3 июня 2014, 14:28, Любовь Лебедина

Куда податься без пяти минут артисту

В Москве на театральной площадке «Страстной бульвар» прошел фестиваль дипломных спектаклей «Твой шанс» и почти одновременно с этим в Петербурге состоялась международная театральная Универсиада в помещении фестивального центра «Балтий

Разница между ними была одна – в Москве выступали выпускники российских театральных вузов, в Санкт-Петербурге – помимо русских, зарубежные студенты, представители различных школ. Ну, а главная проблема заключалась в том, насколько юные артисты подготовлены к тернистому пути лицедея, каков их профессиональный уровень и самое главное – где, на каком подиуме они будут проявлять свой талант?

Что касается конкурсной программы московского «Шанса», то пальму первенства взял курс Кудряшова из ГИТИСа, его воспитанников уже который год с удовольствием берут во все столичные театры. Ну, а что делать другим? К примеру, выпускникам Ярославского театрального института профессора Александра Кузина? После того, как у него отобрали Ярославский Молодежный театр, где он был худруком, своих ребят ему пристроить некуда.. Разве только в те театры необъятной России, где он успешно ставит спектакли, но там тоже есть творческие вузы и, следовательно, и безработные выпускники.

Говорят, что талант всегда пробьет себе дорогу… Лично я в этом сильно сомневаюсь, поскольку зависимая профессия артиста выигрывает в том случае, когда происходит встреча с режиссером, поверившим в будущего кандидата на предполагаемые роли. И тому примеров мы знаем много. Да и худруку, ведущему свой курс в театральном вузе, тому же Марку Захарову, Алексею Бородину, Льву Додину выгоднее брать в труппу воспитанного им самим артиста, чем чужого…

С другой стороны, я постоянно думаю, что такое дипломный спектакль? Кому принадлежит первая скрипки? – Начинающим артистам или педагогу, показывающим себя с лучшей стороны, как постановщика? Казалось бы, юношам и девушкам, «обдумывающим свое житие». Но и это еще не факт. Так вот в дипломном спектакле ярославцев «Жизнь артиста» Валерия Семеновского, где частично использована фабула неоконченной повести Федора Достоевского «Неточка Незванова», я прощаю режиссеру все длинноты, все упущения по части вяло текущего сценического времени, потому что его сверхзадача заключалась в показе творческих возможностей всех исполнителей. Ему необходимо подать их было крупным планом, организовать каждому соло, в том числе в эпизодах, ибо понимал – в зале сидят профессионалы, которые могут ангажировать кого-то из них в собственные коллективы. Одним словом, Александр Кузин, взяв для постановки весьма сложную драму Семеновского с философским подтекстом жизни и судьбы не только творческого человека, но и маленькой девочки, покоренной красотой вымысла, сосредоточил все внимание на воспитанниках и потому оказался вместе с ними в выигрыше.

Уж сколько раз я замечала на других дипломных спектаклях: как много зависит от руководителя курса. В профессиональном плане – само собой, но еще важнее – горит он этим делом или нет, отдает всего себя «спиногрызам» или экономит силы.

О театральной Универсиаде в Санкт-Петербурге я уже неоднократно писала на нашем сайте, и могу смело сказать, у иностранцев те же проблемы, что и у нас. Повезло им с педагогами, как студентам Университета театра и кино в Будапеште, значит и «Гамлета» могут сыграть без декораций и без каких-то бы ни было режиссерских «подпорок». А не повезло, (не думаю, что мне показалось), как выпускникам высшей театральной школе из Леможа (Франция), то какую бы злободневную тему они не выбрали, в том числе для сегодняшней России – «История одного русского восстания», в итоге получается сплошное подражательство замшелому традиционному театру. Но больше всего меня заинтересовал спектакль «Шестеро персонажей в поисках автора» Петербургского университета культуры и искусства, который можно смело продавать любой пиар- компании. Курс известной актрисы Натальи Поповой настолько был погружен в необычный материал музыкального фарса, а исполнители свободны в своем поведении и органичны, что казалось, это не будущие режиссеры самодеятельных коллективов, а настоящие артисты. И дело не в том, что Попова сумела их выдрессировать, хотя не без этого, она дала им главное – умение не только отвечать за свою роль, но и за весь ансамбль в целом, то есть, то, чем всегда славился русский психологический театр. И все-таки дальнейшая судьба этих талантливых ребят видится неопределенно. Какое количество энергии и сил им придется потратить, чтобы не свернуть с выбранного пути - остается загадкой за семью печатями.   


Политика Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2" Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2"

США не должны шантажировать Германию в связи со строительством "Северного потока" – 2, это противоречит отношениям между суверенными государствами, все противоречия нужно решать с помощью диалога, так же, как и в вопросе о санкциях против России, заявил глава германо-российской группы в немецком бундестаге Робби Шлунд, который вместе с коллегами находится с визитом в РФ.

В мире Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ зафиксировали обстрел школы в неподконтрольном правительству Украины населенном пункте Золотое-5.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда. Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда.

Творчество этого великого итальянца словно магнитом притягивало к себе, потому что на экране он творил чудеса. Вот почему его уход из жизни на 97-ом году в Риме можно считать закатом великой империи романтического кино.