9 сентября 2014, 09:19, Мария Безрук

Телекино: Господдержка или госзаказ?

В преддверии нового теле и кино сезона, министр Культуры РФ Владимир Мединский поделился планами софинансирования телепродуктов, огласив список художественных и документальных проектов, поддерживаемых минкультом в этом году. Вместе с тем Фонд

В категории «Художественные телесериалы» в 2013-2014 году министерство поддержало следующие проекты:

«Бесы», режиссёр Владимир Хотиненко (эфир состоялся на телеканале «Россия 1» минувшей весной)
«Екатерина Великая», режиссёр Игорь Зайцев
«Тихий Дон», режиссёр Сергей Урсуляк,
«Молодая гвардия», режиссёр Леонид Пляскин
«Следователь Тихонов», режиссёр Сергей Снежкин
«Чернобыль», режиссёр Андерс Банке
«Молодежка», режиссёры Сергей Арланов, Андрей Головков

В жанре документального сериала телевидение совместно с Минкульлтом работает над лентами:

«Первая Мировая», режиссёры Андрей Верещагин, Алексей Федосов (фильм выходит в эфир на «Первом канале» в настоящее время)
«Заграничный поход. 1814 год»
«Романовы. Царское дело» режиссёр Галина Огурная
«Антология российской комедии»
«Лермонтов»
«Забытые войны России. Великие битвы»
«Советская литература ХХ века»
«Польский след» (лента об участи польских войск в войне 1812 года)
«Кронштадт» ( о Кронштадском восстании 1917-1921 гг.)
«Пхеньян – Сеул» (о корейской войне)
«Илья Муромец» (о тайнах отечественной авиации)
«Россия – гений места»

Кроме того, Минкульт финансирует документальный семнадцатисерийный фильм «Об истории городов России», ориентированный исключительно на зарубежную аудиторию (уже хочу посмотреть это любопытнейшее произведение!), а также комплексный проект «Декабристы», включающий в себя художественный сериал и документальный фильм. Всего в неигровом сегменте министерство поддержит в этом году 239 проектов на сумму 483 млн. рублей.

Очевидно, что львиная доля картин инициирована и контролируема непосредственно министром, специализирующимся главным образом на исторической теме. С одной стороны – неплохо, в особенности для подрастающего поколения, по большей части, не читающего книг и не отличающего Первую Мировую войну от Второй. С другой, в сферу интересов Минкульта совершенно не попадает современность, со всеми её проблемами, нюансами и вопросами, которые хотелось бы поднимать, посредством игрового и документального кино. Исключение составляет лишь «Молодёжка» и вот тут возникает вопрос, почему из всех игровых продуктов развлекательного характера, Минкульт остановил свой выбор именно на этом сериале? Проект рейтинговый, канал-заказчик – не бедный, да и компания производитель давно в мейджорах ходит. А вот социальная значимость фильма – весьма сомнительна. Почему именно хоккей назначили «народным» видом спорта, нуждающимся в гросс-промо? И с какой стати Минкульт решил поддержать и без того успешный проект, производители которого не особо нуждаются в костылях в виде халявного господаяния? Что за аттракцион невиданной щедрости?



  Да и производство таких "документальных" проектов как "Первая мировая" представляется весьма сомнительным, ибо к документалистике подобного рода произведения имеют отношение весьма условное. Вдвойне настораживает то, что министр искренне считает "Первую мировую" хорошим фильмом (в очередной раз возвращаемся к вопросу дурновкусия чиновников высшего ранга). Категорически не хочется выращивать новые поколения россиян на подобного рода "продуктах", искажающих представление людей о жанре, стиле и смысле документального кино. Плохо поставленные и ещё хуже разыгранные сценки на фоне картонных декораций - это в понимании господина Мединского есть качественная документалистика, нуждающаяся в господдержке? И на подобного рода проектах государство планирует выращивать новые поколения патриотов? Ну, если вспомнить старинный тезис о том, что "патриотизм - прибежище негодяев", то сериал "Первая мировая" вполне подойдёт для формирования вкуса такого рода "патриотов". Однако, хотелось бы понимания иного патриотизма и от власти, и от самих граждан, считающих, что "болеть за наших" - это есть патриотизм, а разоблачать коррупцию и бить в колокол по поводу всеобщей нищеты - вредительство.     

Так же не вполне понятно, зачем понадобилось при наличии великолепных классических экранизаций в очередной раз сегодня ставить «Тихий Дон» и «Молодую гвардию»? Да и как в принципе экранизировать идеологический роман о пионерах-героях в ситуации, когда выросло минимум два поколения россиян, не имеющих представления о том, кто такие пионеры? И это в контексте великой русской и советской литературы, изобилующей шедеврами, ранее не замеченными кинематографом. 21-й век на дворе, а мы «Евгения Онегина» до сих пор не сподобились перевести на киноязык. Стыдоба! Англичане – и те попытались. Не говоря уже о великолепной прозе ХХ века, вновь обретающей сегодня актуальное звучание. Хотя возможно в безгеройное время государству гораздо сподручнее заимствовать героев из легендарного прошлого, умело манкируя их подвигами, примеряя на себя чужие кольчужки, нежели формировать на экране объективный образ героя нашего времени, складывающийся из малопривлекательной реальности.

Тем временем, Фонд Кино, осчастливив большие компании, огласил названия двадцати шести проектов студий, не попавших в число мейджоров. Объем средств, выделенных Фондом на производство этих проектов, составит более 1,3 млрд. рублей, половину из которых производители получат на условиях стопроцентной возвратности. Интересно будет через пару лет посмотреть, какое количество компаний соблюдет условия договора и вернёт инвестору в виде Фонда вышеозначенные суммы. Пока это не удавалось никому. 

Итак, Попечительский совет Фонда Кино принял решение поддержать следующие проекты:

«Вратарь галактики» (студия «Бонанза»)
«Большой» («Продюсерская компания Валерия Тодоровского»)
«Землетрясение» («Марс Медиа Энтертейнмент»)
«Смешарики. Дежавю», анимация (ООО «Смешарики»)
«Легенда о золотом драконе», анимация (ООО «Смешарики»)
«Снежный король», анимация («Визарт фильм»)
«Волки и овцы», анимация («Визарт фильм»)
«Утиная история», анимация («Рим»)
«Путешествие в Китай» («Русская фильм группа»)
«Любовь с акцентом и без» (кинокомпания «Небо»)
«Крылья» (кинокомпания «Спутник»)
«Статус: «Свободен»» (ООО «Кинодом»)
«Прикосновение» («Эн-Джи Продакшн»)
«Один не дома» («Продакшн Вэлью Ворлд Вайд»)
«Завтрак у папы» («Ол медиа компании»)
«Вурдалаки» (Продюсерский центр «Горад»)
«Деды морозы» («АА студио»)
«А зори здесь тихие» (компания «Реал-Дакота»)
«30 свиданий» («Инспирейшн филмз»)
«Борец» (RWS)
«Коробка» («Телесто-фильм»)
«Любовные обстоятельства» («БВД груп»)
«Огни большой деревни» (ТПО «РОК»)
«Озеро» (студия «Слон»)
«Штурман Лапчатый» (ТПО «Киностудия им. М. Горького»)
«Сергий Радонежский» («ДА-Студия»)

Как видно из списка, поддержку Фонда в этом году получили не только опытные продюсеры – Сабина Еремеева, Валерий Тодоровский, Елена Гликман, Алексей Учитель, Рубен Дишдишян, Ренат Давлетьяров, Юрий Сапронов, но и новички, которым ещё предстоит доказать свою состоятельность в вопросе кинопроизводства. Что ж, остаётся надеяться лишь на то, что художественный и попечительский советы Фонда отобрали действительно лучшие проекты. Правда, в очередном пасьянсе господдержки не хватило места проектам Юрия Мамина – живого классика отечественной сатиры, тщетно пытающегося на протяжении нескольких лет найти финансирование на «Окно в Париж 2» и картину о Джойсе. Хочется верить и в то, что возвратный механизм, с целью которого и создавался Фонд, наконец, начнет полноценно работать, успешно трансформируя систему регулярного выкачивания денег из госбюджета в структуру циркуляции средств внутри стремительно развивающейся отрасли. 


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски" Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски"

Форс мажор "Роман-на – дому" был запущен с момента начала карантина в столице. Предложенный театром флешмоб "Когда мы снимем маски", это своего рода вполне реальный проект, заточенный на благодарности всем медицинским работникам, сражающимся со смертельным вирусом KOVID – 19 и спасающим жизни тысяч людей.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.