16 сентября 2014, 15:23, Максим БАШКЕЕВ

Реанимация без утилизации

Очередной пакет европейских санкций в отношении Российской Федерации уже стал реальностью, а наш ответ на них еще нет. Среди возможных мер противо

Реанимация без утилизации

Давайте называть вещи своими именами – российский автомобильный рынок лежит в руинах. Продажи падают, объемы производства снижаются. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) привела печальные цифры: с января по август текущего года в нашей стране было выпущено 1 миллион 200 тысяч легковых автомобилей. Это на 4,6 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ситуация в сегменте тяжелой колесной техники еще хуже: производство автобусов упало на четверть, грузовиков – на одну пятую. Причем, август 2014 года рискует стать самым черным месяцем в истории отечественного автопрома. Возвращаясь к легковушкам, стоит сказать, что в сравнении с августом 2013 года падение производства составило 38,2 процента, а с июлем 2014-го – и вовсе 42,1 процента.

Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Те, кто следит за развитием ситуации на рынке, знает, что падение производства – это всего лишь реакция бизнеса на сокращение спроса. В последний месяц лета ни одной марке из первого десятка рейтинга продаж не удалось продемонстрировать положительной динамики. Общее падение за август по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило почти 26 процентов. По мнению ряда аналитиков, если правительство во второй половине года не предпримет энергичных мер, то снижение спроса по итогам года может составить до 20 процентов. Если говорить об абсолютных цифрах, то получится, что в России едва ли удастся реализовать больше 2,5 миллионов новых автомобилей.

Вряд ли стоит разжевывать, к чему это может привести в макроэкономическом плане. Неминуемая оптимизация численности работников, как на предприятиях, так и в дилерских центрах со станциями техобслуживания явно не пойдет на пользу российскому обществу, которое и так обеспокоено ростом цен на продукты питания и нестабильной внешнеполитической ситуацией.

В последние несколько недель наиболее ожидаемой мерой реагирования на сложившуюся ситуацию со стороны Белого дома называли возобновление программы льготного автокредитования. Обмен видавшего виды транспортного средства на приличную скидку при покупке нового уже один раз доказал свою эффективность. В 2010 – 2011 годах эта мера позволила существенно оживить спрос и вывести рынок из кризиса. Предполагалось, что правительство пойдет проторенной дорожкой и в 2014-м, даже называлась дата начала действия программы – 1 сентября, - но первый осенний месяц уже близок к завершению, а вестей из Белого дома все нет.

Ряд автопроизводителей, не дожидаясь решения правительства, запустил собственные программы утилизации. Условия, в общем и целом, те же, о которых говорил несколькими неделями ранее Минпромторг. При сдаче авто в утиль можно получить скидку на покупку новой легковушки до 50000 рублей, грузовика и автобуса – до 350 000. При трейдине скидка на 10000 – 50000 рублей меньше. Затраты на утилизацию (в среднем около 3000 рублей) дилеры готовы взять на себя.

Пауза, взятая Белым домом, в принципе, может быть объяснена наличием планов по альтернативному стимулированию, как спроса, так и производства, причем не предполагающих расходования бюджетных средств. По словам помощника президента России Андрея Белоусова, если здравый смысл не возобладает и наши западные партнеры продолжат необоснованное давление на Россию, мы готовы ввести в действие второй пакет ответных мер на санкции. И одно из центральных мест в нем будет занимать запрет на импорт автомобилей с пробегом из Европы и США.

Идея предельно проста. Как свидетельствует всезнающая статистика, в России до сих пор остается довольно много людей, которые хотели бы приобрести в собственность транспортное средство. Но то ли из-за убеждений, то ли из-за неудовлетворенности ценовой и ассортиментной политики дилеров, торгующих новыми автомобилями, покупатели все чаще ищут надежного железного друга среди бывших в употреблении транспортных средств. Если рынок новых авто терпит бедствие, то количество проданных подержанных автомобилей по сравнению с предыдущим годом наоборот выросло на 10 процентов. Соответственно, если будет перекрыт один из каналов насыщения этого рынка, то цены на нем через какое-то время неминуемо вырастут, что, с высокой долей вероятности вернет дилерам покупателей, а заводам заказы. Ведь ни для кого не секрет, что основная часть автосборочных мощностей в нашей стране ориентирована на выпуск автомобилей среднего и нижнего ценового сегмента, которые как раз и испытывают наиболее сильное давление со стороны рынка подержанных авто. В настоящее время пятилетний Volkswagen Passat в среднем стоит столько же, сколько и свежесошедший с конвейера в Калужской области VW Polo Sedan. При этом любой мало-мальски знакомый с автомобильным миром человек знает, какова дистанция между этими моделями.

Основными бенефициарами от запрета импорта бэушных авто из ЕС и США по задумке должны стать российские автопроизводители. Так, на одних только ожиданиях введения ответных санкций акции «АвтоВАЗа», «КАМАЗа» и «Соллерса» заметно выросли. В августе LADA Granta, не смотря на наличие уникальных ресниц на своей корме, стала самым продаваемым авто в стране, с хорошим отрывом обойдя, занявший второе место Hyundai Solaris. Преимущество над окопавшимся на третьей строчке Kia Rio так и вовсе двукратное. Кроме того, в ТОР-10 российского рынка вошли LADA Kalina, LADA Largus и LADA Priora, которая на излете своего жизненного цикла на конвейере получила-таки вменяемую коробку передач, да какую – роботизированную.

Впрочем, очевидно, что российско-европейское санкционное противостояние обильно льет воду на мельницу еще одного мощного геополитического игрока – Китая. Продукция местной автомобильной промышленности на протяжении последних 10 лет с разной степенью успешности пыталась закрепиться на российском рынке. В условиях, когда конкуренция ослабеет, пустить мощные корни будет куда проще, тем более, что база в виде локальных автосборочных мощностей у китайцев в России есть.

Что же будет с рынком подержанных авто? Он прикажет долго жить? Едва ли. Да, объем его неминуемо сократиться, но существовать он не перестанет. В конце концов, никуда ведь не исчезнут корейские и японские автомобили. На Дальнем Востоке так и вовсе, скорее всего, не заметят никаких перемен. Европейские машины с пробегом и раньше были здесь нечастыми гостями.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.