9 сентября 2014, 12:24, Анатолий Шаповалов

До отправления поезда Пекин-Нью-Йорк остается…

Казавшиеся фантастическими транспортные проекты вот-вот станут реальностью

До отправления поезда Пекин-Нью-Йорк остается…

Эпохальные транспортные проекты – именно этой проблемой озабочены сегодня, как уверяет телеканал «Fox News», ученые и конструкторы всего мира. Только представьте, каково будет пересечь Атлантику не самолетом, а за рулем своего авто по подводному туннелю! А почему бы и нет?

Идея межконтинентальных транспортных коридоров вообще стара как мир. В 1862 году президент США Авраам Линкольн отозвал с поста губернатора штата Колорадо Уильяма Джилпина. До этого губернатор служил офицером в американской армии, преуспел в издании газеты, был ловким юристом и открывателем золотоносных территорий в Колорадо. Отставка его ничуть не обескуражила: он начал спекулировать землей и писать научную фантастику.

В одной из них – трактате «Cosmopolitan Train» Джилпин подал идею прокладки железной дороги из западных штатов Америки на Аляску и далее, через Берингов пролив – в Россию. По замыслу автора, магистраль должна была достичь даже Африки.

Идея связать Америку с Азией возвращалась весь прошлый век. В 1905 году этот замысел высказывал царь Николай II, затем – Ленин. Во время Второй мировой войны об этом говорили Рузвельт и Сталин. Однако все смелые концепции гибли в зародыше в силу технических трудностей либо плохой политической конъюнктуры. С непредвиденными трудностями при строительстве моста в полярных условиях столкнулись, например, конструкторы «Моста конфедерации» в Канаде. Этот 13-километровый мост все же удалось построить. Но после этого о мосте через Берингов пролив конструкторы стали задумываться реже. Но если не мост, то, может быть, туннель?

57-летний Фрэнк Дидик, изобретатель из Нью-Йорка, уже несколько десятилетий проектирует электрические поезда, системы использования солнечной энергии, надувные помещения. И охотно берется за всякие утопии прошлых веков, рассматривая их с позиции современных достижений науки. В 2006 году он предложил глобальную автостраду, которая была бы инфраструктурой, объединяющей все без исключения континенты. Автострада, железнодорожная магистраль, нефтегазоводопроводы, линии электропередачи – все в одном флаконе, точнее... туннеле.

На сегодняшний день существуют два метода строительства туннелей под водой. Туннель прокладывается в скальных породах дна (так соединены японские острова Хонсю и Хоккайдо), либо же он собирается из готовых элементов, которые укладываются на дне (недавно такой туннель возвели под Босфором в Стамбуле). «А почему бы не строить туннели, подвешенные в морской глубине? – задался вопросом Фрэнк Дидик. На глубине нескольких десятков метров уже не ощущаются волны, меньше и угроза от тектонических толчков. Помехи для судоходства такая конструкция тоже не создала бы. Именно таким образом, считает Фрэнк, можно было бы соединить Америку с Азией. Туннель, подобный эластичной трубе, будет приподниматься в воде благодаря эффекту водоизмещения, поэтому он должен быть заякорен в морском дне.

Самыми близкими к реализации этого замысла были норвежцы, запланировавшие покорить таким образом фьорд вблизи Ставалгера. Однако испугавшиеся новаторского проекта местные жители все же добились, чтобы туннель прошел в скалах дна. Однако в 2011 году тема туннеля «нового поколения» все же стала доминирующей на международном симпозиуме в Трондхейме. Выяснилось, что многие страны вплотную приблизились к реализации подобных проектов. Особенно преуспел в этом Китай. Институт механики академии наук КНР совместно с итальянскими специалистами по моделированию туннелей уже приступили к испытаниям прототипа туннеля, который должен быть сооружен в одном из проливов. Его длина всего 3 километра. Но вот следующее намерение китайцев удивляет куда больше. Они хотят соединить КНР с Тайванем, для чего потребуется сооружение 122-километрового туннеля.

В свою очередь японцы начали переговоры с Сеулом с тем, чтобы соединить с помощью туннеля свои страны. Его длина составит 235 километров. И, наконец, другой замысел – 375-километровый туннель, соединяющий Сеул (через Желтое море) с Пекином. Россия тем временем рассматривает возможность соединения Сахалина (разумеется, с помощью туннеля) с японским Хоккайдо.

Существуют планы дотянуться и до Австралии. Речь идет о строительстве мостов либо подводных туннелей в Индонезии – до острова Тимор. А там уже рукой подать до Австралии – каких-то 500 километров! Одной Индонезии, ясное дело, это не под силу. Но Южная Корея уже выразила желание финансировать этот уникальный проект.

Но вернемся к более приближенным нам проектам. Строительство железной дороги Якутск – Уэлен (Берингов пролив) было включено в стратегию развития российского транспорта, рассчитанную до 2030 года. В 2010 году на Экспо в Шанхае российский фильм о проекте соединения двух континентов удостоился высшей награды. Проект вдохнет жизнь на 6 тысячах километров бездорожного севера – от Якутска до Форта Нельсона (Канада). Был представлен и проект туннеля астрономической стоимости – порядка 100 миллиардов долларов. Зато новая магистраль примет на себя значительную часть мировых перевозок. Затраты обещают окупиться через 15 лет. Прогнозы показывают, что Китай, Южная Корея и Япония смогут благодаря этому двукратно увеличить зарубежный товарооборот. Весной нынешнего года КНР заявила об участии в уникальном строительстве, но с условием – должны быть использованы китайские технологии. Китайцы уже предвкушают поездку на поезде Пекин – Нью-Йорк. Скорость следования – 350 километров в час, время в пути – два дня.

Фрэнк Дэвидсон, один из главных проектировщиков туннеля под Ла-Маншем, усомнился: а надо ли ехать из Лондона в Нью-Йорк через Москву? Ведь можно добираться туда через океан, причем в течение одного часа. И объяснил, как можно этого добиться. В вакуумном туннеле, где минимальное трение, мчится поезд на магнитной подушке. Без каких-либо встрясок со скоростью до 8 тысяч километров в час. Подвешенный в океане на глубине около 100 метров туннель прикреплен к дну троссами.

Специально для скептиков Дэвидсон подготовил эксперимент. Он продолжался всего секунду. За это время шарик для пинг-понга пролетел по 300-метровой пластиковой трубе, набрав скорость 1200 километров в час.

Европейская печать, в частности, немецкая «Вельт» и польский еженедельник «Политика» с воодушевлением восприняла идею глобальных транспортных проектов. Такая игра стоила бы свеч. Новые пути, бесспорно, изменили бы нашу планету и экономически, и культурно, и политически, сократив дистанции не только физические, но и ментальные. 


Политика Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ

При взаимодействии с Россией Брюсселю необходимо придерживаться баланса между санкциями и сотрудничеством в вопросах, представляющих интерес для Евросоюза.

В мире В столице Индии сгорело более тысячи хижин В столице Индии сгорело более тысячи хижин

Более одной тысячи хижин сгорело в делийском районе Туглакабад на юго-востоке города во вторник ночью, по предварительным данным, пострадавших нет, сообщает телеканал Zee news.

Экономика "Газпром" остановил транзит газа через Польшу "Газпром" остановил транзит газа через Польшу

Прокачка газа через польский участок газопровода "Ямал-Европа" во вторник утром полностью прекратилась, свидетельствуют данные оператора Gascade, принимающего газ на территории Германии.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес

Одна из крупнейших киносетей России "Мираж Синема" совместно с продюсерским центром Potential объявили о создании онлайн-фестиваля российского кино "Большой экран". Главным призом фестиваля станет широкий прокат с рекламной поддержкой фильмов-победителей в сети кинотеатров "Мираж Синема".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.