16 июня 2014, 16:11, Антонина Крюкова

Пуля в сердце

С 16 по 19 июня в 20.50 в эфире телеканала «Россия К» премьера авторской программы Михаила Левитина «Под небом театра».

Пуля в сердце

Как всегда у Михаила Левитина, это рассказ о судьбе малоизвестных, но редчайших представителей культуры либо неожиданный взгляд на жизнь известных людей или ее эпизоды. «Надо помнить о прошлом, а такое впечатление, что у театра прошлого нет, – рассуждает Михаил Левитин. – Мы посвящаем этот цикл моему другу, огромному режиссеру, любимому всеми – Петру Фоменко. Я с огромным наслаждением это говорю и знаю, что он меня слышит. Ему всегда были интересны воспоминания о тех, кого уже нет».

Героями цикла стали Сергей Радлов, Константин Марджанов и Сандро Ахметели, Лесь Курбас, Джорджо Стрелер. Выбраны они неслучайно. Из разноликого и пестрого множества театров разных стран, направлений и исторических эпох складывается картина единого театрального мира, в котором нет ни первых, ни главных, а есть только прекрасные, любимые и незабываемые. Скажем сразу, что автор в своем повествовании использует фотографии, хроникальные и документальные кадры из архивов кино.

Программа открывается передачей «Сергей Радлов. СЭР» (16 июня, 20.50), посвященной одному из самых известных режиссеров довоенного времени. Сергей Эрнестович Радлов или СЭР, как называли его друзья, был учеником Мейерхольда и заслужил признание коллег, любовь публики, благосклонность Сталина. Знаменитые спектакли Радлова «Король Лир» в ГОСЕТ с Соломоном Михоэлсом в главной роли и «Отелло» с Александром Остужевым в Малом театре принесли ему славу выдающегося режиссера. Война внесла свои жестокие коррективы в жизнь Радлова. В 1942 году его театр в Пятигорске не успел эвакуироваться до прихода фашистов, и режиссер был вынужден продолжать работать при оккупантах. Предателем он не стал. Но и «своим» быть тоже перестал. За что ответил сполна: десять лет лагерей, отчуждение учеников и коллег. Сегодня пришла пора вспомнить все то, что дал нашему театру этот человек.

В следующей программе цикла речь пойдет о двух великих режиссеров Грузии – это «Котэ Марджанов и Сандро Ахметели. Огонь и огонь» (17 июня, 20.50). Константин Марджанов и Александр Ахметели видели пути развития родного театра по-разному. Марджанов, много работавший в московском МХТ, мечтал привнести в грузинский театр европейскую культуру; Ахметели, пришедший в театр позже своего товарища, хотел вернуть родному театру национальные корни. Кто из них был прав? В истории культуры оба остались как преобразователи грузинского театра, поднявшие его на новую высоту. Жизнь этих мастеров была трагичной. Марджанов в конце жизни был лишен возможности работать в родной Грузии и умер в Москве 1933 году, а Ахметели был расстрелян в июне 1937 года.

Передача «Лесь Курбас. Пуля в сердце» (18 июня, 20.50) посвящается выдающемуся украинскому режиссеру, который вывел провинциальный фольклорный украинский театр драмы на уровень лучших европейских образцов. Курбас учился на философском факультете в Вене, был образованным человеком, блестящим актером, создателем театров Киевдрама и «Березиль», которые гремели по всей стране. Был у него и «свой» драматург – знаменитый Николай Кулиш. Однако в 1933 году Курбас был обвинен в национализме, лишен всех званий и наград и вместе с Кулишом отправлен в лагерь на Соловки. Там Курбас руководил самодеятельным театром. Но в 1937 году режиссера, как и драматурга Николая Кулиша уничтожили. О том, как пытались сохранить себя художники в условиях неволи, рассказывается в программе.

В четвертой части цикла «Джорджо Стрелер. Венеция, прощай!» (19 июня, 20.50) мы подробно узнаем об этом великом итальянском режиссере, который не был итальянцем по происхождению: его мать – словенка, отец – австриец. Жизнь и судьба Стрелера связаны со знаменитым миланским театром «Пикколо», созданном им и вошедшем в историю, как первый в Италии стационарный драматический театр. В театре Стрелера соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии Дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр. Стрелер привозил «Пикколо» в Москву. Спектакль Гольдони «Арлекин, слуга двух господ» стал настоящей сенсацией в театральной жизни столицы, о которой до сих пор вспоминают очевидцы. 


Политика Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2" Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2"

США не должны шантажировать Германию в связи со строительством "Северного потока" – 2, это противоречит отношениям между суверенными государствами, все противоречия нужно решать с помощью диалога, так же, как и в вопросе о санкциях против России, заявил глава германо-российской группы в немецком бундестаге Робби Шлунд, который вместе с коллегами находится с визитом в РФ.

В мире Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ зафиксировали обстрел школы в неподконтрольном правительству Украины населенном пункте Золотое-5.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда. Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда.

Творчество этого великого итальянца словно магнитом притягивало к себе, потому что на экране он творил чудеса. Вот почему его уход из жизни на 97-ом году в Риме можно считать закатом великой империи романтического кино.