17 ноября 2014, 13:47, Любовь ЛЕБЕДИНА

Высоким чиновникам Лермонтов не указ

В Год культуры, который продолжается, проводится масса фестивалей, а с присоединением Крыма все внимание Министерства культуры РФ обращено в те края, поскольку президент страны дал Владимиру Мединскому задание – граждане полуострова не должны чувствовать свою оторванность от культурных событий России. Сказано – сделано. И в этот регион рекой потекли субсидии.

Высоким чиновникам Лермонтов не указ Сцена из спектакля Ставропольского театр "Маскарад"

Никто не станет спорить – дело хорошее, патриотическое. Но бюджет не резиновый, поэтому на другие проекты денег не хватило, а может, подумали, что в юбилейный год Михаила Лермонтова можно обойтись и без театрального фестиваля его имени. Ну а если кто-то захочет его провести – пусть обращается к губернаторам и организует региональный фестиваль.

Так и поступил первый русский театр на Северном Кавказе в Ставрополе, хотя в течение двух лет до юбилейной даты поэта бомбардировал министерство письмами. Но, видно, там решили: стоит ли обращать внимание на какой-то Ставрополь, вот если бы это были Москва или Петербург, тогда другое дело. Вертикальный подход к культуре и тут сработал и никто из чиновников не вспомнил, что это культурный центр Северного Кавказа, и от него рукой подать до Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, сравнительно недавно входившей в состав Ставропольского края. Казалось, надо было немедленно использовать местную инициативу и таким образом возобновлять культурный диалог между взрывоопасными регионами, поскольку это касается и национальной политики… Куда там! Ну что тут можно сказать? К сожалению, государственные мужи не наделены даром предвидения, они могут действовать только по указке сверху или когда петух клюнет…

И все-таки пока живут нравственные обязательства перед великим русским поэтом, Ставропольский театр имени Лермонтова не имел морального права пройти мимо 200-летия со дня рождения поэта, погибшего в этих краях. Коллектив во главе с директором театра Евгением Луганским собрался с силами, сагитировал местное министерство культуры, доложил недавно избранному губернатору Владимирову и провел свой фестиваль, пригласив Ростовский театр драмы, пятигорскую оперетту и московскую «Школу драматического искусства» с «Мцыри». Также ожидали театр из Грозного, к сожалению, не успевшего поставить лермонтовский спектакль в заново отстроенной столице, куда теперь охотно приезжают в том числе и русские.

Можно ли сказать, что и тут Лермонтову, гонимого судьбой, не повезло? Думаю, не повезло тем чиновникам, которые открестились от него, поскольку гордые наследники ставропольских казаков восприняли фестиваль как смелый прорыв в культурном пространстве Северного Кавказа, тем самым вставив вилку в бок столичным управленцам.

Каждому мало-мальски соображающему режиссеру понятно, что произведения Лермонтова ради юбилейной галочки не поставишь. Уж слишком он глубок и дерзок, требующий от создателей большого напряжения ума и сердца. Тут никакие технические новации не помогут, и самая изысканная художественная форма не может заменить жизнь человеческого духа на сцене, а значит, и характеров: противоречивых, грешных, эгоистичных, смелых.

Ученик и последователь Анатолия Васильева Константин Мишин сочинил ритуальное действие под названием «Мцыри», сочетающее в себе поэзию, пластику, боевые искусства и танец. Это необычное зрелище, которое больше нигде нельзя увидеть, разве только в «Школе драматического искусства», где Васильев, следуя учению Ежи Гротовского, много времени посвящал не только тренингу, когда артист способен делать со своим телом все, что угодно (не хуже циркача), но и психофизике, включая подсознание и рефлексию. Одним словом, тело актера – это его главный инструмент с подключением внутренних психологических регистров.

В этом спектакле режиссер обращается к православной троице. Три монаха с церковными песнопениями, горящие свечи у стен древнего храма и три артиста, исполняющие брутального Мцыри – поверженного, окрыленного и победившего. Мцыри уходит от людей, бежит в мир звуков природной стихии и сам становится ее частью, презирая смерть. «Меня могила не страшит, там, говорят, страданья спят», – восклицает певец свободы, следовательно, и Лермонтов.

Отдельного разговора стоят два спектакля Ставропольского театра: «Герой нашего времени» и «Маскарад», поставленные известным московским режиссером Юрием Ереминым, так как тема рока, преследующая человека в большом и малом, его тема. К тому же он влюблен в Кавказ, как Лермонтов. Не случайно в оформлении «Героя…» несказанной красоты видеопанорамы горных вершин играют такую большую роль и несут смысловую нагрузку, включая традиционный уклад жизни народов, поселившихся здесь, с их обычаями, танцами, понятиями чести и собственного достоинства. Вот почему Максим Максимыч в удивительно достоверном проживании Александра Ростова является связующим звеном между русскими офицерами и местным населением. Он абсолютный антипод Печорина, самоеда и эгоиста, вздумавшего похитить прекрасную Бэлу и не предполагающего, что родня никогда не простит ей позора. Печорин в исполнении Игоря Барташа напомнил мне Долохова из «Войны и мира» Толстого, для которого «жизнь – копейка», поэтому он каждый раз «пробует ее на зубок» с наслаждением фаталиста. Насколько мне показалось, режиссер не слишком жалует вздорного Печорина, а может быть, в этом «заслуга» самого исполнителя… Но думаю, не случайно Еремин вводит в спектакль молодого офицера с инициалами М.Л. (читайте Михаил Лермонтов), чтобы тот прокомментировал изнанку души не находящего себе места героя и таким образом оправдал его метания и желчь. Этот Печорин давно выбросил ключ от своего сердца, оставив для себя лишь забавные приключения. И только когда дуэль с Грушницким заканчивается смертью глупца, он кожей чувствует истинную цену жизни, которая может оборваться в любой момент, в том числе на спор, как в русской рулетке.

В «Маскараде» совсем другая картина. Пружина действия настолько стремительная, что, кажется, она будет раскручиваться до бесконечности, подобно движущемуся кругу на сцене. Поглощая и выбрасывая сменяющихся действующих лиц, словно марионеток дьявольского маскарада, с приросшими к лицу масками и отравленным тщеславием. Арбенин в исполнении Игоря Барташа один из этой бесконечной свиты игроков, хотя ему и кажется, что он одел на себя «смирительную рубашку» и превратился в добропорядочного семьянина. Но, существуя в лживом обществе, нельзя быть свободным от него. Своими миазмами оно отравит праведную жизнь отступника. Тем более когда дело касается чести, а она у Арбенина не такая уж чистая, на его совести тоже есть грешки, и немалые. Неизвестный (артист Александр Ростов) напоминает о них в финале спектакля, требуя плату за порушенную жизнь. И он ее получает в виде безвинной Нины, отравленной подозрительным мужем, для которого «нет правды на земле».

Значит, Арбенин продолжает играть по тем же правилам, что и бездушное общество: боязнь позора, злых насмешек оказываются выше жизни любимого человека. Убивая Нину, представленную Полиной Полковниковой в виде нежной сирены с голубиной душой, Евгений разрывает свою связь с Богом и со светом, который льется из космических труб, подвешенных над сценой, и погружается во мрак. Но не мрак безумия, как написано у Лермонтова, а накладывая руки на себя, стреляя из пистолета. Кто следующий будет в этом маскараде, напоминающем тир для стрельбы по разноцветным деревянным мишеням, неизвестно. По крайней мере, заигравшееся общество всегда найдет новую жертву, чтобы доказать свою власть и силу.

Пока неясно, будут ли еще проводиться на Северном Кавказе театральные фестивали, посвященные творчеству Лермонтова, но первый пробный шар уже брошен и театральное сообщество края почувствовало, как много зависит от их желания следователь исторической памяти и памяти великого поэта, дух которого продолжает витать над снежными шапками Кавказских гор.

Источник: Трибуна от 13 ноября 2014 года Темы: Год культуры Лермонтов Министерство культуры РФ субсидии театр

Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Смерть человека, как смена времен года Смерть человека, как смена времен года

Художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис вместе с молодыми актерами, часть из которых его студенты ГИТИСа, переложили на язык сцены роман Уильяма Фолкнера "Когда я умирала", написанный в монологах, дав спектаклю новое название "Йокнапатофа" - несуществующего округа в Миссисипи на юге США.

Спорт В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта

В Международной ассоциации студенческого спорта (FISU) поделились мнением о назначении Олега Матыцина на пост министра спорта. Об этом сообщает пресс-служба организации.