9 сентября 2014, 12:24, Анатолий Шаповалов

До отправления поезда Пекин-Нью-Йорк остается…

Казавшиеся фантастическими транспортные проекты вот-вот станут реальностью

До отправления поезда Пекин-Нью-Йорк остается…

Эпохальные транспортные проекты – именно этой проблемой озабочены сегодня, как уверяет телеканал «Fox News», ученые и конструкторы всего мира. Только представьте, каково будет пересечь Атлантику не самолетом, а за рулем своего авто по подводному туннелю! А почему бы и нет?

Идея межконтинентальных транспортных коридоров вообще стара как мир. В 1862 году президент США Авраам Линкольн отозвал с поста губернатора штата Колорадо Уильяма Джилпина. До этого губернатор служил офицером в американской армии, преуспел в издании газеты, был ловким юристом и открывателем золотоносных территорий в Колорадо. Отставка его ничуть не обескуражила: он начал спекулировать землей и писать научную фантастику.

В одной из них – трактате «Cosmopolitan Train» Джилпин подал идею прокладки железной дороги из западных штатов Америки на Аляску и далее, через Берингов пролив – в Россию. По замыслу автора, магистраль должна была достичь даже Африки.

Идея связать Америку с Азией возвращалась весь прошлый век. В 1905 году этот замысел высказывал царь Николай II, затем – Ленин. Во время Второй мировой войны об этом говорили Рузвельт и Сталин. Однако все смелые концепции гибли в зародыше в силу технических трудностей либо плохой политической конъюнктуры. С непредвиденными трудностями при строительстве моста в полярных условиях столкнулись, например, конструкторы «Моста конфедерации» в Канаде. Этот 13-километровый мост все же удалось построить. Но после этого о мосте через Берингов пролив конструкторы стали задумываться реже. Но если не мост, то, может быть, туннель?

57-летний Фрэнк Дидик, изобретатель из Нью-Йорка, уже несколько десятилетий проектирует электрические поезда, системы использования солнечной энергии, надувные помещения. И охотно берется за всякие утопии прошлых веков, рассматривая их с позиции современных достижений науки. В 2006 году он предложил глобальную автостраду, которая была бы инфраструктурой, объединяющей все без исключения континенты. Автострада, железнодорожная магистраль, нефтегазоводопроводы, линии электропередачи – все в одном флаконе, точнее... туннеле.

На сегодняшний день существуют два метода строительства туннелей под водой. Туннель прокладывается в скальных породах дна (так соединены японские острова Хонсю и Хоккайдо), либо же он собирается из готовых элементов, которые укладываются на дне (недавно такой туннель возвели под Босфором в Стамбуле). «А почему бы не строить туннели, подвешенные в морской глубине? – задался вопросом Фрэнк Дидик. На глубине нескольких десятков метров уже не ощущаются волны, меньше и угроза от тектонических толчков. Помехи для судоходства такая конструкция тоже не создала бы. Именно таким образом, считает Фрэнк, можно было бы соединить Америку с Азией. Туннель, подобный эластичной трубе, будет приподниматься в воде благодаря эффекту водоизмещения, поэтому он должен быть заякорен в морском дне.

Самыми близкими к реализации этого замысла были норвежцы, запланировавшие покорить таким образом фьорд вблизи Ставалгера. Однако испугавшиеся новаторского проекта местные жители все же добились, чтобы туннель прошел в скалах дна. Однако в 2011 году тема туннеля «нового поколения» все же стала доминирующей на международном симпозиуме в Трондхейме. Выяснилось, что многие страны вплотную приблизились к реализации подобных проектов. Особенно преуспел в этом Китай. Институт механики академии наук КНР совместно с итальянскими специалистами по моделированию туннелей уже приступили к испытаниям прототипа туннеля, который должен быть сооружен в одном из проливов. Его длина всего 3 километра. Но вот следующее намерение китайцев удивляет куда больше. Они хотят соединить КНР с Тайванем, для чего потребуется сооружение 122-километрового туннеля.

В свою очередь японцы начали переговоры с Сеулом с тем, чтобы соединить с помощью туннеля свои страны. Его длина составит 235 километров. И, наконец, другой замысел – 375-километровый туннель, соединяющий Сеул (через Желтое море) с Пекином. Россия тем временем рассматривает возможность соединения Сахалина (разумеется, с помощью туннеля) с японским Хоккайдо.

Существуют планы дотянуться и до Австралии. Речь идет о строительстве мостов либо подводных туннелей в Индонезии – до острова Тимор. А там уже рукой подать до Австралии – каких-то 500 километров! Одной Индонезии, ясное дело, это не под силу. Но Южная Корея уже выразила желание финансировать этот уникальный проект.

Но вернемся к более приближенным нам проектам. Строительство железной дороги Якутск – Уэлен (Берингов пролив) было включено в стратегию развития российского транспорта, рассчитанную до 2030 года. В 2010 году на Экспо в Шанхае российский фильм о проекте соединения двух континентов удостоился высшей награды. Проект вдохнет жизнь на 6 тысячах километров бездорожного севера – от Якутска до Форта Нельсона (Канада). Был представлен и проект туннеля астрономической стоимости – порядка 100 миллиардов долларов. Зато новая магистраль примет на себя значительную часть мировых перевозок. Затраты обещают окупиться через 15 лет. Прогнозы показывают, что Китай, Южная Корея и Япония смогут благодаря этому двукратно увеличить зарубежный товарооборот. Весной нынешнего года КНР заявила об участии в уникальном строительстве, но с условием – должны быть использованы китайские технологии. Китайцы уже предвкушают поездку на поезде Пекин – Нью-Йорк. Скорость следования – 350 километров в час, время в пути – два дня.

Фрэнк Дэвидсон, один из главных проектировщиков туннеля под Ла-Маншем, усомнился: а надо ли ехать из Лондона в Нью-Йорк через Москву? Ведь можно добираться туда через океан, причем в течение одного часа. И объяснил, как можно этого добиться. В вакуумном туннеле, где минимальное трение, мчится поезд на магнитной подушке. Без каких-либо встрясок со скоростью до 8 тысяч километров в час. Подвешенный в океане на глубине около 100 метров туннель прикреплен к дну троссами.

Специально для скептиков Дэвидсон подготовил эксперимент. Он продолжался всего секунду. За это время шарик для пинг-понга пролетел по 300-метровой пластиковой трубе, набрав скорость 1200 километров в час.

Европейская печать, в частности, немецкая «Вельт» и польский еженедельник «Политика» с воодушевлением восприняла идею глобальных транспортных проектов. Такая игра стоила бы свеч. Новые пути, бесспорно, изменили бы нашу планету и экономически, и культурно, и политически, сократив дистанции не только физические, но и ментальные. 


Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.