2 октября 2014, 12:56, Мария БЕЗРУК

Наш ответ Голливуду

Российский оскаровский комитет выдвинул на соискание премии «Оскар» картину Андрея Звягинцева «Левиафан», получившую минувшей весной приз «За лучший сценарий» на кинофестивале в Каннах. Этому решению предшествовал

Наш ответ Голливуду

Вначале было слово. Вернее, много слов в адрес Российского оскаровского комитета, в частности, его председателя Владимира Меньшова, преисполненных пафоса большого художника, снисходительно рассуждающего об истинной значимости американской кинопремии. Вот некоторые из них:

«Уважаемый Владимир Валентинович! Уважаемые коллеги!

В силу различных причин я не следил за событиями после Венецианского фестиваля, и не был уведомлен о том, что мой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» квалифицирован для рассмотрения оскаровским комитетом на предмет выдвижения. Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две – личная и общественная. В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым. С другой стороны – сама премия «Оскар» сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт. Сама формулировка категории «Лучший фильм на «иностранном языке» – должна вызывать смех у кинохудожников и, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании. В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе.

С уважением, Андрей Кончаловский».

Любопытно, что ранее Андрей Сергеевич рассуждал иначе. Всего каких-нибудь 25 лет назад Кончаловский с удовольствием работал в Голливуде и приложил собственную длань к той самой «голливудизации» российского проката, которую нынче с таким апломбом разоблачает. Впрочем, принципиальность никогда не была сильной стороной наших кинематографистов, снимающих в большинстве своем на государственные деньги. Вот и предыдущий кинематографический 3D-опыт Андрея Сергеевича влетел бюджету в копеечку. Не исключено, что жест Кончаловского был продиктован стремлением угодить власти. Сколь искренны рассуждения Андрея Сергеевича о значимости «Оскара» – сказать сложно. Ведь родной брат режиссера имел удовольствие трижды номинироваться на эту «чрезвычайно переоцененную американскую премию». И однажды, в отличие от самого Андрея Сергеевича, ее получил!

Сын режиссера – продюсер и режиссер Егор Кончаловский так прокомментировал жест родителя на одной из радиостанций: «Патриот типа Балабанова, царствие ему небесное, наверное, с криками послал бы этот «Оскар» куда подальше. Это зависит от политических взглядов. Если бы Андрей Макаревич был кинорежиссером, он бы, наверное, не отказался от номинации на «Оскара», ну вот он так считает, это его право». Не уверена, будто Алексей Балабанов «послал» бы «Оскара», ибо любому художнику в глубине души необходимо признание. Особенно художнику такого масштаба, как он. Хотя Балабанов, будучи истинным патриотом, к наградам любого ранга в принципе относился довольно пренебрежительно, ибо жил исключительно искусством.

Между тем выбор «Левиафана» Андрея Звягинцева в качестве российского посланца на «Оскара», с точки зрения здравого смысла, весьма точен. Ибо продюсер картины Александр Роднянский является гражданином Украины. А значит, академики из оппонирующей державы должны отнестись к российскому фильму не так уж враждебно. А учитывая некий разоблачающий аспект истории, и вовсе призван побудить кинематографистов ратовать за нее как за «глас протеста в тоталитарной стране». Сегодня российской картине, чтобы претендовать на один из главных кинопризов мира, нужно быть максимально антироссийской. И в этом наши конъюнктурные стремления.

Что касается престижа «Оскара» – довольно нелепо было бы высокомерно разглагольствовать на тему его падения. Ибо каждый кинематографист в душе мечтает хотя бы раз в жизни получить золоченую статуэтку. Не говоря уже о том, как меняется жизнь и стоимость артистов, сценаристов, режиссеров, даже при номинации на «Оскара». США узурпировали право считать себя кинематографической державой номер один по очевидной причине. Эта страна производит самое большое количество фильмов, имеющих международную прокатную судьбу – 80 процентов. Хотим мы того или нет, но сегодня именно Америка играет первую скрипку в киноиндустрии. И каждый режиссер, в том числе российский, мечтает поработать в Голливуде. Не говоря уже об артистах, готовых облить грязью собственный народ, лишь бы засветиться в модном иностранном фильме. Корректно ли в нынешней политической ситуации выдвигать картину на «Оскара» от России – вопрос неоднозначный. Ибо во все времена поле науки и искусства измерялось гораздо более тонкими и чувствительными инструментами, нежели узкие коридоры политических дискуссий и конфликтов. Неприятно, когда власть использует деятелей культуры в своих целях. Еще противнее, когда представители интеллектуальных профессий сами стремятся угодить власти, либо в удобный момент изображают оппозиционную деятельность в целях активного самопиара. Увы, культура как профессия сегодня перестает быть культурной по сути. А патриотизм стал разменной монетой для опытных игроков, имеющих на руках флеш-рояль при любом раскладе.



Политика Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией

Министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что Греция для защиты своих суверенных прав готова ко всему, в том числе и к военным действиям против Турции в случае провокаций.

В мире Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ

Условия Международного валютного фонда по новой кредитной программе неприемлемы для Украины, заявил глава фракции "Слуга народа" в Верховной раде Давид Арахамия в эфире телеканала "Украина 24".

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.