4 июля 2014, 17:19, Светлана Царегородцева

ЕГЭ по литературе раскритиковали за формализм

У многих в этом году могло сложиться впечатление, что ЕГЭ в России прошел как по маслу, без скандалов, утечек информации и раз

ЕГЭ по литературе раскритиковали за формализм

В этом году первую проверку экзаменационных работ, поданных на рассмотрение в конфликтную комиссию, решено было проводить «заочно», без присутствия ученика. Вслед за этим через некоторое время в одной из московских школ состоялось открытое заседание предметной комиссии по литературе. Инициатором проведения мероприятия стал московский городской департамент образования. И это делает ему честь. Похоже, что чиновники, ответственные за проведение экзамена в столице, действительно хотят знать истинную, не приглаженную, не фальшивую картину произошедшего. Ведь на заседание были приглашены все желающие. А придти, разумеется, пожелали не только учителя, но и родители, и выпускники. И глаза их, надо сказать, горели немалым стремлением высказать все!

Правда, как известно, не однобока. Все зависит от того, с какой точки зрения на нее посмотреть. На заседании почти сразу обозначились две позиции. На одной стороне баррикад, как и следовало ожидать, оказалась председатель предметной комиссии по литературе, доктор филологических наук, профессор Елена Чернышова. По ее мнению, единый государственный экзамен – очень сложный, многотрудный и ответственный процесс, причем, не только для выпускника.

Главным качеством аттестации признано считать объективность, которую обеспечивает многоступенчатая процедура, заложенная в государственных нормативных документах. Экзаменационные работы проверяют два независимых эксперта. Если их оценки расходятся, то в процесс обязательно вступает третий. Он проверяет обезличенную работу без указания фамилии ученика и школы. Именно так работает предметная комиссия. Ее члены – это высокопрофессиональные преподаватели школ и вузов. Они выполняют свои функции в соответствии с документами и контрольно-измерительными материалами. Все они прошли очень суровый отбор и серьезную подготовку.

- Да, в этом году несколько изменился формат апелляции, - признала Чернышова. - Однако, я считаю, что это совершенно не повлияло на качество нашей деятельности. Хочу подчеркнуть, что апелляция – это инструмент ручной доводки. В этом году заявки на пересмотр результата, также как и в прошлом, были единичными. Все они рассмотрены. Приведу конкретный случай. Выпускник одной из школ, победитель олимпиады Высшей школы экономики, сдав ЕГЭ по литературе, не набрал нужное количество баллов, которое позволило бы ему сразу поступить в этот университет. Мы очень обстоятельно рассмотрели заявление об апелляции. И, к его огромному сожалению, которое я хорошо понимаю, конфликтная комиссия не изменила оценку. Я сочувствую ребенку. Но объективность беспристрастна…

Затем к микрофону подошла мама одной из выпускниц, явно представляющая другой лагерь:

- Моя дочь, придя на апелляцию, услышала от эксперта, что права изменить оценку, у него нет. Что он уполномочен только донести информацию, повышен балл за работу или нет. Я считаю, что это прямое следствие «заочного» первичного рассмотрения апелляции. Работу уже рассмотрели, и слушать доводы ученика бесполезно. Так, получается? - задала резонный вопрос взволнованная женщина.

Следующим слово взял учитель литературы 57-й школы, преподаватель Высшей школы экономики, член общественного совета при министерстве образования и науки России Сергей Волков:

- Скажу сразу, что не сомневаюсь в компетентности и высоком профессионализме экспертов. Но очень хочу, чтобы ситуация с ЕГЭ по литературе стала лучше. Далеко не все участники единого государственного экзамена в Москве принимают простую истину: надо сделать все, чтобы дети, которые обращаются с апелляцией, хорошо понимали, что происходит. А судя по письмам в мой адрес, никто из них так не понял, за что им снижена оценка. Многие родители говорят, что не были проинформированы о том, что имеют право обжаловать решение комиссии в Рособрнадзоре. Всех крайне удивило, что апелляционная комиссия проверяла работы в отсутствии ребенка. Я проштудировал приказы департамента образования. Ни в одном из них нет речи об обязательной в этом году «заочной» форме рассмотрения заявлений. Однако на комиссии детям и родителям неизменно говорили: работа уже проверена, ничего сделать нельзя, распишитесь и уходите. Как утверждают родители, это типичный ответ. Многие так же обращали внимание на тон, с которым разговаривали члены комиссии. Как будто апеллянты – подсудимые. Одна девочка в сочинении о Базарове написала: «Возьмем, к примеру, Базарова…». У неё спрашивают: что значит, возьмем? За руку что ли? Меня, как учителя возмущает, что сильные сочинения этих ребят погубили абсолютно нелепые частности. Я не понимаю, почему начинает торжествовать начетничество? Почему формализм выше творчества? Чего мы хотим добиться как учителя литературы? Разве не того, чтобы дети в школе научились выражать свои мысли толково, ярко, творчески, чтобы любили читать, чтобы уровень их речи был высоким?! Мое предложение – убрать формализм, - резюмировал Сергей Волков.

Зал буквально взорвался аплодисментами. Эти мысли явно разделил учитель литературы школы № 1318 Даниил Саксонов, заявивший, что литература – предмет субъективный. Девочка, которая должна была получить высокий балл, на самом деле получила всего лишь средний. Она не успела прочитать одно произведение, и была уверена, что именно поэтому получила более низкий балл. Но каково же было её удивление, когда на апелляции выяснилось, что самый высокий балл ей поставили за ответ, связанный именно с непрочитанным произведением. На вопрос мамы, а как же ты вообще смогла ответить, она сказала, что наизусть помнит написанные в учебнике правильные, патриотические слова об этой книге. Смех в зале звучал громко.

Горячо поддержала всеобщее настроение и учительница 57-й школы Надежда Шапиро:

- Что делать в такой ситуации? Менять установку! Да, мы все за прозрачность и ясность на ЕГЭ. И поэтому в каждом классе висит по две камеры – чтобы нельзя было жульничать. Кому? Ребенку! Нельзя всем огромным государственным аппаратом наваливаться на выпускника! Дальше еще «интересней»: если ученик не жульничал, он при этом не имеет права знать, где и почему он ошибся в своей работе! Школа и её выпускники нуждаются сегодня в более гуманном к себе отношении, - уверена Надежда Шапиро.

И снова аплодисменты в зале, и снова возгласы: «молодец!» Было еще немало выступлений и с той, и с другой стороны. Точку поставил руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина. Говорил он о том, что в школе нет, да и не может быть ничего, важнее ребенка, что надо действовать исключительно в пользу ребенка и повышать оценку, за что только можно повысить…

Казалось бы, на этой оптимистичной ноте вполне можно было бы и закончить отчет об этом интересном мероприятии. Однако, что-то мне всё-таки мешает это сделать. Может быть, тот факт, что отношение государства к выпускникам, сдающим ЕГЭ вот уже несколько лет подряд, вместо того, чтобы улучшаться, только ухудшается. Почему? Ответов может быть много. Но лично мне кажется, что верный один: «Всюду деньги, господа!». И именно поэтому учителям нужно быть мудрее «федералов» и вопреки всему любить учеников, а каждому неравнодушному члену общества, что называется, грудью вставать на защиту школы и детей.


Политика В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19 В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19

Санкционная политика США на фоне пандемии коронавируса неприемлема, попытки Вашингтона навязать свои интересы в одностороннем порядке ради экономической выгоды безответственны и уносят жизни, заявил глава комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст.

Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.