30 июля 2014, 13:30, Кристина МЕРКУЛОВА

"Фотон" вышел на связь

Благополучно разрешилась по началу вызывавшая столько тревог ситуация с российским биоспутником «Фотон-М4». Специалистам Роскосмоса удалось-таки восстановить полноценную двустороннюю связь с космическим аппаратом. Программа экспериме

"Фотон" вышел на связь

Напомним, ракета-носитель «Союз-2.1а» с биоспутником «Фотон-М4» стартовала с космодрома Байконур 19 июля. На его борту находился настоящий зоопарк: гекконы, мухи-дрозофилы, яйца шелкопряда, грибы, микроорганизмы и семена высших растений, - все они должны были провести на орбите 60 суток и поучаствовать в целом ряде экспериментов в условиях микрогравитации. Основная цель - исследование поведения различных организмов и внутриклеточных систем в условиях космоса и под воздействием повышенной солнечной радиации.

Как заявляли до старта ученые, результаты экспериментов гарантируют получение новых необходимых знаний по физике невесомости, биологии и в других областях науки. Например, ученые планировали выяснить, возможно ли выживание микроорганизмов на материалах, имитирующих поверхность метеоритов и астероидов, исследовать процесс получения электричества с помощью микроорганизмов - электрогенов в условиях невесомости, а так же вырастить полупроводниковые кристаллы. Все эксперименты должны были фиксироваться на видео. После возвращения «Фотона» на Землю планировалось продолжить изучение организмов, побывавших в космосе.

Однако с самого начала проекта ситуация вышла из-под контроля. Подмосковный Центр управления полетами заявил о том, что на четвертом витке вокруг нашей планеты полноценная связь с «Фотоном» была потеряна. Специалистам никак не удавалось передать на спутник ни одной команды с Земли. В ряде СМИ прошла информация о том, что аппарат находится на нерасчетной орбите. Судьба космического зоопарка повисла на волоске. В какой-то момент возникли сомнения в благополучном исходе научно-исследовательской программы, рассчитанной всего на 2 месяца.

К счастью, нештатная ситуация не привела к потере космического аппарата. Достаточно быстро выяснилось, что ЦУП в полном объеме получает с «Фотона» телеметрию, а это, в свою очередь, свидетельствовало о том, что спутник и его аппаратура находятся в рабочем состоянии и способны длительно функционировать в автономном режиме. Затем стало понятно, что научные эксперименты на орбите Земли идут и без участия ученых. Самочувствие животных было удовлетворительным, те же гекконы, к примеру, активно питались и по некоторым признакам готовились к размножению.

Но окончательно ситуация разрядилась только через несколько дней, когда специалисты Роскосмоса смогли в полном объеме восстановить связь со спутником. На утро понедельника 28 июля с аппаратом было проведено 17 сеансов космической связи. Ученые продолжают работать с биоспутником. Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день – поднимать орбиту полета «Фотона» или нет. Если сделать это, как ранее и планировалось, то есть риск вновь потерять связь (причины первого сбоя до сих пор так и не выяснены). Если же оставить все как есть, то придется сократить программу экспериментов, отказавшись от тех из них, которые требуют нахождения на более высокой орбите. Глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что в настоящее время идет выяснение причин, приведших к возникновению первой нештатной ситуации.

Сейчас космический зоопарк вне опасности. С его обитателями работают ученые. Запланированная программа экспериментов на живых организмах состоится в полном объеме. Через два месяца животные вернутся на Землю. Они должны приземлиться в Оренбургской области.

В мире В ДНР и ЛНР опубликовали приказ о прекращении огня В ДНР и ЛНР опубликовали приказ о прекращении огня

В Донецкой и Луганской самопровозглашенных республиках издали приказ о полном прекращении огня. Об этом говорится в заявлениях начальников народной милиции ДНР и ЛНР.

Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.

Общество Возобновите стройку! Возобновите стройку!

Дольщики ЖК "Брюсов Парк" уже почти 5 лет не могут получить оплаченные квартиры. Надзорные органы бездействуют, а администрация прилагает все усилия к тому, чтобы лишить людей последней надежды на получение квартир и банкротит компанию, готовую завершить строительство…

Культура Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны". Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны".

Ну, кто у нас в стране не знает этого телесериале о Штирлице, который повторяют по разным каналам постоянно, и каждый раз он смотрится с большим интересом и напряжением.