31 октября 2014, 11:10, Любовь ЛЕБЕДИНА

Парящий ангел над Северным Кавказом

Удивительные зрители в краевом Ставрополе. После окончания каждого спектакля на фестивале «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ» они горячо аплодируют, после чего встают и устраивают овации артистам. Есть в этом что-то забытое, теплое,

Ставропольский академический театр имени Лермонтова за 170 лет существования воспитал своего зрителя, отлично разбирающегося, где настоящее искусство, а где подделка. Антрепризы наведываются в эти хлебные края, заламывая немыслимые цены на билеты. В то время как в местном театре и во время фестиваля они не превышают 400 рублей. Люди видят, кто творит ради искусства, а кто – ради личного комфорта.

Я страшно удивилась, узнав, что в юбилейный год Лермонтова Министерство культуры РФ не выделило ни рубля на региональный фестиваль в памятном для всех россиян месте, где бывал в конце своей стремительно оборвавшейся жизни Михаил Юрьевич. Да, министерство должно было за честь посчитать для себя участвовать в столь знаковом мероприятии... Но! Поэтому руководство театра во главе с его директором Евгением Луганским, исправляя чужие ошибки, при поддержке Министерства культуры Ставропольского края большую часть расходов взяло на себя.

Это притом что надо было обеспечить перелет московской «Школы драматического искусства» со спектаклем «Мцыри», оплатить всем артистам суточные и гостиницу. А Ростовскому театру и Пятигорской оперетте, например, пришлось ехать на своих автобусах, понимая, какие большие расходы несут хозяева фестиваля.

Итак, пока все складывается замечательно, вопреки капризам погоды. Может быть, потому что у этого фестиваля и самого города есть особый защитник – скульптура ангела, высоко парящего над Ставропольем с православным крестом на вытянутых руках. Не случайно сюда прибыло множество беженцев с юго-востока Украины, которым
ни много ни мало дают квартиры и денежные пособия, пока они пойдут на работу, а их детишки – в школу.

Именно на спектакле «Герой нашего времени», идущего не первый год в театре драмы, поставленном известным режиссером Юрием Ереминым, сумевшего создать удивительную инсценировку этого произведения, было много школьников. Они слушали, затаив дыхание, с широко раскрытыми глазами, потому что это была история их предков, защищавших Северный Кавказ. Удивительной красоты фотопроекции возникали на большом экране сценического пространства со снежными шапками высоких гор, бурными реками, цветущими лугами, как бы открывающими вход в макрокосмос природы и душевный микрокосмос людей, поселившихся здесь. Казалось бы, в столь райском уголке надо бы жить и радоваться, но человек в вечном конфликте с собой и другими, он постоянно воюет, ему непременно надо найти и уничтожить врага… А оправданием тому служат разные религии.

Сегодня в этом регионе относительно спокойно, но последствия чеченской войны все равно дают о себе знать, и здесь политикам надо быть очень осмотрительными, чтобы не разгорелся новый военный конфликт.

Михаил Лермонтов не был дипломатом и светским денди, он был кадровым военным и в первую очередь поэтом. Его интересовала психология людей между жизнью и смертью, когда в любой момент ниточка жизни может оборваться случайно – от удара сабли пьяного казака или чеченской пули. Здесь волей-неволей станешь фаталистом, и поэтому Юрий Еремин начинает свое театральное повествование с «Фаталиста», а потом переключается на Бэлу, украденную Печориным.

В первом акте повествование ведется от лица Максима Максимовича (лучшая актерская работа в спектакле Александра Ростова). Во втором акте, когда события переносятся на Воды в Пятигорск, право комментатора берет на себя офицер без имени под кодом М.Ю. (И тут можно догадаться, кто это.) Он как бы альтер эго Печорина и его судья, находясь с ним рядом, невидимый никому и читающий записки дневника лишнего человека. Ну а «водное общество» живет мелкими интересами, сплетнями, слухами, поэтому Печорин презирает его, но и сам не прочь позабавиться с наивной Мэри и всячески провоцирует влюбленного Грушницкого на конфликт. Поэтому исполнитель этой роли Игорь Барташ не вызывает особой симпатии, поскольку в нем борются два человека: рефлексирующий самоед и вынужденный интриган, отлично понимающий, что поступает дурно.

Сегодня такой тип антигероев весьма распространен, в нем нет света, так как Бог для него умер. Поэтому спектакль Юрия Еремина в первую очередь обращен к зеркалу души. Ее осколки рассыпаны по всему пространству сцены в виде отражающихся плоскостей, создающих иллюзию свойственного мира, обреченного на духовную деградацию, так как демоны играют человеком.

И все-таки свет и во тьме светит, и ангелы продолжают охранять преступивших нравственную черту, а самый главный из них на площади Ставрополя в каменном изваянии – защищать бывшую крепость, превращенную в красивый город на возвышенности, откуда в ясную погоду можно увидеть Эльбрус.

Любовь ЛЕБЕДИНА, специальный корреспондент «Трибуны», СТАВРОПОЛЬ – МОСКВА


Политика В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19 В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19

Санкционная политика США на фоне пандемии коронавируса неприемлема, попытки Вашингтона навязать свои интересы в одностороннем порядке ради экономической выгоды безответственны и уносят жизни, заявил глава комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст.

Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.