29 мая 2014, 14:52, Евгения ТИРДАТОВА, специальный корреспондент «Трибуны» Канны – Москва

«Левиафану» прочили «Пальмовую ветвь»

Российский кинематограф одержал на Каннском фестивале значительную победу. Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» получил приз за лучший сценарий (написанный Олегом Негиным и Андреем Звягинцевым). Хотя он и был одним из основных претендентов

Его главный конкурент – «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, любимца Каннского кинофестиваля (это уже четвертая его награда, ни один из фильмов одного из лидеров авторского кино не оставался здесь без награды) – добился высшей награды, к которой Нури Бильге Джейлан шел долго и уверенно. Картину о размышлениях писателя, попавшего в провинцию и столкнувшегося там с обыденными вещами и простыми людьми, длительностью в три с половиной часа, смотреть почти невозможно. Она усыпляет и ввергает не только писателя, но и зрителей в майскую спячку. Это, как известно, является неотъемлемым признаком фестивального кино (в отличие от взрывного и эмоционального «Левиафана», держащего аудиторию в напряжении от начала и до конца), сделана она действительно с высочайшей степенью мастерства. Большую роль, несомненно, сыграло и то, что в этом году Турция очень пышно отмечает 100-летие национального кинематографа, и, может быть, момент чисто эмоциональный – весь фестиваль вместе с турками скорбел в дни премьеры фильма по поводу трагической гибели трехсот шахтеров.
67-й Каннский фестиваль войдет в историю как один из самых интересных, с сильной конкурсной программой. Войдет и как прощание с его многолетним главой, лидером и художественным вдохновителем Жилем Жакобом, который уходит с поста президента.
Критика, обрушившаяся до начала фестиваля на отборщиков во главе с Тьерри Фремо, за то, что они отдали почти полностью конкурсный экран ветеранам фестиваля, – братьям Дарденн, Атому Эгояну, Дэвиду Кроненбергу, Майку Ли, тому же Нури Бильге Джейлану, Жану-Люку Годару, Кену Лоучу, не пустив туда почти никого нового, оказалась справедливой лишь отчасти. Жиль Жакоб действительно хотел провести свой последний каннский год в кругу старых друзей. Ну и постарались.
Нельзя сказать, что фильм братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» – лучшая работа прославленной пары, но все же стиль мастеров с их умением привлечь внимание к простому человеку, рассказать об этом лаконично и ясно, здесь присутствует. Эта история о человеческой солидарности простых тружеников, которых администрация ставит перед нелегким выбором – получить бонус и улучшить свое материальное положение или дать возможность остаться их коллеге (Марион Котийяр) на рабочем месте.
Канадец Дэвид Кроненберг, напустивший супернатуральной триллеровской псевдопародии на голливудские нравы («Звездная карта»), тоже не сильно вдохновил. Хотя жюри во главе с новозеландским режиссером Джейн Кэмпион, единственной женщиной – обладательницей «Золотой пальмовой ветви» («Пианино»), решило отметить призом за лучшую женскую роль Джулианн Мур в образе стареющей кинозвезды.
Не повезло и другому канадцу Атому Эгояну, попавшему с «Пленницей» не на свой праздник, поскольку этому фильму место не на главном фестивальном экране, а в коммерческом прокате. Зато как преуспели вышеупомянутый Нури Бильге Джейлан, получивший «Золотую пальму», и Майк Ли с «Мистером Тернером»! Прекрасная картина Майка Ли, что редко можно сказать о костюмных драмах, была отмечена призом за лучшую мужскую роль Тимоти Сполла в роли художника Уильяма Тернера.
Да и 83-летний глава французской «новой волны» Жан-Люк Годар в фильме «Прощайте, слова» вновь поэкспериментировал, на этот раз с 3D-изображением, тоже не сплоховал. Жюри сделало очень красивый ход, разделив Специальный приз экс-экво между самым старым участником конкурса Годаром и самым молодым – канадцем Ксавье Доланом (в 25 лет он уже успел войти в каннский истеблишмент). «Мамочка» Долана снята на узком экране, где шикарно работают сверхкрупные планы и детали, при этом вполне достаточно движения, а вот отсутствие воздуха – намеренно, оно символизирует замкнутость в душном пространстве страдающего неизлечимым душевным недугом подростка и его мамочки. Зато как прекрасен мир, когда они вырываются на природу, а подросток своими руками буквально раздвигает ширину экрана, «впуская» туда жизнь!
Остается добавить, что приз за режиссуру получил каннский новичок американец Беннетт Миллер за «Охотника на лис», в основе которого реальная история миллиардера Джо Дюпона, застрелившего на ровном месте тренера созданной Дюпоном команды рестлеров. Картину уже назвали одним из главных претендентов на будущий «Оскар». Теперь с каннским призом ее шансы удвоятся.
Второй по значению приз Каннского фестиваля достался итальянке Аличе Рорвахер за «Чудеса», прощание с патриархальной Италией. Картина очень неплоха, но столь высокая награда – несомненный акцент Джейн Кэмпион на женский кинематограф. Глава жюри уже выразила свое сожаление по поводу того, что в момент, когда женская режиссура занимает столь важные позиции в мире, негоже Каннам составлять мужскую конкурсную программу. Тем не менее Каннский фестиваль доказал, что кино находится в добром здравии, и Жиль Жакоб уходит со своего поста под звуки фанфар.

Темы: Левиафану

Политика США пригрозили Китаю санкциями из-за Гонконга США пригрозили Китаю санкциями из-за Гонконга

США могут ввести санкции против Китая из-за законопроекта о национальной безопасности, сообщил в интервью телеканалу NBC советник американского президента по национальной безопасности Роберт О'Брайен.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.