24 ноября 2014, 12:41, Мария БЕЗРУК

На игле госфинансирования

В канун последнего в текущем году Кинорынка, где окончательно будут распределены репертуарные позиции самого «хлебного» кинопрокатного периода, мы решили поговорить о том, какие позиции занимают ведущие продюсеры страны и Министерство Культуры в ситуации очередного экономического коллапса. И, если в Соединённых Штатах кинематографисты, с их многомиллионными прибылями, теоретически могли бы принять посильное участие в спасении национального бюджета, то наши соотечественники так и норовят отщипнуть дольку пожирнее от государственной ковриги. 

На игле госфинансирования

Осень была урожайной на деловые мероприятия в области киноиндустрии. После масштабного МедиаФорума, с помпой прошедшего в Санкт-Петербурге за государственный счет, во ВГИКе провели очередную коллегию Министерства Культуры РФ. Деятели кино по традиции клянчили денег, разглагольствуя о необходимости увеличения госфинансирования. Так один из крупнейших российских продюсеров, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов выступил от имени Ассоциации продюсеров кино и телевидения, доложив о некоей положительной динамике развития отечественного кино. По мнению членов АПКИТ и господина Сельянова, этот позитивный рывок случился исключительно благодаря созданию механизма Фонда Кино и выделения из общей массы кинокомпаний узкого круга счастливчиков, назначенных на роли мейджоров. Однако, система поддержки конкретных проектов Фондом Сергею Михайловичу кажется не правильной. А потому, на коллегии господин Сельянов предложил руководству Фонда вернуться к механизму распределения господдержки двухгодичной давности, когда студиям-лидерам просто выделялись определенные суммы, которыми господа продюсеры распоряжались по своему усмотрению. Напомню, что в этой удобной для киноделов схеме родилось немало проектов «подхваченных» компаниями в состоянии той или иной степени готовности. Недолго думая, некоторые студии брали картины, замороженные кризисом 2008-2009гг. на разной стадии готовности, и, вложив треть, а то и четверть бюджета, заканчивали проекты, выпуская их уже под своей маркой, выдавая за «те самые» проекты, созданные на деньги Фонда. Дёшево и сердито. А главное, есть поле для манёвра - и продюсеры сыты, и у чиновников спинка прикрыта.

Также Сергей Михайлович в очередной раз поставил вопрос о возвратности средств, выделяемых Фондом на производство картин, напрочь забыв о том, что Фонд изначально для того и создавался, чтобы превратить черную дыру отечественного кинопроизвоства, в которую ежегодно, проваливались миллионы долларов, в некое подобие индустрии, способной существовать по инвестиционному принципу. Чтобы окупить производство и выпуск среднестатистического российского фильма, по словам Сельянова, лента должна собрать в прокате порядка $10 млн., что в условиях отечественного прокатного рынка задача, для большинства картин, практически невыполнимая. Вопрос, для чего в таком случае снимать десятки фильмов, которые не нужны зрителям? Ведь речь в основном идёт не о высокохудожественных произведениях фестивального уровня, которые и стоят на порядок дешевле, и поддержку Минкульта, как правило, получают, и даже в прокате иногда пару копеечек собирают. А вот многочисленные незамысловатые фильмы, с производственным бюджетом в $4-5 млн. – с ними как быть. Народ по большей части смотрит Голливуд, ибо там даже в проходных фильмах историю пусть примитивную, но расскажут. А вот у нас – как получится. А получается, как правило, не очень. Особенно, если для реализации проекта жизненно необходима экспедиция на солнечные острова, деморализующая командный дух, волю и разум.

«Вообще российское кино достигло какого-то уровня, когда вот «прет», - заметило Сельянов. - Появилось умение работать с проектами, продвигать их на рынок, появилось чувство зрителя, оно отточилось, стало реальным, а не абстрактным. Если господдержку резко увеличить, чтобы Фонд получал вместо 3 миллиардов – 6, с шагом в 3 миллиарда три года подряд, тогда мы увидим еще один качественный скачок российского кино». Да куда уж качественнее, Сергей Михайлович! Особенно, если на фоне разговоров об увеличении и невозвратности господдержки совершенно не заниматься вопросом продвижения собственных фильмов. Замечательную картину вы сделали в этом году – «Я не вернусь» Ильмара Раага. Талантливую, глубокую, сильную. Много ли народу её посмотрело в условиях нашего проката? А много ли зрителей в принципе знало о её выходе на экран? Что же вы, Сергей Михайлович, с вашим авторитетом не поднимаете вопрос о государственной сети кинотеатров, где российский производитель мог бы показывать фильмы, созданные на государственные деньги без участия Сергея Светлакова и Михаила Галустяна?

Между тем, позиция министра Культуры в отношении проблемы проката отечественных картин весьма оригинальна. Господин Мединский считает, что именно Министерство должно в будущем определять сроки выходов фильмов в прокат. Вопрос квотирования отечественного кинопроката будет рассмотрен в декабре текущего года, когда станут известны результаты проката в 2014-м. «Я "за" введение квот, тем более, итоги этого года могут быть хуже предыдущих, - подчеркнул министр на встрече с журналистами. -Многие поддерживают введение квот, но вслух произнести это не могут. В 2014 году с августа по октябрь на российские экраны не вышло ни одного значимого отечественного фильма. А в конце года у нас начинается битва самих с собой: "Елки" с "Елками"». Между тем, глава Общественного совета по кинематографии Владимир Путин на форуме Общероссийского народного фронта высказался о том, что не поддерживает введение квот на зарубежную кинопродукцию: «Неправильно было бы ограничивать нашего потребителя в тех товарах, которые люди хотели бы иметь, в том числе в кинопродукции. Глупо было бы от чего-то отказываться – от того, что нам выгодно... не будем забывать про потребителя, про нашего гражданина – что он хочет иметь, а что не хочет». Что ж, позиция Президента РФ в данном вопросе не может не радовать, ибо именно его мнение, возможно, избавит отрасль от непродуктивных решений чиновников, неизменно ведущих индустрию экономическому тупику.

Что касается системы господдержки отечественного кинопроизводства, Владимир Мединский не разделяет позицию Сергея Сельянова и его коллег по Ассофиации продюсеров, считая, что поддержка должна быть персонифицированной. «Практика, когда мы просто раздавали деньги, зачастую заканчивалась не самым лучшим образом, - подчеркнул министр. -В Фонде кино до сих пор висят проекты, которые были заявлены 3-4 года назад, но к которым даже не приступали». Однако, в целом систему господдержки министерство планирует сохранить и развивать. «Несмотря на сложный бюджет культуры и в прошлом году, и в текущем финансирование кинематографа не уменьшилось. В прошлом году добавили около 300 миллионов рублей, в этом году точно также добавили, хотя Минфин у всех деньги отобрал, деньги на кино удалось сохранить. Это еще порядка 320 миллионов рублей или 10 картин, которые мы поддержим дополнительно, сверх плана», - отметил Мединский.

Что ж, завершая кинематографический год невозможно не возрадоваться заслуженным победам отечественных картин на крупных международных кинофестивалях. «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, «Испытание» Александра Котта - картины, созданные при поддержке государства, уже обеспечившие себе место в мировой истории кино, невзирая на мизерные итоги в прокате. Не обошлось и без коммерческих провалов крупных игроков. Так студия «ТриТэ» выпустила в 2014-м два больших фильма с серьезным бюджетом - «Поддубный» Глеба Орлова и «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Оба фильма были поддержаны государством, и оба с треском провалились в прокате – совокупный производственный бюджет обеих картин составил $33 млн., а совокупный бокс-офис - около $8 млн. Дождемся общих итогов прокатного года и ответных шагов министерства. Однако, в очередной раз хочется пожелать нашим продюсерам больше думать о зрителе, а не о собственном благополучии. Возможно, тогда сборы отечественных картин начнут, наконец, окупать их производство, а зависимость от государственной капельницы со временем. Хотя, в это с годами верится всё меньше, ведь халява для наших фильмоделов куда привычнее нормальной полноценной конкуренции.


Политика Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ

При взаимодействии с Россией Брюсселю необходимо придерживаться баланса между санкциями и сотрудничеством в вопросах, представляющих интерес для Евросоюза.

В мире В столице Индии сгорело более тысячи хижин В столице Индии сгорело более тысячи хижин

Более одной тысячи хижин сгорело в делийском районе Туглакабад на юго-востоке города во вторник ночью, по предварительным данным, пострадавших нет, сообщает телеканал Zee news.

Экономика "Газпром" остановил транзит газа через Польшу "Газпром" остановил транзит газа через Польшу

Прокачка газа через польский участок газопровода "Ямал-Европа" во вторник утром полностью прекратилась, свидетельствуют данные оператора Gascade, принимающего газ на территории Германии.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес

Одна из крупнейших киносетей России "Мираж Синема" совместно с продюсерским центром Potential объявили о создании онлайн-фестиваля российского кино "Большой экран". Главным призом фестиваля станет широкий прокат с рекламной поддержкой фильмов-победителей в сети кинотеатров "Мираж Синема".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.