7 августа 2014, 19:45, Валентина САЛЬНИКОВА

Медстрах по-российски

Центр социальных рейтингов представил подготовленный в рамках проекта «Социальный навигатор» рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе организаций медицинского обслуживания (ОМС) в 2014 году. На пресс-конференции в пре

Медстрах по-российски

С полисами ОМС жители России познакомились в 1998 году. Это пластиковые карточки медицинского страхования и подтверждающий их получение бумажный документ. Обновить этот атрибут медицинской бюрократии – получить новый вариант пластиковой карточки предлагается для того, чтобы ввести для всех граждан страны, всех населенных пунктов всех субъектов Российской Федерации единую форму полиса ОМС. С ним можно будет получить медицинскую услугу в любом медучреждении, его не нужно менять при смене места жительства или работы. Кстати, не обязательно спешить с заменой старой карточки на новую. Та, к которой вы привыкли, будет действовать до тех пор, пока не подадите в страховую компанию заявление о получении полиса единого образца.

Подключая граждан к бесплатному медицинскому страхованию, государство (или поликлиника, которая оформляла этот документ) не предоставляло выбора. А граждане, вступившие в непонятные отношения с государственной медициной, не имели представления о том, что такое медицинское страхование. Впрочем, без преувеличения можно сказать, что не имеют и сейчас. Ну вот зачем нужен медицинский полис? Только для того, чтобы при записи на прием к врачу предъявить его, как документ, подтверждающий личность, вместо паспорта? В общем, какая польза от этой карточки, если во всей стране у всех граждан есть законодательно определенное обязательное медицинское страхование? А затем, чтобы медицинское учреждение, оказавшее услугу (консультацию, обследование, рекомендацию, операцию), могло получить за свою работу деньги с того ОМС, карточку которого пациент предъявил. Но, оказывается, это еще не все.

Об остальных возможностях отношений со своим ОМС большинство граждан даже не имеет представления. Стоит заглянуть на сайт и понять, какие блага для своих страховщиков (пациентов) они предоставляют.

Сейчас во всех поликлиниках вывешен перечень ОМС. Например, в московских их более десятка. Какую выбрать? Ту в первую очередь, которая, судя по рейтингу, предоставляет бесплатные услуги. Конечно, обратим внимание, что это рейтинг сайтов, т.е. рекламных обещаний, а не качество работы самих страховых компаний. И все же по ним можно судить, что от них не только ожидать, но и требовать.

Исполнительный директор Центра социальных рейтингов Наталья Тюрина пояснила, что достоинства сайтов оценивали по наличию в них информации о страховой медицинской организации, контактной информации и общей аналитической информации. В этом году лучшими стали 4 компании. Первое место заняла страховая медицинская организация «Надежда» из Красноярска. У нее оказался самый высокий сводный индекс – 97.2 из 100 возможных. Около полутора миллионов страховщиков обслуживает организация на очень большой территории с большими расстояниями между населенными пунктами. Честь и хвала! Из 12 столичных ОМС 2 заняли бронзовые места.

Интересно, что в рейтинге оцениваются такие услуги ОМС, о которых граждане и представления не имеют. Так, Наталья Тюрина обратила внимание на то, что большинство сайтов не дают информации об их участии в благотворительной деятельности. Но есть и такие, которые на это способны! Редко ОМС сообщает о своем обслуживании на дому. Оказывается, застрахованные граждане имеют право вызвать страхового агента, чтобы попросить о помощи в оформлении полиса, проработать направление лечения, дать рекомендации по лекарственному обслуживанию. Правда, стали попадаться ОМС, которые имеют возможность оформить полис для инвалидов. И даже половина организаций дают возможность на форумах высказаться гражданам в их адрес.

Но на всех сайтах не представлена аналитическая информация о жалобах застрахованных лиц, в частности, на оказание медицинской помощи, по взиманию денежных средств, хотя факты такие есть.

И, увы, типичное: несмотря на то, что указана контактная информация (адрес, телефон, электронная почта), ОМС не выходит на контакт. И не всегда можно найти информацию о том, в какие дни и часы работают эти организации. Сложно найти контакты территориального фонда ОМС, которому можно пожаловаться на страхующую организацию. На сайтах страховых компаний нет информации о реальной человеческой помощи пациентам: ни аналитики, ни оценок.

«К сайтам страховых медицинских компаний итак предъявляются минимальные требования, – сказала руководитель Центра социальных рейтингов Ирина Ясина, – но и им соответствуют далеко не все. Институт коммерческих медицинских страховых структур создавался в 1993 году. Страховые компании в системе обязательного медицинского страхования планировались как «информированные покупатели», которые должны были помочь организовать медицинскую помощь в соответствии с законом об обязательном медицинском страховании. Этим коммерческим структурам отдают бюджетные деньги. Но российские пациенты не у них, а у знакомых ищут информацию о возможности получить необходимую медицинскую помощь. А надо взять полис ОМС и позвонить страховому агенту, который должен организовать медицинскую помощь и провести больного клиента по лечебным учреждениям. Так делают западные страховые компании, с которых мы списываем эту систему».

По мнению Ясиной, Институт медицинского страхования нуждается в скорейшем реформировании: «Сейчас эти бессмысленные структуры не приносят пользу. Играют роль посредников по передаче денег медучреждениям, а не организаторов медицинского обслуживания».

Ведущий сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого
Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова Андрей Рагозин сказал о том, что государство, взяв на себя организацию медицинской помощи гражданам, поручило эту работу страховщикам, передав им страховые деньги. Но они эту работу не делают, потому что организация медицинской помощи требует квалифицированных кадров, которые способны отстроить цепочку движения человека на пути его лечения. И страховые компании не выступают в защиту больного, а помогают медучреждению скрыть свои нарушения. И это выгодно обеим сторонам.

На вопрос корреспондента «Трибуны» о том, какую ОМС предпочесть при получении полиса нового образца, на какой показатель рейтинга ориентироваться, Андрей Рагозин сказал: «Нет никакой разницы. У них нет конкуренции. Они не борются за клиентов».



Политика Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за ракетных планов США

Россия и Китай созвали заседание Совбеза ООН из-за планов США разрабатывать и размещать ракеты среднего радиуса действия, сообщил исполняющий обязанности постпреда при международной организации Дмитрий Полянский.

В мире На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина На Украине суд обязал возбудить дело против Порошенко и Климкина

Соломенский районный суд Киева обязал Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбудить уголовное дело против экс-президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Украины Павла Климкина.

Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.