16 мая 2014, 11:19, Лера СМИТОВА

Технологии на службе образования

Использование компьютерных технологий в образовании набирает популярность.

Технологии на службе образования

Школьники на каникулах заполняют онлайн-тесты и общаются с учителями в соцсетях, дистанционное образование все активнее завоевывает рынки развитых стран, а повышение квалификации с помощью компьютерных игр уже не кажется выдумкой фантастов.

В прошлом году Европейская комиссия выпустила доклад об общем уровне проникновения технологий в школы. Согласно ему, на один компьютер приходится 3-7 человек, на одну «умную доску» (доска, по которой можно перемещать элементы, дотрагиваясь до нее, как до планшета) – более ста человек, и 9 из 10 школ имеют собственный веб-сайт. Половина студентов старших классов используют ноутбуки на уроках как минимум раз в неделю, и 20-30% студентов, в зависимости от стран и школ, используют «умную доску» с такой же периодичностью. По исследованию «Оценка эффективности использования и востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общеобразовательных учреждениях», в России приходится 12 человек на компьютер, и большинство школ имеет собственный сайт. Кроме того, активно обсуждается модель BYOD (Bring You Own Device), при которой во время обучения используются электронные устройства самих учеников. Исследование показало, что у подавляющего большинства (97%) российских школьников есть дома компьютер, а у половины – мобильное электронное устройство (ноутбук, смартфон, планшетник).

Однако наличие технологий не решает главной проблемы – недостаточной информированности учителей о том, как их использовать во время самих уроков.

- Финляндия считается образцово-показательной страной в этом отношении, школы не испытывают недостатка в компьютерах. Однако учителя – это в основном люди старшего возраста, которые привыкли преподавать определенным образом, без всяких технологий, и они не знают, как эти технологии использовать. Им сложно переучиваться, они порою понимают в компьютерах гораздо меньше, чем их ученики, - рассказала редактору «Трибуны» преподаватель Центра Медиа Образования Лапландского университета Пайви Раси.

Раси отметила, что Интернет открывает большие возможности для самообразования. В учительской среде идет речь о том, что учащиеся старших классов могут самостоятельно выполнять различные проекты с помощью технологий – например, снимать видеосюжеты об исторических периодах, изучаемых в классе, или химических экспериментах. На уровне школы концепция самообразования тоже требует определенной смелости от учителей: нужно отказаться от роли ментора, лектора и принять на себя роль наставника, советчика или «руководителя проекта». Школьный сайт может играть роль не только «визитки», то есть «представительства» школы в Интернете, но и «места встречи» учащихся, пространством для обмена знаниями, сотрудничества и получения материалов от учителя онлайн.

Если такая модель школьного образования многим кажется чересчур инновационной, то на университетском и постдипломном уровне она уже прижилась. Все началось с того, что знаменитые мировые университеты стали выкладывать в общий доступ видеозаписи лекций и учебники: так поступал, например, Йельский университет, MIT, Принстон. Приобщиться к знаниям мог любой желающий, в любой точке земного шара, и таких желающих нашлось много.

Затем университеты стали организовывать бесплатные интерактивные онлайн-курсы, и это привело к появлению «цифровых образовательных пространств» - сайтов, предназначенных для обучения, на которых собраны все материалы, презентации, работы самих учащихся. Они соединены с форумами и чатами, социальными сетями и блогами; часть материалов может быть защищена паролем, а часть – выложена в свободный доступ. Самая известная в мире подобная платформа называется MOOC (Massive Open Online Courses). Ее необыкновенная популярность привела к тому, что The New York Times назвала 2012-й годом MOOC (The Year of MOOC). В основе ее концепции – открытый и бесплатный доступ к знаниям для всех желающих.

Постепенно множество ведущих университетов мира обзавелись как бесплатными, так и платными, но сравнительно недорогими курсами, по окончании которых дают диплом или сертификат. По мнению гендиректора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной, это может не лучшим образом сказаться на состоянии российских региональных вузов. Если можно получить диплом Гарварда, не выходя из дома в Красноярске, зачем поступать в местный университет, который не имеет престижного имени-бренда и не котируется за рубежом?

Такая ситуация рано или поздно заставит российские вузы обратить внимание на онлайн-образование и использовать в этом западные наработки: например, образовательные платформы, наподобие MOOC. Высшая школа экономики и Московский физико-технический институт уже сотрудничают с платформой Coursera, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации - с Uniweb и с российской Hexlet. МГУ с отечественной платформой «Универсариум».

В пресс-службе ВШЭ отмечают, что на онлайн-курсы за полгода их существования подписались 100 000 человек, и это в пять раз больше, чем студентов-очников в московском, нижегородском, петербургском и пермском отделениях вуза. По крайней мере, в ВШЭ все онлайн-курсы и электронные программы повышения квалификации – платные, что ограничивает потенциальную аудиторию, однако стоят все равно в разы дешевле, чем очное обучение: цены держатся в пределах 20-30 тысяч рублей.

Новые технологии в образовании и набирающие популярность учебные платформы ведут к появлению новых педагогических моделей. Самый яркий тренд на сегодняшний день – использование образовательных игр и симуляторов.

- Лучше всего материал усваивается через примеры из реальной жизни и решение каких-либо задач, связанных с реальной жизнью. Это следует понимать в широком смысле – такой популярный на сегодняшний день тренд, как «геймификация», тоже своего рода возможность применить свои знания на практике, - рассказывает Раси. – В этом случае познание идет в процессе игры, то есть сопровождается эмоциями, а потому более эффективно.

Действительно, геймификация, то есть превращение обучения в онлайн-игру, сейчас становится все более популярным и порою поражает воображение. Например, с помощью игры Miniconomy можно построить с нуля бизнес и таким образом лучше познакомиться с бизнес-процессами. С помощью различных медицинских симуляторов без каких-либо материальных затрат легко прооперировать сердце и мозг (разумеется, при обучении на врача нельзя обойтись только симуляторами, однако они сильно сократят издержки). Игры, посвященные историческим периодам, помогут запомнить основные социальные, политические, военные тренды того времени. Есть даже игра Papers Please, где можно побывать в шкуре чиновника времен «холодной войны».

- Мы не делаем игры из серии «реши эту задачку – и сможешь играть дальше», - пишет в своем блоге Джон Краевски, основатель компании по производству образовательных игр Strange Loop Games. - Мы хотим сделать ту же математику интересной, развить любовь к предмету, настоящее понимание, что такое – применять свои знания на практике.

Этот способ обучения – через игру – уже вовсю применяется на Западе, особенно в бизнес-школах, однако для России пока еще нов. Проблема все та же – недостаточная информированность. Здесь только ожидается массовый приход технологий в школьное и университетское образование, а также массовый приход новых моделей образования, связанных с технологиями. Момент, когда это произойдет, можно будет считать поворотным: плюсы онлайн-обучения для такой большой страны, как Россия, неоспоримы. Жажду знаний удовлетворят те, кто живет в сложно доступных районах, у кого нет материальной возможности учиться на очном отделении, а также многие люди с ограниченными физическими возможностями, которым по многим причинам было бы тяжело ходить в университет. 


Политика В бундестаге раскритиковали идею вернуть Россию в G8 В бундестаге раскритиковали идею вернуть Россию в G8

Возвращение России в формат G7 будет "ошибкой", поскольку это подаст Москве "неверный сигнал", заявил в беседе с радиокомпанией Deutschlandfunk глава комитета бундестага по внешней политике Норберт Рёттген.

В мире Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ Вашингтон отозвал предложение Анкаре о продаже Patriot, пишут СМИ

США официально отозвали свое предложение Турции о продаже противоракетных комплексов Patriot в качестве альтернативы российским зенитно-ракетным комплексам С-400, сообщает CNN со ссылкой на представителя госдепартамента.


Культура "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага. "Таврида-АРТ" отпраздновала 350-летие российского флага.

22 августа при участии 4.500 тысяч представителей творческой молодежи и видных деятелей искусства был развернут российский триколор 12 на 18 метров. Этим событием стартовал праздничный флешмобл