3 июня 2014, 14:28, Любовь Лебедина

Куда податься без пяти минут артисту

В Москве на театральной площадке «Страстной бульвар» прошел фестиваль дипломных спектаклей «Твой шанс» и почти одновременно с этим в Петербурге состоялась международная театральная Универсиада в помещении фестивального центра «Балтий

Разница между ними была одна – в Москве выступали выпускники российских театральных вузов, в Санкт-Петербурге – помимо русских, зарубежные студенты, представители различных школ. Ну, а главная проблема заключалась в том, насколько юные артисты подготовлены к тернистому пути лицедея, каков их профессиональный уровень и самое главное – где, на каком подиуме они будут проявлять свой талант?

Что касается конкурсной программы московского «Шанса», то пальму первенства взял курс Кудряшова из ГИТИСа, его воспитанников уже который год с удовольствием берут во все столичные театры. Ну, а что делать другим? К примеру, выпускникам Ярославского театрального института профессора Александра Кузина? После того, как у него отобрали Ярославский Молодежный театр, где он был худруком, своих ребят ему пристроить некуда.. Разве только в те театры необъятной России, где он успешно ставит спектакли, но там тоже есть творческие вузы и, следовательно, и безработные выпускники.

Говорят, что талант всегда пробьет себе дорогу… Лично я в этом сильно сомневаюсь, поскольку зависимая профессия артиста выигрывает в том случае, когда происходит встреча с режиссером, поверившим в будущего кандидата на предполагаемые роли. И тому примеров мы знаем много. Да и худруку, ведущему свой курс в театральном вузе, тому же Марку Захарову, Алексею Бородину, Льву Додину выгоднее брать в труппу воспитанного им самим артиста, чем чужого…

С другой стороны, я постоянно думаю, что такое дипломный спектакль? Кому принадлежит первая скрипки? – Начинающим артистам или педагогу, показывающим себя с лучшей стороны, как постановщика? Казалось бы, юношам и девушкам, «обдумывающим свое житие». Но и это еще не факт. Так вот в дипломном спектакле ярославцев «Жизнь артиста» Валерия Семеновского, где частично использована фабула неоконченной повести Федора Достоевского «Неточка Незванова», я прощаю режиссеру все длинноты, все упущения по части вяло текущего сценического времени, потому что его сверхзадача заключалась в показе творческих возможностей всех исполнителей. Ему необходимо подать их было крупным планом, организовать каждому соло, в том числе в эпизодах, ибо понимал – в зале сидят профессионалы, которые могут ангажировать кого-то из них в собственные коллективы. Одним словом, Александр Кузин, взяв для постановки весьма сложную драму Семеновского с философским подтекстом жизни и судьбы не только творческого человека, но и маленькой девочки, покоренной красотой вымысла, сосредоточил все внимание на воспитанниках и потому оказался вместе с ними в выигрыше.

Уж сколько раз я замечала на других дипломных спектаклях: как много зависит от руководителя курса. В профессиональном плане – само собой, но еще важнее – горит он этим делом или нет, отдает всего себя «спиногрызам» или экономит силы.

О театральной Универсиаде в Санкт-Петербурге я уже неоднократно писала на нашем сайте, и могу смело сказать, у иностранцев те же проблемы, что и у нас. Повезло им с педагогами, как студентам Университета театра и кино в Будапеште, значит и «Гамлета» могут сыграть без декораций и без каких-то бы ни было режиссерских «подпорок». А не повезло, (не думаю, что мне показалось), как выпускникам высшей театральной школе из Леможа (Франция), то какую бы злободневную тему они не выбрали, в том числе для сегодняшней России – «История одного русского восстания», в итоге получается сплошное подражательство замшелому традиционному театру. Но больше всего меня заинтересовал спектакль «Шестеро персонажей в поисках автора» Петербургского университета культуры и искусства, который можно смело продавать любой пиар- компании. Курс известной актрисы Натальи Поповой настолько был погружен в необычный материал музыкального фарса, а исполнители свободны в своем поведении и органичны, что казалось, это не будущие режиссеры самодеятельных коллективов, а настоящие артисты. И дело не в том, что Попова сумела их выдрессировать, хотя не без этого, она дала им главное – умение не только отвечать за свою роль, но и за весь ансамбль в целом, то есть, то, чем всегда славился русский психологический театр. И все-таки дальнейшая судьба этих талантливых ребят видится неопределенно. Какое количество энергии и сил им придется потратить, чтобы не свернуть с выбранного пути - остается загадкой за семью печатями.   


В мире США на учениях сымитировали ядерный удар по России США на учениях сымитировали ядерный удар по России

США провели "небольшие" учения на случай российского ядерного удара по Европе и ответной атаки со стороны Соединенных Штатов, сообщил представитель Пентагона.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура На НТВ раскроют секретные планы ЮАР На НТВ раскроют секретные планы ЮАР

24 февраля в 23.20 на НТВ состоится премьера документального проекта Алексея Поборцева "Секретная Африка. Бомба в Калахари" из цикла "НТВ-видение".

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.