2 сентября 2014, 11:18, Мария Безрук

Кинопроцесс: подайте на нетленку

В День российского кино в Москве состоялся традиционный круглый стол, посвящённый проблемам и достижениям в области кинематографии. О достижениях рапортовали много и вдохновенно. О проблемах говорили неохотно и обще, не размениваясь на детали

Кинопроцесс: подайте на нетленку

«Главный по тарелочкам» - министр культуры РФ Владимир Мединский, взявший на себя год назад руководство сферой кинопроизводства, на мероприятие не пришёл, делегировав вместо себя главу департамента Вячеслава Тельнова – опытного функционера, с легкостью парирующего любые неудобные вопросы. Вячеслав Николаевич зачитал собравшимся… смс, присланное министром в разгар встречи, в качестве приветствия и напутствия, а также поведал об итогах распределения господдержки в текущем году. «Государством на поддержку отечественного кинематографа было выделено 6 млрд. рублей, 3 из которых было передано Фонду Кино, выигравшему тендер на участие в зарубежных кинорынках. В производство запустили 58 игровых фильмов, 7 из них – для детей и юношества. Господдержку получили такие режиссёры как: Андрей Кончаловский, Александр Котт, Юрий Кара, Евгений Герасимов, Сергей Снежкин, Александр и Андрей Прошкины и другие», - с гордостью доложил глава департамента.

В отношении неигрового кино было принято решение пойти по пути сокращения количества проектов, за счёт увеличения бюджета на каждый фильм. В итоге поддержку в 2014-м году получили 239 неигровых фильма. Любопытно, что вместе с сокращением количества поддерживаемых проектов, Минкульт сократил и финансирование фестивалей неигрового кино. Так, крупный кинофорум «Артдокфест», пользующийся популярностью у столичной публики, в этом году недополучил господдержку на проведение. Президент фестиваля Виталий Манский, не дожидаясь полного краха предприятия, решил «пойти с шапкой по кругу», в надежде собрать недостающие средства на организацию фестиваля с помощью краундфандинга. Кстати, кинофестивали в текущем году были поддержаны государством в количестве 56-ти штук (весомую часть этой поддержки составили «Недели российского кино», проводящиеся за рубежом – отдельная тема для исследования).

Доложили о своих достижениях и студии, бывшие до недавнего времени в катастрофическом упадке. «Ленфильм», в лице Эдуарда Пичугина, похвастался работой над тремя проектами – сказкой, дебютом и историческим детективом «Контрибуция», а Сергей Зернов, представляющий студию имени М. Горького, готовящуюся отметить своё столетие, доложил о производственном запуске аж двух картин. Что ж, негусто для кинофабрик «с историей», производивших в былые времена десятки фильмов, до сих пор составляющих основу телевизионных сеток и домашних киноколлекций. Кстати о коллекциях. У обеих кинофабрик до сих пор не решен вопрос с правами на наследие. Колоссальная библиотека «Ленфильма» и студии им. М. Горького до сих пор находится в частных руках, в то время как студии, нуждающиеся в ремонте, могли бы поправить свои дела, зарабатывая предоставлением прав на показ телеканалам и Интернет-площадкам, а также переиздавая коллекции фильмов на DVD.

В отношении Ялтинской киностудии, которая в этом году поступила в сферу интересов Минкульта РФ, господин Тельнов сказал кратко: «Ялтинская студия находится в частной собственности. Много проблем, решаются вопросы, проводятся переговоры, а потому говорить о её развитии пока рано». Ректор ВГИК Владимир Малышев уточнил, что правительство Крыма обратилось к правительству России с предложением открыть на базе Ялтинской киностудии филиал главного киновуза страны. Однако, пока всё это находится в стадии обсуждения.

Глава Фонда кино Антон Малышев с комсомольским задором доложил: «Поддержка сильных и создание индустриальной основы – важный ход, дающий результаты. В прошлом году мы поддержали 50 картин. В среднем финансирование каждой составило порядка 25%. Хотя закон позволяет нам вкладывать до 70% государственных средств». О том, сколько из вложенных в киноиндустрию средств вернулось в бюджет после проката, господин Малышев не сообщил. Секретарь СК Олег Иванов подчеркнул, что история развития индустрии меряется победами. И в качестве достижения привел любопытную статистику: за последние 10 лет целых 15 фильмов превысили аудиторию 4 млн. зрителей. По мнению господина Иванова, это предмет для гордости в стране с населением порядка 143 млн. человек. Однако, продюсер Сергей Сельянов поддержал оптимизм коллеги, заявив, что в любой стране мира лишь 10% от производимого кинопродукта сделано качественно, остальное – шлак. А потому для того чтобы выходить на достойный уровень, России необходимо выпускать в среднем 150 картин в год (столько фильмов производилось в СССР). Разумеется, по мнению господина Сельянова господдержка должна увеличиваться, а главное, вопрос возврата средств, предоставляемых на кинопроизводство Фондом Кино, может, по мнению успешного продюсера, стоять лишь в случае прибыли. О том, для чего снимать бесконечное количество убыточных фильмов, да ещё и на народные деньги, Сергей Михайлович не сказал.

Прекрасно, когда у страны есть возможность делать некоммерческое, но талантливое фестивальное кино, позволяющее нации развиваться. Такие фильмы в России снимали, снимают, и снимать будут, и Минкульт такие проекты поддерживает на субсидиарной основе. Вопрос в том, кому нужны десятки беспомощных картин, снимающихся на государственные деньги, не представляющих никакой художественной ценности и при этом не приносящих в прокате никакого дохода? Для того чтобы одна из них наконец «попала в зрителя»? Не дороговато ли для страны, у которой и без кинематографа хватает насущных проблем? В качестве примера господин Сельянов приводит США, где из 350 картин, производимых в год, лишь 30 собирает мировую кассу. Но опытный продюсер, к сожалению, не упоминает о том, что в США господдержка кинопроизводства практически отсутствует. Фильмы снимают либо крупные студии, либо независимые продюсеры, привлекающие деньги инвесторов. Порой режиссерам, мечтающим поставить ту или иную картину, приходится отказываться от гонорара, чтобы максимально сократить производственный бюджет фильма. Даже самому Альфреду Хичкоку, в свое время пришлось заложить собственный дом, чтобы снять «Психо», поскольку студии не верили в коммерческие перспективы проекта. Не говоря уже о Джеймсе Камероне, который, снимая «Титаник», отказался от гонорара, подписавшись лишь на процент с проката готового фильма. Увы, у российских творцов, чувство ответственности за потраченные деньги отсутствует напрочь. Причем на генетическом уровне, ведь советские кинематографисты поколениями снимали на государственные деньги, не думая о прокатной судьбе и коммерческом успехе будущего фильма. С другой стороны, государству, как видно, гораздо проще и выгоднее держать творцов на коротком поводке, то и дело, подбрасывая в миску породистым киноделам - сахарную косточку, прочим - сухой корм, разработанный ведущими КИНОлогами страны, чем создавать законодательные инструменты для заинтересованности частного бизнеса в киноинвестировании. Что ж, остается лишь надеяться на то, что ввиду развития технологий и удешевления производства, у молодых независимых бунтарей есть шанс пробиться сквозь ряску и камыш к большому прекрасному озеру, именуемому искусством. А что до интересов зрителя, он давно определил сферу своих преференций, голосуя рублём по большей части за импортный товар.   





Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее изобразительных искусств. "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее изобразительных искусств.

Вот уже 40 лет в Пушкинском музее проходят "Декабрьские вечера", объединяющие в единое целое музыку, живопись, поэзию. В этом году они посвящены Святославу Рихтеру, а художественным руководителем вечеров стал Юрий Башмет.

Спорт В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА

В Кремле сожалеют о том, что комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) предложил отстранить Россию от международных соревнований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.