9 сентября 2014, 18:53, Максим БАШКЕЕВ

Автоконцерны начали собственные программы утилизации

Объявленная было с 1 сентября вторая волна утилизации старых автомобилей так и не началась. Причем, если неделю назад о ней говорили, как о свершившемся факте, то сегодн

Автоконцерны начали собственные программы утилизации

Сентябрь близится к экватору, а второго этапа программы утилизации автомобильного старья как не было, так и нет. Дело в том, что правительство не подписало соответствующее постановление, причем, чем дальше, тем громче звучат голоса тех, кто уверен, что в период обострения международной обстановки и экономического противостояния с Западом Белый Дом и не собирается раскошеливаться на не первоочередные статьи расходов. Что касается автомобильного рынка, то лично я с министрами солидарен.

Ожидалось, что краткосрочная программа утилизации стартует 1 сентября и продлится до конца текущего года. Объем финансирования – 10 миллиардов рублей, которых должно было хватить на субсидирование приобретения гражданами около 170 тысячам автомобилей. Но пока не сложилось. Хотя нужно отдать должное – ситуация на российском авторынке действительно сложилась аховая, и чтобы ее исправить, нужны решительные меры. Другой вопрос: кто же на самом деле должен проявлять повышенную активность?

Продажи новых автомобилей падают от месяца к месяцу. По итогам года общее снижение спроса, по мнению ряда аналитиков, может составить от 14 до 18 процентов. В абсолютных цифрах это будет значить, что объем российского рынка едва ли превысит 2,5 миллиона новых легковых автомобилей. В ходе недавно завершившегося Московского автосалона некоторые европейские производители заявили, что ожидают падения собственных продаж по итогам года до 30 процентов. Хорошо чувствуют себя в настоящее время на рынке только премиум-бренды. Понятно, что в таких условиях объявление о возобновлении действия программы утилизации выглядело бы логично и своевременно.

Вместе с тем было бы не менее логично, если бы автоконцерны и дилеры, с которыми они поддерживают партнерские отношения, сами проявляли бы больше рвения в борьбе за симпатии покупателей. Ведь, как известно, спасение утопающих – прежде всего дело рук самих утопающих. Сейчас же получается, что продавцам гораздо милее роль капитулировавшей перед лицом обстоятельств непреодолимой силы жертвы, чем борца за живучесть терпящего бедствие судна.

Если смотреть на ситуацию с точки зрения обычного покупателя, то год не задался самого начала. Традиционный посленовогодний период скидок на автомобили предыдущего года выпуска оказался скомкан. В связи с тем, что национальная валюта Российской Федерации начала достаточно сильно слабеть по отношению к доллару и евро, дилеры в срочном порядке стали пересматривать ценники на авто, естественно, в сторону их увеличения. Причем, подорожание в ряде случаев коснулось всех без исключения машин, даже тех, что были получены и оплачены в ценах 2013 года. Затем стало тревожно из-за событий на Украине. Не принесло облегчения и лето. Продажи тем временем падали и падали. А дилеры взирали на это с олимпийским спокойствием.

Логика подсказывает, что когда покупатель не спешит расставаться с деньгами, к приобретению его нужно подтолкнуть. Однако ни массовых скидочных кампаний, ни агрессивной рекламной политики, ни заманчивых спецпредложений замечено не было. Точнее не так. Спорадически появлялось и первое, и второе, и третье, но градус накала оказался заведомо ниже того, который требовался, чтобы вернуть покупателей в шоурумы.

Продолжил сжиматься ассортимент предлагаемых моделей. Дилеры планомерно отказывались как от наименее популярных моделей, так и от невостребованных комплектаций. С одной стороны шаг оправданный, с другой – выбор, он на то и выбор, чтобы каждый клиент нашел из всего многообразия то, что по душе именно ему. Нам же чем дальше, тем больше предлагали брать то, что есть в наличии. Альтернатива – многомесячное ожидание заказанного «под вас» автомобиля. Честно говоря, позиция спорная. В той же Белоруссии, объем автомобильного рынка которой не идет ни в какое сравнение с нашим, по некоторым маркам ассортимент предлагаемых комплектаций даже шире, чем у нас. А тем, кто искренне считает, что падение спроса объясняется тем, что все, кто действительно хотел купить машину, уже это сделал и никакими танцами с бубном делу не поможешь, рекомендую посмотреть на объемы торговли бывшими в употреблении транспортными средствами. Этот рынок по сравнению с прошлым годом прибавил 10 процентов. То есть, люди, которые хотят купить авто, все-таки в стране присутствуют, причем их не так уж мало.

В этом смысле нельзя не порадоваться по поводу того, что АвтоВАЗ, Камаз, ГАЗ, Соллерс, PSA Peugeot Citroen и Ford не дожидаясь государства, запустили собственные программы утилизации. Условия, в общем и целом, те же, о которых говорил несколькими неделями ранее Минпромторг. При сдаче авто в утиль можно получить скидку на покупку новой легковушки до 50000 рублей, грузовика и автобуса – до 350 000. При трейд-ине скидка на 10000 – 50000 рублей меньше. Затраты на утилизацию (в среднем около 3000 рублей) дилеры готовы взять на себя. Уже известно, что АвтоВАЗ планирует реализовать в рамках программы утилизации около 40 000 автомобилей Lada. Напомним, что в период действия предыдущего этапа программы (2010 – 2011 годы) на эту марку пришлось без малого 80 процентов проданных авто.

Представители автоконцернов не скрывают, что начали свои программы в расчете на то, что правительство все-таки подпишет соответствующее постановление и выделит деньги на утилизацию автохлама. В таком случае государство компенсирует производителям все понесенные ранее риски. Впрочем, исходя из информации из открытых источников, эти расчеты могут и не оправдаться. По одним данным нужная подпись под постановлением правительства может появиться в начале ноября, по другим – может не появиться вовсе. Впрочем, по меркам российского бюджета 10 миллиардов рублей – деньги далеко не астрономические. Возможно, Белый дом и сочтет возможным выделить их на поддержку заваливающегося на бок авторынка. Хотя я бы не стал.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.