни осуществляла жесткое подчинение всей системы воспитания монопольно господствующей идеологии. Анализируя нынешнюю ситуацию, очевидно, что погоня за всем «инновационным» привела к тому, что наша система потеряла свое лицо. Когда эклектически вырываются отдельные положительные элементы другой системы и без учета российской специфики внедряются в нашу систему, то это выглядит нелепо и чаще всего приводит к отрицательным результатам.

Как мне представляется, нашей российской средней школе необходимо создать некую систему, в рамках которой можно бы было чётко и определённо ответить: кто ты, что будешь делать и зачем?

СПРАВКА РЕДАКЦИИ Школьная жизнь Аяза Гасымзаде началась с обычной московской школы, но спустя некоторое время его родители посчитали правильным перевести ребёнка в другое учебное заведение. Она была частной, и одним из её важных преимуществ было то, что в ней придавали особое значение языкам, что подтверждается самим названием - Славяно-Англо-Американская школа «Марина». Начиная с 4‑ого класса там изучается второй язык, а в старших – и третий. Преподавателями были «носители» языка. Именно это и дало подростку возможность в возрасте 12 лет без особых усилий сдать экзамены и поступить в одно из учебных заведений Англии.

- Школа Royal Russel School очень помогла мне освоиться в жизни, в ней я узнал основные правила обучения в Англии. Школа находилась вблизи Лондона, а патронессой её была сама королева Англии. Поскольку учебное заведение пользовалось большой популярностью среди выходцев из СНГ, именно этот критерий послужил в пользу того, чтобы спустя полгода я её сменил, – рассказывает Аяз.
Его следующей школой в Британии была Merchiston Castle School, расположенная в шотландском Эдинбурге, и, несмотря на это, больших отличий от той, которая находилась в предместьи Лондона, не было. Однако эта школа была только для мальчиков, и в ней куда больший акцент делался в пользу спорта, а именно регби. Merchiston Castle School была одной из самых известных школ Шотландии, и по многим показателям до сих пор значится среди лучших школ Великобритании. Обеим этим школам Аяз многим обязан, но так вышло, что именно Merchiston Castle сумела стать уроженцу из России вторым домом.
Но в это самое время, пока наш герой и автор статьи пребывал в Стране Туманного Альбиона, он одновременно учился и в московской школе экстернатом. – Я всегда отдавал себе отчет, что в Великобритании ненадолго и вернусь, – вспоминает Аяз Гасымзаде. – И понимал, что там я чужой, а ассимилироваться не хотел. В 10 классе я наконец вернулся и попал в замечательную московскую гимназию № 1514 на отделение теории истории мировой культуры. Гимназия эта стала для меня замечательным опытом. Всем достижениям, которые у меня есть сегодня, я обязан именно ей. Умение мыслить шире, глубже – это и есть то, что отличает качественное среднее образование в России от обучения любой другой страны. Моей самой заветной мечтой было учиться в МГУ. Как‑то в детстве мне попалась конфета «Огни Москвы» и я задал вопрос родителям: «А что это за красивое здание на конфетной обёртке?» Мне ответили, что это лучший вуз России – Московский государственный университет. Образ МГУ отпечатался в моей голове, и я уже тогда знал, что хочу учиться именно там. Почему же юридический факультет? Я понимал, что я гуманитарий, но какой факультет мне подходит лучше – осознавал не до конца. Откровенно сказать, меня выручил папа. Он объяснил все плюсы выбора в пользу юридического. Специальность юриста очень обширна и каждый сможет найти в этой профессии то, что ему по душе. Сейчас я нисколько не жалею о своем выборе. В Московском университете особая атмосфера. Университетский кампус прошлой эпохи с профессорами, которые будто ещё живут в «том» времени. И – рядом – новые корпуса, пропитанные идеями молодых учёных. Этот контраст выделяет МГУ из массы других университетов. В нём видна живая борьба старого и нового, либерализма и консерватизма, устоявшихся догм и модернизма, – заключает повествование ведущий рубрики «Студенческий меридиан» в журнале «Школа. Гимназия. Лицей», студент четвёртого курса МГУ имени М. В. Ломоносова.



Политика Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией

Министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что Греция для защиты своих суверенных прав готова ко всему, в том числе и к военным действиям против Турции в случае провокаций.

В мире Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ

Условия Международного валютного фонда по новой кредитной программе неприемлемы для Украины, заявил глава фракции "Слуга народа" в Верховной раде Давид Арахамия в эфире телеканала "Украина 24".

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.