24 апреля 2014, 12:05, Илья ЗАХАРОВ

Нефть, офшоры и откаты

Слабость антиофшорного законодательства России и отсутствие эффективной системы борьбы со злоупотреблением офшоров делают российскую экономику крайне уязвимой. Не секрет, что по-прежнему существенная часть российского экспорта нефти, зерна и металла

Нефть, офшоры и откаты

Использование нефтетрейдерами, работающими в России, офшорных структур на настоящее время не вступает в противоречие с действующим законодательством. Никаких подобных прецедентов на сегодняшний день не было, и большая часть российской нефти экспортируется с применением офшорных структур. Впрочем, в контексте политики деофшоризации, проводимой российскими властями, использование офшорных структур нефтетрейдерами несет потенциальный риск с точки зрения соблюдения российского законодательства. Как известно, в начале 2014 года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию потребовал, чтобы доходы компаний иностранной юрисдикции попадали под российское налогообложение. В рамках исполнения данного поручения уже появилось предложение законодательно запретить участие иностранных компаний в госзакупках. В частности, Дмитрий Медведев поручил Министерству экономики и ФАС разработать законопроект по введению запрета на заключение с офшорными компаниями государственных или муниципальных контрактов.

Слабо проработана в России и нормативная база по пресечению аффилированности госслужащих с офшорными компаниями. Запрет госчиновникам владеть иностранными активами регулируется Федеральным законом № 79-ФЗ от 7 мая 2013 года («О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). Согласно статье 2 указанного закона госчиновникам «запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом в законе отсутствует описание того, что подразумевается под понятием «иностранный финансовый инструмент» и стоит ли к нему относить ценные бумаги иностранных эмитентов и доход от них.

Однако практика применения закона «О запрете…» в отношении чиновников, являющих-
ся собственниками иностранных юридических лиц, носит сегодня выборочный характер, а решение применяется на усмотрение органов, ответственных за исполнение закона, в зависимости от конкретной ситуации. Ключевой проблемой, препятствующей систематичному применению ФЗ «О запрете…», является, по мнению экспертов, отсутствие в российском законодательстве понятия «иностранный финансовый инструмент». С большой долей вероятности такая двойственность в ФЗ «О запрете…» была заложена намеренно в целях увеличения возможностей применения данного закона по политическим мотивам. Косвенным подтверждением тому является тот факт, что в первом чтении проект закона именовался «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов». Однако в день принятия закона Государственной думой (24 апреля 2013 года) конкретная формулировка «ценные бумаги иностранных эмитентов» была заменена на менее однозначную – «иностранные финансовые инструменты», которая, кстати, совершенно не упоминалась в первоначальном варианте текста закона.

Никаких других нормативно-правовых актов, запрещающих российским госчиновникам владеть ценными бумагами иностранных эмитентов, в российском законодательстве на настоящее время нет.

Следовательно, пока российская нефть «гоняется» через офшоры, у некоторых чиновников есть возможность наживаться на этом. Пробелы в законодательстве, а точнее его точечное применение, – позволяют капиталу уходить за рубеж и в карман коррупционерам.

«Трибуна» уже писала о том, что сотрудники Министерства энергетики РФ могут быть аффилированы с офшорными трейдерами, неоднократно фигурировавшими в ряде скандалов. Речь идет о советнике министра Михаиле Столярове и директоре Департамента переработки нефти и газа Михаиле Грязнове, которых журналисты подозревают в оказании посреднических услуг офшорам Flontrano Trading Limited и Concept Oil Services, помогая им получать преимущественный доступ к контрактам на экспорт нефти малых производителей нефти.

Напомним, что зарегистрированной в 2009 году на Кипре компании Flontrano Trading Limited удалось менее чем за три года довести объем закупок российской сырой нефти до 150 тысяч тонн в месяц, перейдя, в частности, дорогу таким крупным трейдерам, как Gunvor и Vitol. С 2009 года и по настоящее время компания Flontrano успела сменить семь директоров.

Другой офшорный трейдер – гонконгская компания Concept Oil Services стала известна на российском рынке в 2011 году, когда начала скупать нефть татарстанских нефтяных компаний в порту Козьмино для поставки в Германию. Спустя два года Concept Oil появилась в сводках экономических новостей в контексте заключения крупного контракта с ОАО «АНК «Башнефть»: договор поставки сырой нефти на экспорт с трейдером Concept Oil на сумму более 2,357 млрд долларов был заключен нефтяной компанией в июне 2013 года. Контракт заключен на срок до 31 января 2015 года с возможностью пролонгации еще на один год. Позже появилась информация о том, что общая сумма контрактов «Башнефти» на продажу нефти летом 2013 года составила порядка 11,1 млрд долларов. Таким образом, доля гонконгского офшора в этих контрактах составила 21,24%.

Скандальные офшоры впервые «всплывают» в СМИ в 2012 году, когда в польской газете Dziennik Gazeta Prawna было опубликовано расследование, посвященное деятельности бывшего вице-президента «Транснефти» Михаила Арустамова. В статье утверждалось, что во время переговоров PKN Orlen с «Роснефтью» и «ЛУКОЙЛом» о ежегодных поставках до 10 млн тонн нефти в Польшу отдельные чиновники из России навязывали польской стороне сотрудничество с сомнительными офшорными трейдерами, в то время как компания Orlen желала работать напрямую с производителями сырья. Данные офшоры, среди которых кипрский Flontrano Trading Limited и гонконгский Concept Oil Services, по словам журналистов, входили в сферу интересов Арустамова, который, будучи уже советником президента «Транснефти», оказывал влияние на корректировку графиков прокачки нефти, передавая соответствующие инструкции в Департамент переработки нефти и газа Минэнерго.

Арустамов отрицал свою связь с Flontrano и Concept Oil и вообще заявлял, что не имеет с 2012 года никаких отношений с «Транснефтью». Но, по всей видимости, это не так. Как пишут «Новые Известия», Арустамов, скорее всего, продолжает поддерживать деловые отношения и обращаться за содействием к тем, кто обеспечивает решения по так называемым дополнительным графикам для всей цепи транспортировки нефти. Изначально для формирования данных графиков необходимо оформление маршрутных поручений, и этим уже 14 лет бессменно занимается начальник отдела оформления поставок нефти Наиля Батырова. Утверждение маршрутных поручений возложено на ее прямого руководителя – директора Департамента транспорта, учета и качества нефти Игоря Кацала. В биографии этого сотрудника «Транснефти» есть интересное совпадение: в начале 2000-х годов Кацал занимался вопросами диспетчеризации в ЦДУ ТЭК, возглавляемый в тот момент Николаем Буханцовым, который, как выяснилось, и стоял за организацией трейдера Flontrano. Наконец, контролем за процессом оформления маршрутных поручений для графиков прокачки нефти занимается Максим Гришанин, занимающий теперь прежнюю должность Михаила Арустамова, являясь вице-президентом «Транснефти» и председателем Совета директоров «Новороссийского морского торгового порта».

В 2012 году на рынке появляются слухи о том, что для получения места в графике экспорта нефти российские ННК принуждают продавать часть имеющихся у них запасов сырья, планируемых на экспортные поставки, малоизвестным офшорам по внутренним ценам. Похоже, что непосредственное отношение к этим схемам могут иметь упомянутые чиновники.

Удивительно, почему антимонопольные и антикоррупционные органы продолжают закрывать глаза на такое положение дел в энергетической отрасли? Описанные в публикациях странные «совпадения» делают очевидным факт нарушения закона даже для непрофессионалов.

В свою очередь, вопросом о том, куда «утекают» деньги бюджета, похоже, всерьез озадачились российские общественники. Участники прошедшего 23 апреля в Общественной палате обсуждения призвали бороться с аффилированностью чиновников и повальной офшоризацией. Эксперты, выступавшие на «круглом столе» «Борьба с офшорами как средство оздоровления российской экономики», отметили, что, несмотря на активизацию в России антиофшорной политики, ежегодно из страны продолжается отток десятков миллиардов долларов, оседающих в налоговых «гаванях», и способствуют этому не только «непатриотичные» бизнесмены, но и нечистые на руку чиновники. Громкие разоблачения журналистами серых офшорных схем, в которых могут быть замешаны сотрудники Министерства энергетики, стали предметом обсуждения в Общественной палате. Эксперты напомнили, что еще в 2011 году в ходе проверок руководителей госкомпаний в системе ТЭК аффилированность с коммерческими структурами была выявлена более чем у половины топ-менеджеров. По всей видимости, энергетиков может ожидать новый «разнос», поскольку члены Общественной палаты намерены обратиться в антикоррупционные органы и проверить, какие отношения связывают скандальные офшорные трейдеры и чиновников Минэнерго.

Специалисты отрасли прекрасно понимают, что сегодня продавать нефть на внутреннем рынке не так выгодно, как отправлять ее на экспорт. Поэтому крупный бизнес как никто другой может быть заинтересован в том, чтобы на ННК оказывалось давление, имеющее цель заставить их реализовывать основную часть своего сырья внутри страны, иначе делать это придется самим крупным компаниям, теряя значительную прибыль, не полученную от экспорта. Выполнение данного условия и является для малых компаний «пропуском» к трубе. Учитывая, что вся система магистральных нефтепроводов контролируется «Транснефтью», имеющей равноправные отношения с крупнейшими нефтедобывающими компаниями, налицо может быть и сговор в отношении малых производителей.

Однако, если работает механизм давления на ННК по части контроля их экспортной деятельности, то почему бы не заработать на этом денег? По всей видимости, именно такой позиции и придерживаются организаторы сети офшорных посредников и их «друзья» из Минэнерго. В таком случае еще одним условием получения квоты на прокачку экспортируемой нефти для ННК становится заключение контрактов с навязанными посредниками. И тут малым компаниям выбирать не приходится: либо они получают минимальную прибыль от экспорта посредством тех офшорных трейдеров, с которыми им «рекомендовано» заключать контракты, либо остаются ни с чем, продолжая реализовывать нефть на внутреннем рынке.

Очевидно, что в таком случае основная маржа от экспорта сырья достается не ННК, а все тем же офшорам. Учитывая разницу цен на внутреннем и внешнем рынках, а также льготное налогообложение в офшорах, прибыль одного только Concept Oil может составлять 7–8 долларов за баррель нефти, или 52–59 долларов за каждую прокаченную тонну, что означает «оседание» десятков миллионов долларов в год в офшоре. Кому в итоге достаются эти деньги? Скорее всего, часть из них идет сотрудникам ведомств и подконтрольных им учреждений в качестве оплаты за услуги по «поставке» клиентов, а часть достается непосредственным бенефициарам офшоров.

Пока же государство не озаботилось стимулированием развития рынка малых и средних нефтяных компаний, ННК по-прежнему остаются наиболее уязвимым звеном отрасли. Вынужденные идти на «компромисс» для получения минимальной возможности экспортировать свое сырье, российские ННК становятся жертвами «серых схем» с участием офшоров и сговоров, приводящим не только к колоссальным потерям на рынке независимых производителей, но и бюджета страны.




Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.