26 ноября 2014, 11:17, Владимир ЖЕЛТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Писатель Эрик Шмитт остался верен русским актерам

Завершился один из самых необычных театральных фестивалей – «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге», задуманный и воплощенный Молодежным театром на Фонтанке и посвященный творчеству выдающегося современного французского писателя и философа. Пять дней Молодежный театр на Фонтанке был в центре внимания всей театральной России. 

Писатель Эрик Шмитт остался верен русским актерам   
Алиса Фрейндлих: "Меня переполняет любовь..."

Эрик Шмитт приехал в Петербург во время крайне неблагоприятной политической обстановки, некоего противостояния между Россией и Западом, и, по его словам, сделал это специально:

– История и культура существуют в разных временных пластах. Политика – сиюминутна. Время культуры гораздо более длительное. Культурные отношения между государствами, между народами не должны зависеть от охлаждения или потепления в политике. Мне важно было подчеркнуть, что я верен истории взаимоотношений двух великих культур. Но я всего лишь продолжаю традицию, которая началась до меня и будет и после. Россия страна великой культуры и великого театра. Это я говорю не потому, что я здесь, а потому, что действительно так думаю. Когда я читаю Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, у меня возникает ощущение, что я – русский. Теперь уж точно у меня до конца жизни будет ощущение, что я – русский писатель. И завтра уехать отсюда мне будет очень и очень трудно. Боюсь, расплачусь…

Зрительские симпатии и признание критики Шмитту принесла первая его пьеса – «Ночь в Валони» (современные вариации о судьбе Дон Жуана), написанная в 1991 году, тогда же поставленная Королевским Шекспировским театром. Сегодня спектакли по его пьесам идут более чем в 50 странах мира, в них играли такие звезды, как Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. Самой яркой российской постановкой, безусловно, считается моноспектакль Алисы Фрейндлих в Театре имени Ленсовета «Оскар и Розовая дама».

Фестиваль  Шмитта в Санкт-Петербурге»  возник спонтанно. Его «исходной точкой» послужила работа над спектаклем Молодежного театра «Четыре танго о любви» по новеллам из сборника «Одетта Тульмонд». «Четыре танго о любви» – первая инсценировка прозы Шмитта в мире. Писатель не разрешал инсценировать свои прозаические произведения – никогда и никому. Отрицательный ответ получил и Молодежный театр, в котором отказом не удовлетворились. Переговоры продолжились. Автор попросил представить инсценировку и режиссерскую экспликацию. В результате – исключительное право получил только этот театр.  

После спектакля «Четыре танго о любви», которым открылся фестиваль, Эрик-Эмманюэль скажет:

– Я не давал разрешения, потому что адаптировать к сцене прозу очень сложно, и я совершенно не понимал, что и как можно сделать. Теперь могу сказать: браво! Это потрясающая работа!

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак признавался:

– Задумывая фестиваль, нам захотелось лично познакомиться с этим талантливым, неординарным писателем, тонким философом и дать такую возможность петербуржцам. Мы отразили разные грани таланта Эрика-Эмманюэля Шмитта – драматурга, прозаика, большого знатока музыки, режиссера, сценариста, артиста.

Свое участие в фестивале главный его герой объяснил со свойственной ему иронией:

– Когда ко мне обратился Молодежный театр с предложением о проведении фестиваля, я, честно говоря, был удивлен и подумал, что речь идет не обо мне, а о ком-то другом, и сказал себе: я исполню роль Эрика-Эмманюэля Шмитта.

Он действительно участвовал во всех заявленных в программе мероприятиях – читательских конференциях, обсуждениях спектаклей в Творческом клубе Молодежного театра и прочее. В Санкт-Петербургской академической капелле прошел моноспектакль г-на Шмитта «Тайна Кармен» (режиссер Александр Петров), где представлен его оригинальный взгляд на новеллу Проспера Мериме, оперу Жоржа Бизе и непосредственно на Кармен, которую философ Шмитт считает «ницшеанским сверхчеловеком», человеком, освободившим себя «от всех социальных уз и от всех идеологий».

Московский театр на Малой Бронной показал одну из лучших философских комедий Шмитта – «Распутник»; и это никто иной, как великий Дени Дидро… Главным фестивальным сюрпризом можно считать эскиз спектакля Молодежного театра по новой пьесе «бенефицианта» «Если начать сначала…», подготовленный буквально в течение двух недель. Господин Шмитт не скрывал восторга от происходящего:
–  Когда я занялся сочинительством, то не мог себе представить, что мои персонажи будут столько странствовать по свету. Что они заговорят на разных языках и в один прекрасный день – по-русски. Во Франции артисты играют умом и сердцем, в Германии – умом и телом, а в России и тем, и другим, и третьим. Я побывал на многих постановках моих пьес – от Соединенных Штатов Америки до Японии, и где бы меня ни спрашивали, каких артистов я больше всего люблю, отвечаю – русских, потому что они всегда играют на разрыв аорты. И это делает игру необыкновенно пронзительной.

На церемонии закрытия фестиваля на сцену поднялась народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.

– Меня переполняет любовь… Я испытала невероятное счастье, играя этот спектакль в течение шести лет. Надо совсем сойти с ума, чтобы в моем возрасте вдруг начать играть мальчика! Но мы с Владиславом Борисовичем Пази придумали ход – это Розовая дама вспоминает Оскара. И я могла быть смешной, забавной, могла выдумывать всякие штучки…

Алиса Фрейндлих подарила Эрику-Эмманюэлю Шмитту диск с записью спектакля «Оскар и Розовая дама», которого он не видел. Драматург ответил огромным букетом цветов и сказал:

– В каком бы городе мира я ни подписывал свои книги – в Париже, Мадриде, в Барселоне, Лондоне, в Риме – мои русские читатели спрашивали: вы видели спектакль с Алисой Фрейндлих? И всякий раз глаза у них увлажнялись.  

Непосредственно процедуре закрытия фестиваля предшествовала демонстрация фильма Шмитта «Оскар и Розовая дама». Когда в зале включили свет, у доброй половины зрителей глаза были «на мокром месте»…



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.