30 апреля 2014, 09:02, Лана АСРИЯНЦ

«Синтетический» человек и виртуальный скальпель

    С необычным, «синтетическим» человеком можно было познакомиться на прошедшей в Москве выставке инновационных образовательных и медицинских технологий. 

Эта модель для изучения анатомии имитирует человеческое тело со скелетом и синтетическими мягкими тканями. При работе с таким искусственным человеком можно применять хирургические лезвия, иглы, шовный материал, электрохирургические устройства и любые методы лучевой диагностики. Большой интерес специалистов вызвал и другой экспонат – трехмерная модель человеческого тела, позволяющая производитьразрезы в любых проекциях и плоскостях с помощью виртуального скальпеля, и что особенно важно, загружать и использовать изображения, полученные методом компьютерной томографии. Еще одна новинка – виртуальная гибридная операционная, предоставляющая уникальную возможность репетиции предстоящего хирургического вмешательства в реалистичной среде. А роботы-симуляторы пациента, обладая широким набором клинических сценариев, включающих исходную информацию о пациенте, моделируют варианты измененияего состояния при адекватной и неадекватной медицинскойпомощи и позволяют подобрать оптимальный вариант обследования и лечения патологий в совершенно разных областях медицины.

Экспозиция стала составной частью V Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование – 2014», прошедшей в Выставочном конгресс-центре Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. В центре ее внимания была проблема инновационного сплаванауки, образования и медицинской практики – принципиально нового подхода к подготовке медицинских кадров.

Более 1,5 тысяч участников, в том числе 55 ректоров вузов, деканы факультетов, директора научно-исследовательских институтов и центров, смогли ознакомиться с последними новшествами в области дистанционной подготовки специалистов, обменяться мнениями и обсудить планы на будущее.

Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова в своем приветственном слове уделила внимание наиболее важным аспектам подготовки медицинских кадров в России. Она отметила, что уровень образования должен соответствовать требованиям отрасли, и именно отрасль задает нужную планку. И, разумеется, развитие медицины невозможно без внедрения современных инновационных технологий – виртуальных классов, общения с пациентами-аватарами, отработки практических навыков на муляжах-симуляторах – в образовательный процесс. Сейчас все российские вузы министерства здравоохранения имеют симуляционные тренинговые центры, каждый вуз включил симуляционное образование в выработку практических навыков. Создано электронное рабочее место врача с подключением ко всем возможностям Национальной электронной медицинской библиотеки. Немаловажным стимулирующим фактором к достижению этих результатов стала предыдущая конференция «Медицинское образование». Заслуживает признания и работа, проделанная Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию при Минздраве РФ.

Министр особо подчеркнула тот факт, что не существует национальной науки и национальной медицины, они посамой своей природе интернациональны. То что происходит у наших коллег в развитии биомедицины должно очень быстро становиться базой и для нас. Поэтому выпускники медицинских вузов должны свободно владеть хотя быодним иностранным языком, выезжая на стажировки, легко общаться, а не только без помощи словаря читать профессиональную литературу. Хорошим примером развития международного сотрудничества служит Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского, имеющий взаимное признание с ведущими британскими университетами. Министрподелилась впечатлениями от посещения Крымского университета и отметила, что он снова входит в число лучших российских вузов.

Важные проблемы здравоохранения были затронуты и в выступлении председателя комитета Государственной ДумыРФ по охране здоровья С. В.Калашникова .По его мнению,парадокс оказания современной медицинской помощизаключается в том, что медицина превращается в конвейер, не предусматривающий индивидуального подхода к пациенту. Следует вернуться к изначальным принципам, существовавшим во времена Авиценны и Гиппократа, и построить систему, сочетающую лечебные стандарты и персонализацию. Не следует забывать и о том, чтоподготовка врачей должна быть направлена и на личностное развитие.

Обсуждались на конференции и пока что нерешенные проблемы здравоохранения, касающиеся клинических баз, заработных плат, юридической ответственности за пациента и всего, что связано с самим понятием «лечащего врача».Президент «Национальной медицинской палаты»профессор Л. М.Рошаль подчеркнул, что утверждение нового регламента взаимодействия Министерства здравоохранения РФ и «Национальной медицинской палаты» при подготовке нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности медицинских работников, является поистине историческим шагом в достижении общественной формы управления профессиональной деятельностью. А следующая задача – облегчение бесплатного и качественного получения знаний с помощью дистанционных методик, причем знаний международного уровня, а также подготовка высококлассных специалистов, к которым будут приезжать лечиться пациенты со всего мира.

Подготовка медицинских кадров является важнейшим приоритетом и для Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), официальный представитель которой в России Луиджи Миглиорини отметил важность совместной работы для обеспечения эффективности мирового здравоохранения, выразил благодарность организаторам прошедшей конференции. ВОЗ имеет сейчассекцию русского языка, воссоздан русскоязычный сайт ВОЗ и составлен перечень источников, которые должны быть переведены на русский язык.

С докладом, посвященным концепции непрерывного медицинского образования - механизму, который должен обеспечить для врачей-специалистов достаточный уровень современных знаний, - выступил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАМН П.В. Глыбочко.Он подчеркнул, что внедрение инновационных образовательных технологий в непрерывное медицинское образование в формате дистанционных модульных систем, интегрированных с электронным рабочим местом врача, является эффективным инструментом профессионального развития. Практическое применение данного ресурса сможет на первом этапе обеспечить стандартизированный подход к принятию решений на основе клинических рекомендаций, а в будущем стать основой для сертификации и аккредитации врача-специалиста в открытой образовательной среде.

По завершении организационной части министрздравоохранения РФ В.И. Скворцова вручила традиционные ежегодные премии Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России 2013-2014 года. Обладателями премий стали представители Российской медицинской академии последипломного образования, медицинских вузов и факультетов Волгограда, Воронежа, Махачкалы, Хабаровска, Курска, Казани, Ростова, Екатеринбурга,Бишкека.

Решено, что обсуждение затронутых на конференцииактуальных вопросов совершенствования профессионального образования будет продолжено в расширенном формате осенью этого года на конференции «Ай-ти-МЕД-2014».



В мире National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400 National Interest рассказал, почему НАТО следует бояться С-400

США и их союзникам по НАТО следует опасаться зенитных ракетных комплексов С-400 из-за возможности их применения в качестве средства борьбы в экономической войне, пишет National Interest.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему Кинематографисты "прочитают" тексты по-своему

В Москве впервые пройдёт кинофестиваль экранизаций "Читка", в программе которого представлены и законченные, и ещё не законченные фильмы.