2 октября 2014, 08:57, Мария Безрук

Нужен ли России «Оскар»?

28 сентября Российский «оскаровский» комитет выдвинул на соискание премии «Оскар» картину Андрея Звягиинцева «Левиафан», получившую минувшей весной приз «За лучший сценарий» на кинофестивале в Каннах. Этому решению предшествовал о

Вначале было слово. Вернее, много слов в адрес Российского «оскаровского» комитета, преисполненных пафоса большого художника, снисходительно рассуждающего об истинной значимости какой-то американской кинопремии.

«Уважаемый Владимир Валентинович! 
Уважаемые коллеги! 

В силу различных причин я не следил за событиями после Венецианского Фестиваля, и не был уведомлен о том, что мой фильм «Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына» был квалифицирован для рассмотрения Оскаровским комитетом на предмет выдвижения. Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две – личная и общественная. В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым. 

С другой стороны – сама премия "Оскар" сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт. Сама формулировка категории «лучший фильм на «иностранном языке» - должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании. В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке». В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить «Белые ночи» из списка обсуждаемых фильмов.
С уважением,
Андрей Кончаловский»

Любопытно, что ранее Андрей Сергеевич рассуждал иначе. Всего каких-нибудь 25 лет назад, Кончаловский с удовольствием работал в Голливуде и приложил собственную длань к той самой «голливудизации» российского проката, которую нынче с таким апломбом разоблачает. Впрочем, принципиальность никогда не была сильной стороной наших кинематографистов, снимающих, в большинстве своем, на государственные невозвратные деньги. Вот и предыдущий кинематографический 3D-опыт Андрея Сергеевича влетел российскому бюджету в копеечку. Ну, а кто платит, тот и музыку заказывает. Не исключено, что жест Кончаловского был продиктован стремлением угодить власти – уж в чем в чем, а в этом семейство Михалковых-Кончаловских преуспело. Сколь искренны рассуждения Андрея Сергеевича о значимости «Оскара» - сказать сложно. Ведь родной брат режиссера имел удовольствие трижды номинироваться на эту «чрезвычайно переоцененную американскую премию». И однажды, в отличие от самого Андрея Сергеевича, её получил!

Сын режиссёра – продюсер и режиссер Егор Кончаловский так прокомментировал жест родителя на одной из радиостанций: «Патриот типа Балабанова, Царствие ему небесное, наверное, с криками послал бы этот «Оскар» куда подальше. Это зависит от политических взглядов. Если бы Андрей Макаревич был кинорежиссером, он бы, наверное, не отказался бы от номинации на «Оскар», ну вот он так считает, это его право». Не уверена в том, что великий Алексей Октябринович «послал» бы «Оскар», ибо любому художнику в глубине души необходимо признание. Особенно, художнику такого масштаба как Балабанов. Хотя Балабанов, будучи истинным патриотом, к наградам любого ранга в принципе относился довольно пренебрежительно, ибо жил исключительно искусством и болью за судьбы Родины. В отличие от большинства коллег, следующих конъюнктуре и озабоченных в основном собственным благополучием и амбициями.

Между тем выбор «Левиафана» Андрея Звягинцева в качестве российского посланца на «Оскар», с точки зрения здравого смысла весьма точен. Ибо продюсер картины Александр Роднянский является гражданином Украины. А значит, академики из оппонирующей державы должны отнестись к российскому фильму в этом случае не так уж враждебно. А учитывая некий разоблачающий систему аспект истории, и вовсе призван побудить кинематографистов ратовать за неё как за «глас протеста в тоталитарной стране». Парадокс, сегодня российской картине чтобы претендовать на один из самых престижных кинопризов мира, нужно быть максимально «антироссийской». И в этом наши конъюнктурные стремления.

Что касается престижа «Оскара», довольно нелепо было бы высокомерно разглагольствовать на тему его падения. Ибо каждый кинематографист мира в душе мечтает хотя бы раз в жизни получить золоченую статуэтку. Не говоря уже о том, как меняется жизнь и стоимость артистов, сценаристов, режиссеров, удостоенных даже номинации. США узурпировали право считать себя законодателями кинематографического рынка по очевидной причине: эта страна производит самое большое количество фильмов, имеющих международную прокатную судьбу. Хотим мы этого или нет, но сегодня именно Америка играет первую скрипку в индустрии. И каждый режиссер, в том числе российский, мечтает поработать в Голливуде. Не говоря уже об артистах, готовых облить грязью собственный народ, лишь бы засветиться в модном иностранном фильме, как это сделал Григорий Добрыгин. Корректно ли в текущей политической ситуации в принципе выдвигать картину на «Оскар» от России – вопрос не однозначный. Ибо во все времена поле науки и искусства измерялось гораздо более тонкими и чувствительными инструментами, нежели узкие коридоры политических дискуссий и конфликтов. Неприятно, когда власть используют деятелей культуры в своих целях. Ещё противнее, когда представители интеллектуальных профессий сами стремятся угодить власти, либо – напротив, в удобный для себя момент, изображают оппозиционную деятельность в целях активного самопиара. И то, и другое в принципе разновидности VIP-проституции. Увы, Культура как профессия сегодня перестает быть культурной по сути. А патриотизм давно стал разменной монетой для опытных игроков, имеющих на руках флеш-рояль при любом раскладе. 


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Общество Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции

Ролик о поправках к Конституции, в котором однополая российская семья усыновляет мальчика, спровоцировал бурные обсуждения в Сети. Журналист Петр Акопов посмотрел это видео и не нашел в нем признаков клеветы или разжигания ненависти к представителям нетрадиционной ориентации.

Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.