25 ноября 2014, 13:47, Максим БАШКЕЕВ

ГРЕКО отстал от жизни

На этой неделе в наше информационное поле был осуществлен очередной вброс негатива. Действующая под эгидой Совета Европы международная организация «Группа государств против коррупции» - сокращенно ГРЕКО, - обнародовала доклад, смысл сказанного в котором сводится к тому, что борьбе с коррупцией в России уделяется недостаточно много внимания. Естественно, за эту «новость» не уцепился только ленивый.

ГРЕКО отстал от жизни

Нужно быть законченным ура-патриотом, чтобы пытаться отрицать очевидное – коррупция в России за последние годы достигла таких масштабов, что уже не просто тормозит развитие нашей страны, но и тянет ее в обратном направлении. Очевидно, что принимаемых мер для противодействия этой напасти недостаточно. Тем обиднее, когда бьют по больному, мягко говоря, не до конца соблюдая правила игры.

Предыстория вопроса такова: в августе 2012 года орган Совета Европы (СЕ), отвечающий за борьбу с коррупцией (та самая ГРЕКО), опубликовал Оценочный доклад, содержащий 21 рекомендацию российским властям по приведению нашего законодательства в соответствие с конвенцией СЕ об уголовной ответственности за коррупцию. Стоит сказать, что российская сторона отнеслась к рекомендациям крайне серьезно. В сентябре прошлого года европейцам был предоставлен отчет о мерах, принятых для приведения отечественного законодательства в соответствие с вышеупомянутой конвенцией СЕ. На 64-м пленарном заседании ГРЕКО, который проходил с 16 по 24 июня во французском Страсбурге, российская делегация отчиталась о проделанной работе. Пять месяцев у зарубежных экспертов ушло на то, чтобы как следует проанализировать российские документы и вот, наконец, свет увидел комментарий ГРЕКО. Оказалось, что удовлетворительным образом Россия выполнила лишь 3 из 21 рекомендации, а 12 выполнила частично. Об остальных и говорить нечего. Отсюда сам собой напрашивается вывод: бороться с коррупцией Россия либо не может, либо не хочет.

Естественно, редкое средство массовой информации, стоящее на принципах демократии, упустило шанс воспользоваться таким лакомым информационным поводом. При этом, как правило, стороной обходилось то обстоятельство, что справедливая во многом критика ГРЕКО обладает условной актуальностью, поскольку оценивает ситуацию по состоянию на 30 сентября 2013 года… К тому же, некоторые положения отечественного законодательства западными экспертами были словно проигнорированы.

Так, в докладе ГРЕКО отмечается, что Россия не исполнила рекомендацию включить в УК такие понятия, как «предложение», «обещание» и «требование» взятки. Вместе с тем в действующем российском законодательстве существуют понятия «покушение на преступление» и «приготовление к преступлению», которые, безусловно, включают в себя «предложение», «обещание» и «требование», на выделении которых из более общей формулировки настаивает ГРЕКО.

Далее, российское законодательство о противодействии коррупции предлагается расширить так, чтобы оно покрывало любое незаконное обогащение (в том числе получение нематериальных благ). Председатель комитета нижней палаты российского парламента по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что по этому поводу существует разъяснение Верховного суда о том, что статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными

полномочиями» устанавливает ответственность, в том числе и за получение «нематериальной выгоды».

Еще один объект критики ГРЕКО: неисполнение рекомендации расширить действие антикоррупционных законов на третьих лиц, в пользу которых зачастую и совершаются преступления этой направленности, и рекомендацию предусмотреть уголовную ответственность за так называемую «торговлю влиянием». Здесь ситуация несколько сложнее, но все-таки не такая безнадежная, как кажется зарубежным экспертам. Нужно учитывать, что в России, в отличие от других стран существуют законодательные акты, регулирующие поведение государственных и муниципальных служащих. Кроме того, в нашей стране существует такое понятие, как «увольнение в связи с утратой доверия», которое можно считать формой самостоятельной ответственности.

Частично выполненной ГРЕКО считает рекомендацию о продлении сроков давности по коррупционным делам с нынешних пяти до десяти лет. «Частичность» связана с тем, что Россия увеличила сроки до требуемого уровня только по делам о подкупе в спорте или на коммерческих развлекательных конкурсах. Впрочем, как считает Ирина Яровая, и этого вполне достаточно: «Если говорить о продлении сроков давности, то они определяются в уголовном праве исходя из классификации существующих составов преступлений по факту отнесения их к тяжким и особо тяжким. То есть сроки давности устанавливаются из общих принципов права, что вполне соотносится с требованиями ГРЕКО».

Опять-таки, не стоит сбрасывать со счетов, что не все модели, предлагаемые нам со стороны ГРЕКО, работоспособны в российской действительности. В частности формальный подход в устранении зависимости избирательных комиссий при нашей мощи бюрократии едва ли будет эффективен. Вместе с тем, все вышесказанное ни в коем случае не означает, что от европейских предложений нужно отмахиваться не читая. Как раз наоборот. Другое дело, что не стоит раздувать скандальные сенсации из конструктивной критики.


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.