16 ноября 2014, 16:51, Мария БЕЗРУК

«Солнечный удар»: Скверный анекдот

Выдержав паузу, дабы никоим образом не влиять на решение зрителя о походе в кино, решусь, наконец, высказать собственное суждение в отношении ленты «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Судя по сборам, мои опасения нечаянно навредить прокатному результату фильма, были не напрасны. Российский бокс-офис картины с бюджетом $21млн. составил $1,7 млн. – катастрофа и полный провал для произведения режиссера такого масштаба.

«Солнечный удар»: Скверный анекдот

Пока в воздухе не рассеялся шлейф рекламной кампании, спустя ровно месяц со дня релиза, фильм показали по ТВ. В декабре лента появится на DVD и вполне возможно, что именно на цифровых носителях и легальных Интернет-площадках «Солнечный удар» обретет, наконец, своего полноценного зрителя.

Чтобы в принципе не дезориентировать публику разговорами о литературных первоисточниках, послуживших не столько основой, сколь отправной точкой для написания сценария, хочется оговориться сразу: фильм Никиты Михалкова имеет весьма опосредованное отношение к прозе Ивана Бунина – и, слава Богу. Ибо экранизировать в шестистраничном рассказе о мимолетном курортном романе замужней дамы с молодым офицером особо нечего - его прелесть, собственно, в словах, сложенных в предложения. В то время как кинематограф предполагает жёсткую драматургию, а она в рассказе Бунина отнюдь не оригинальна. Что касается «Окаянных дней», то было бы странным требовать от художественного произведения дословного соответствия публицистическому первоисточнику. А посему не станем проводить никаких параллелей между литературным наследием Ивана Алексеевича и кинематографическим полотном Никиты Сергеевича, рассматривая последнее, как самостоятельное авторское высказывание.

История фильма разворачивается в трагические дни кровавого большевистского террора, захлестнувшего Крым в первые постреволюционные годы. Поверженное белое войско, добровольно сложив оружие, ожидает эвакуации в резервации одного из черноморских городов. Среди вчерашних офицеров – Поручик, проводящий время в размышлениях о том, куда и почему исчезла та прежняя жизнь, вновь и вновь обращаясь к воспоминаниям об одном любовном приключении, внезапно обрушившемся на него словно солнечный удар в далекие мирные годы его прекрасной беззаботной юности на заре нового века…

 

Смешав литературных персонажей с подлинными историческими фигурами, Михалков успешно балансирует на грани документа и художественного вымысла. Для того чтобы окончательно сбить зрителя со следа, Никита Сергеевич придумал мастерский ход, логично соединивший любовную историю с притчей о гибели Великой Империи. В сюжетную ткань рассказа Бунина Михалков вплетает нового персонажа - мальчика Егория, с которым герой знакомится в провинциальном городке на Волге, и в обществе коего коротает день в ожидании парохода. В уста мальчика автор вкладывает собственные размышления на заданную тему, пытаясь эзоповым языком донести до зрителя свои версии причины возникновения большевизма. По мнению Никиты Сергеевича, во всем виноват Чарльз Дарвин со своей теорией происхождения видов, а также просветители, несущие знание в массы и посеявшие зёрна сомнения в неокрепшие народные умы. Утратив веру, а точнее - православие как основную форму государственности, Великая Россия выкопала себе могилу. В подтверждение этого, малыш Егорий, прислуживавший Батюшке в храме во дни безмятежного монархического отрочества, вырастает в красного комиссара Георгия Сергеевича, принимающего непосредственное участие в казни сотен белых офицеров, добровольно сдавшихся новой власти. Вероятно, прототипом для Егория/Георгия Сергеевича послужил Георгий Леонидович Пятаков – сын директора сахарного завода в Киевской губернии, ставший в последствие крупным партийным деятелем. В описываемом в картине 1920-м году Пятаков входил в «Чрезвычайную тройку по Крыму», руководя карательной политикой большевиков, наряду с Землячкой (Розалией Самойловной Залкинд) и Белой Куном, присутствующих в картине под своими подлинными именами.

При всем желании проникнуться глубиной авторского замысла, пустившись в собственные рассуждения на тему того «как всё это случилось?», и раствориться в неспешном повествовании фильма, зрителю не удается ввиду неровности и неоднородности кинематографической структуры ленты. Удивительно тонкие, точные режиссёрские находки и прекрасные кадры, запечатлённые на камеру Владом Опельянцем, соседствуют в картине с пошлыми шутками, несмешными анекдотами - «без папи рос, без мами рос», навязчивой арией Далилы, выбранной режиссёром в качестве лейт-мотива любви, и безвкусной лирикой, порою столь неуместной и раздражающей, что хочется «промотать» эпизод в стремлении не портить общее впечатление от картины. Так оригинально решенная автором эротическая сцена близости главного героя с таинственной незнакомкой, показанная посредством работы машинного отделения парохода, при всей своей внешней «поэтичности», в контексте произведения выглядит довольно вульгарно и нарочито. Да и бесконечные цитаты и самоцитаты в определенный момент начинают откровенно раздражать. Коляска, несущаяся вниз по Потемкинской лестнице, которая в картине ввиду отсутствия Дюка наверху - просто некая лестница, «суп с котом» - привет «Неоконченной пьесе…», вокализ а`ля Арамис из телевизионного мюзикла Юнгвальд-Хилькевича, красочные планы порта и корабля, местами весьма напоминающие «Титаник» - всё это в совокупности страшно отвлекает от размышлений о судьбах несчастной Родины. В итоге, мощный, величественный и по-настоящему трагичный финал, индульгирующий автора практически по всем вопросам, возникающим в процессе просмотра фильма, оставляет совершенно не то послевкусие, которое мог бы, если бы путь к этому катурному и метафоричному финалу не был столь тернист.

Огорчают и откровенные провалы в кастинге. Наряду с прекрасными актёрскими работами, к коим в первую очередь хочется причислить роль подпоручика Николая Гульвилевицкого в исполнении блистательного серба Милоша Биковича, в стройном ансамбле фальшивым фаготом дудит катастрофический наигрыш Владимира Юматова – полковника Туманова. Вероятно, господин Юматов столь привык к сериальному существованию в кадре, что драму падения Российской Империи артист умудрился превратить в дешёвый водевиль. Благо его присутствие на экране занимает не так много времени по сравнению с трёхчасовым хронометражём ленты. Но общее впечатление от фильма, тем не менее, портит и весьма. Не удачен, увы, оказался выбор исполнителя главной роли. При наличии огромного количества молодых талантливых актеров, ежегодно выпускаемых отечественными театральными вузами, режиссёр почему-то остановил свой выбор на латыше Мартиньше Калите. В итоге блистательный Евгений Миронов, чьим голосом разговаривает Поручик, за кадром переиграл исполнителя на экране, вдохнув в ряде эпизодов чувства и смыслы, не отыгрываемые Калитой. Сам режиссёр, вопреки старой доброй традиции, будучи прекрасным актёром, для себя роли в фильме не нашел, ограничившись исполнением финальной песни в сопровождении казацкого хора, которая, учитывая текст «Не для меня придёт весна», звучит весьма символично и в определённой степени пророчески.


Политика В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19 В бундестаге раскритиковали США за санкции во время пандемии COVID-19

Санкционная политика США на фоне пандемии коронавируса неприемлема, попытки Вашингтона навязать свои интересы в одностороннем порядке ради экономической выгоды безответственны и уносят жизни, заявил глава комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст.

Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.