22 июля 2014, 12:47, Максим БАШКЕЕВ

Чем аукнется крах Невы?

Банкротство одного из старейших игроков российского туристического рынка стало настоящим шоком для жителей двух столиц. «Нева» отправляла на отд

Чем аукнется крах Невы?

Все произошло как всегда неожиданно. Как говорится, ничто не предвещало беды. Однако в среду 16 июля у 7 тысяч человек, купивших путевки у «Невы» и находившиеся на тот момент за рубежом неожиданно возникли трудности с отельерами, некоторые из которых начали требовать оплаты проживания с туристов. С подобными вещами наши соотечественники неоднократно сталкивались на отдыхе в Турции и Египте (естественно, при условии банкротства туроператора). На этот раз не совсем корректно повели себя представители принимающей стороны в традиционно считающихся более цивилизованными европейских странах. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что случаи эти не носили массового характера.

Очень скоро выяснилось, что у многих туристов проблемы не ограничиваются неоплаченными номерами. Недействительными оказались и обратные билеты. В такой ситуации можно смело утверждать, что те 20 тысяч человек, которые уже купили путевки, но не успели никуда улететь, еще легко отделались. Да, планы на летний отдых пошли прахом, на возврат денег уйдет какое-то время, но с другой стороны удалось избежать лишней нервотрепки. Остаться без крыши над головой и средств к существованию крайне неприятно и в родном городе, что уж говорить, когда подобное случается за несколько тысяч километров от него.

Гром среди ясного неба – вот наиболее часто произносимая характеристика того, что произошло с «Невой». Как казалось до недавнего времени, из громкого банкротства другого крупного оператора - «Ланта-Тур» - (произошло в конце января 2012 года) все заинтересованные стороны уже давно сделали надлежащие выводы и что подобные вещи в будущем невозможны… Как оказалось, еще как возможны, да еще и в самый пик летнего сезона.

Не сильно прояснили картину и несколько запоздалые слова руководства «Невы» о том, что финансовые проблемы, которые послужили причиной приостановки деятельности компании, были обусловлены общим снижением спроса на туристические продукты, ослаблением курса национальной валюты и запретом на выезд за пределы России некоторым категориям госслужащих и военных.

Но позвольте, все выше озвученное относится к общей конъюнктуре рынка, от которой зависят все без исключения игроки. Причем, представители малого и среднего бизнеса зависят от нее гораздо сильнее, чем «крупная рыба», которая должна априори обладать бОльшим запасом прочности. У «Невы» его почему-то не оказалось.

Мы ни в коем случае не претендуем на звание истины в последней инстанции, однако есть ощущение, что «корень зла» как в случае с «Невой», так и с ее предшественниками, стар как мир, и сформулировать его можно так: «головокружение от успехов». Оговорюсь еще раз, далее мы говорим не о конкретном случае, а о проблеме в целом.

Финансовые проблемы туроператоров, которые делают невозможной их дальнейшую работу, в большинстве случаев выражается в неспособности выполнить свои обязательства перед перевозчиками и принимающей туристов стороной. В какой-то момент на счетах компании оказывается недостаточно денег для того, чтобы в полной мере оплатить контрагентам отдых своих клиентов. Поначалу партнеры соглашаются идти навстречу, какое-то время работают в долг, но затем наступает понимание, что оздоровления ситуации не происходит, и нет смысла надеяться на возвращение денежных средств. Крайними здесь как всегда остаются туристы. Но какой с них спрос? Ведь они-то, самые мелкие звенья в этой бесконечной цепочке, свои обязательства выполнили в первую очередь. Насколько я знаю, ни один российский туроператор и не подумает пошевелить пальцем до того момента, пока собирающийся на отдых гражданин не оплатит 100 процентов стоимости путевки. Так если туристы заплатили за отдых, то откуда тогда проблемы?

Из-за нецелевого расходования средств туроператорами. От граждан компании получают деньги заранее, а с отельерами и перевозчиками рассчитываться не спешат. Те, в свою очередь особо не протестуют, особенно когда речь идет об отношениях с крупным партнером, имеющих многолетнюю историю. Таким образом, у туроператоров возникает временной разрыв, позволяющих им пользоваться оборотными средствами по своему усмотрению. С одной стороны, это во многом развязывает руки и облегчает жизнь, с другой – расхолаживает. Особенно на растущем рынке.

В какой-то момент руководство компаний забывает, что деньги, находящиеся на ее счетах – это, прежде всего деньги туристов, зарезервированные для последующей оплаты их отдыха. Тем не менее, не редки случаи, когда средства начинают расходоваться нецелевым образом. Необоснованно выкупаются сотни дополнительных мест в чартерах в надежде в дальнейшем выгодно их продать и увеличить прибыль, открываются десятки офисов в регионах, раздувается штат сотрудников, запускаются масштабные рекламные компании, кто-то даже покупает отели…

Но все это хорошо до поры до времени, пока рынок растет или хотя бы стабилен. Снижения продаж неминуемы. Их может вызвать огромное количество причин, начиная от обострения международной обстановки, заканчивая колебаниями курса национальной валюты. Вот тут-то и оказывается, что ранее полученные от туристов деньги давно кончились, а вновь поступающих не хватает на покрытие текущих расходов. Далее ситуация развивается по давно всем известному сценарию, чем-то напоминающему последние недели существования любой классической пирамиды.

Существует ли рецепт избавления от этого недуга? Как ни странно, да. В мировой практике не реки случаи так называемого постоплатного варианта отдыха туристами. Нет, с деньгами они, конечно же, расстаются, как и мы, заранее, вот только попадают они в банк, на специальный депозитный счет до востребования и становятся доступны туроператору только после того, как человек вернется из поездки домой. В этой схеме банк выступает гарантом того, что каждая из заинтересованных сторон получит причитающиеся суммы. Да, с некоторой задержкой, но зато в полном объеме. Одного этого хватит для того, чтобы очистить рынок от недобросовестных и забывчивых игроков. Сможем ли мы перенять эту практику? Едва ли. По крайней мере, в ближайшее время.

Другой крайне важный вопрос, возникший на повестке дня после того, как «Нева» пошла ко дну: «Что ждет российский туристический рынок в целом?». Однозначного ответа на него не существует, но уже сейчас понятно, что доверие к отрасли в целом среди россиян подорвано. Раньше, как правило, приказывали долго жить относительно небольшие кампании, которые становились жертвами ценовых войн. Соответственно, человек, желающий обезопасить себя от ненужных рисков, шел к крупному туроператору, переплачивал за тот же продукт на 10 – 15 процентов больше и считал, что тем самым застраховал свой отдых. Теперь же очевидно, что эта схема больше не работает.

Ждать ли после описанных событий роста доли индивидуальных туристов, которые сами от и до организовывают свой отдых? Скорее да, чем нет, но стремительным он не будет, поскольку в этой сфере существует немало своих факторов ограничения. Навыки уверенного пользования компьютером и интернетом присутствуют далеко не у всех россиян. Немногие могут похвастаться наличием богатого бэкграунда (необходим для самой возможности осуществления информированного выбора). К тому же доверия к электронным системам у подавляющей части сограждан едва ли больше, чем к оффлайновым. Нередки случаи, когда отели не подтверждают электронную бронь, что становится неприятной неожиданностью для приехавших туристов. Можно попасть впросак и с покупкой билетов на самолеты через интернет. Как показали недавние события с сервисами Senturia и Eviterra, факт перечисления денег агенту с вашей карты еще не означает того, что вам гарантированно место на борту стальной птицы.

Удастся ли извлечь из краха «Невы» правильные уроки? Сомневаюсь. Раз уж этого не произошло 2 года назад после прекращения деятельности «Ланты-Тур», то почему здесь события должны развиваться по другому сценарию. Конечно, нельзя говорить, что ничего не сделано вообще. Сделано, причем не мало. Вот только направление приложения усилий получилось несколько иное, чем подсказывает логика и банальная эрудиция. В настоящее время все старания направлены на расширение практики страхования, то есть, минимизации последствий крушения компаний, а не на сведение на нет самой возможности банкротств (за исключением форс-мажорных обстоятельств, естественно).


Экономика СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России

В сельскохозяйственном сезоне 2020-2021 годов не смогут работать сахарные заводы, чьи суммарные мощности превышают 150 тысяч тонн. Об этом газете "Ведомости" рассказал глава Союза сахаропроизводителей Андрей Бодин.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура Антон Мегердичев снимает "Сердце пармы" Антон Мегердичев снимает "Сердце пармы"

Режиссёр Антон Мегердичев, известный своими постановками "Метро" и "Движение вверх", в Пермском крае завершил съёмки полнометражного фильма "Сердце пармы".