12 декабря 2014, 13:58, Антонина КРЮКОВА

Эмигранты приезжают в Россию за своей мечтой

Лариса Садилова не нуждается в особом представлении – ее имя у всех на слуху с 1997 года, когда она стартовала как режиссер черно-белой картиной «С днем рождения!», не только ставшей событием отечественного «Кинотавра», но также получившей несколько престижных международных наград, в том числе премию Жоржа Садуля, призы МКФ в Мангейме, Котбусе, Братиславе, Кретее.

Эмигранты приезжают в Россию за своей мечтой

С тех пор успех сопутствует каждому ее фильму: «С любовью. Лиля» был отмечен призами в Роттердаме, Варшаве, на «Киношоке» в Анапе, ленте «Требуется няня» отдали свои голоса кинокритики и киножурналисты, присудив национальную премию «Белый слон». Драма «Ничего личного» стала лауреатом МКФ «Восток – Запад» в Баку, получила приз ФИПРЕССИ на Московском МКФ, не остался без наград и фильм «Сынок», и новая остросоциальная картина «Она», которая получила приз на кинофестивале «Лучезарный ангел», была куплена Первым каналом для «Закрытого показа». Но по непонятным причинам фильм был изъят из программы, о чем и рассказала нашему корреспонденту режиссер.

– Лариса Игоревна, герои ваших картин, как правило, обычные люди. Почему, на ваш взгляд, образ обычного человека исчез с экранов?

– Потому что сейчас не целесо-образно обращать на это внимание. Рынок требует патриотического кино, мыльных опер и немного артхауса, чтобы было чем обслуживать кинофестивали. Авторы нередко обращаются к образу обычного человека, но зритель не хочет ассоциировать себя с этими зачастую убогими героями.

В ситуации, когда государство дает на проект миллион, сценаристу ничего не остается, как писать сценарий для артхаусного, то есть бедненького кино – два объекта, три с половиной героя и чтобы было ничего не понятно. Само государство выстроило систему такой поддержки и наплодило артхаусных режиссеров с их непонятными фильмами.

– С чем связан ваш интерес к жизни простого человека?

– Я сама простой человек, родом из Брянска, у меня там много друзей и родственников и отчасти брянская жизнь положена в основу моих сценариев. Кроме того, я много езжу по стране, показывая свои фильмы, общаюсь с обычными людьми и знаю их проблемы. Когда я показывала картину «С любовью. Лиля» в Доме кино, то после просмотра меня какая-то тележурналистка спросила: «А почему вы снимаете кино про «них»?» Эта девушка даже не обратила внимания на то, что противопоставила себя практически целой стране. То есть для нее те, кто в провинции и деревне, уже не «мы», а – «они». А ведь основная страна как раз и состоит из простых людей, у которых своя жизнь, своя судьба, свои устремления, свои истории. И мне это интересно.



– А зрителям, как вы считаете, это тоже интересно?

– Вы знаете, с фестивалем «Сталкер» уже на протяжении пятнадцати лет я езжу по стране. И каждый раз после просмотра фильма обязательно встречаюсь со зрителем, потому что для меня очень важно знать, понимают ли то, что я снимаю, нужно ли, интересно ли это кому-то. Наверное, благодаря этому контакту со зрителем я продолжаю оставаться режиссером.

– Почему вы предпочитаете снимать свои фильмы в провинции – скажем, в Брянске, Кашире, в Орловской области, а не в Москве?

– Во-первых, там больше воздуха. Как можно сделать фильм в Москве с ее пробками, я даже не представляю себе это чисто технически. Тем более что недавно вышла какая-то директива, что надо оформлять заявку на съемки в Москве месяца за три до начала. Это и вовсе делает столицу неснимаемым городом. В провинции есть все необходимое для работы.

– Как правило, вы сами пишете сценарии для своих фильмов, есть ли желание снять фильм по чужому сценарию?

– Конечно, и я все время хочу найти готовый сценарий, влюбиться в него и снимать по нему фильм. К сожалению, так не происходит. Хороших сценариев мало, и хороший сценарий никто не отдаст. А еще мне интересно придумывать, а потом снимать это. Для меня процесс съемок фильма непрерывный. Начинается он с идеи, которой я хочу поделиться со зрителем.

– В фильме «Она» подчеркивается, что он основан на реальной истории – как вы ее нашли?

– Я была свидетелем этой истории, хотя лично не знакома с девушкой, оказавшейся в нашем дачном поселке и послужившей прототипом главной героини Майи, приехавшей из Таджикистана к парню, которого любила. Он ее позвал. Потом бросил и уехал к себе на родину, чтобы жениться на другой. Вот этот случай и послужил импульсом к написанию сценария, который создан вместе с Павлом Финном и продюсером Рустамом Ахадовым. В работе над текстом история постепенно обрастала подробностями, сюжетными линиями, новыми героями, связанными с ними обстоятельствами, ситуациями и т.д. То есть действие уже стало развиваться по своим законам. В любом сценарии обязательно присутствует реальная история или истории, а если их нет, то это плохой сценарий.



– В фильме вы избежали конфликтов на межнациональной почве. «Понаехавшие» герои-таджики не подвергаются такому явному насилию и унижению со стороны представителей правоохранительных органов или чиновников. Напротив, коренное население вполне толерантно относится к ним. Хотя, когда смотришь фильм, все время ждешь, что вот-вот что-то произойдет.

– Когда я начинала писать сценарий, главная героиня – таджикская девушка Майя была у меня плакальщицей на похоронах. Вот такая у нее была профессия здесь, в России – ее водили с одних похорон на другие. Но я убрала эту линию, потому что это не про то, что я хочу сказать. Средства массовой информации с обеих сторон «подогревают» ситуацию. Но я вижу, как живут, например, в том же Брянске гастарбайтеры и русские, – дружно, нормально живут. Мне стало ясно, что если буду снимать первый вариант сценария, то получится история, удобная больше для журналистов, чем для зрителей. И тогда я переписала сценарий, и даже во время съемок был перерыв, потому что перестала понимать, про что и для кого я снимаю фильм. А снимаю я для обычных зрителей и об отношениях между людьми разных национальностей. Героиня Надя живет уже семь лет с женатым парнем из Таджикистана, у которого на родине осталась жена и дети. Вот так и живут. Русская жена даже разговаривает с таджикской женой по телефону. Картина об этом, а не о политике. Конечно, можно было привнести сюда что угодно – в сценарии сначала было даже убийство одного из гастарбайтеров на той помойке, где они живут. Но это все лишнее, больше похожее на публицистику, и не имеет отношения к тому, что я хотела рассказать.

– Когда вы представляли фильм «Она» на фестивале «Лучезарный ангел», где ему присудили второе место в конкурсе игрового кино, то говорили о нужности для большинства зрителей.

– Картину купил Первый канал, и ее должны были показать с последующим обсуждением в программе «Закрытый показ». Но эта программа исчезла из эфира, так что никакого показа не будет. Мы попробуем предложить фильм на другие каналы – может, получится его продать. Сейчас по ТВ в основном идут ток-шоу, где без конца разговаривают о ситуации на Украине, как будто в самой России нет никаких проблем и нет никакой жизни. Или обсуждают «желтые» темы. Я же считаю, что именно эту картину надо показывать и обсуждать. Да, мы разные, однако все мы люди и должны относиться друг к другу по-человечески. Если вспомнить финал фильма, о котором некоторые говорят, что он слащавый, для меня заключается в том, что мигранты – особенно молодые – стараются оставаться здесь, потому что они приехали сюда, как в Америку, за своей мечтой. Вот это тоже надо учитывать.

– Главную роль таджички в картине сыграла Нулифар Файзиева – она непрофессиональная актриса?

– Нулифар снималась у нас, будучи школьницей, мы из Душанбе привезли ее на съемки. Сейчас она поступила в институт и вышла замуж. Практически все роли в картине сыграли непрофессиональные актеры, кроме нескольких исполнителей из брянских театров – это Наталья Исаева (Надя), Юрий Киселев (Борис) и др.

– Фильм идет с русским переводом, многие персонажи разговаривают на таджикском языке – для вас это было принципиально?

– Да, принципиально, потому что героиня не разговаривает и не понимает по-русски, на этом тоже строится сюжет. Глазами таджикской девушки мы видим закрытый для нас мир мигрантов.

– Во ВГИКе вы учились у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, об отношениях которых со студентами ходят легенды. Что для вас было главным в общении с ними?

– Любить человека – вот чему они нас учили, это был их жизненный девиз, который и стал нашим ориентиром во всех смыслах. Сергей Аполлинариевич часто говорил, что даже зайца можно научить играть на барабане, а вот воспитать хорошего человека не так-то просто. Наши мастера в первую очередь занимались именно этим – воспитанием хороших людей. Что важно для художника? – Очень четко разграничивать добро и зло и понимать разницу между ними. Если у тебя есть эта жизненная платформа, то ты уже не запутаешься, и никто не собьет тебя с толку. Они очень поддерживали нас и часто хвалили. Когда у кого-то не получался отрывок, то звучала фраза: «Это вне обсуждения». Они дали мне важные и ясные критерии понимания жизни. Мы постоянно разговаривали с ними на самые разные темы – и об отношениях мужчины и женщины, и о ситуации в государстве, и о творчестве в многообразных его проявлениях. Все это мы, конечно, впитывали в себя, влияло на характер и жизненные принципы каждого из нас. Это была человеческая и профессиональная база, которую уже никогда и никому не отнять.

– Как вам работается вместе с мужем-продюсером?

– У нас настоящий творческий союз, и работать вместе нам легко. Во-первых, мы вместе придумываем идею, потом обсуждаем, чем будем заниматься дальше, и останавливаемся на каком-то определенном проекте – не важно какого фильма: игрового, документального или сериала. Мне не приходится ему доказывать, почему целесообразно снимать ту или иную сцену здесь, а не в другом месте. То есть он в курсе, потому что стоял у истоков создания сценария. Я пыталась работать с другими продюсерами, но поняла, что для меня это ад, потому что сталкиваешься с людьми чаще всего некомпетентными, которым все время приходится доказывать, что ты не верблюд.

– Ваш сын уже окончил ВГИК?

– Нет, он ушел из ВГИКа. Видимо, потому, что поступил сразу после школы, не имея никакого жизненного опыта. Что, на мой взгляд, очень важно для профессии режиссера. Я же не хотела за него снимать, писать, как это сейчас принято во ВГИКе, когда родители за своих детей-студентов выполняют все задания. Может быть, я не права и надо было бы его подталкивать… Но я считаю, что режиссерской профессией должен заниматься только тот, кто хоть что-то испытал в жизни. Когда шестнадцатилетние мальчики и девочки поступают во ВГИК и начинают снимать кино – это неправильно, потому что им нечего сказать. Из-за этого имеем сегодня беспомощное, непрофессиональное кино. Сейчас добиваются, чтобы второе высшее образование сделали бесплатным. Бог в помощь!

– Что у вас в планах на будущее?

– Наша студия подала проект «Осенние каникулы» в Министерство культуры, и мы попали в резерв. Деньги обещают в декабре. Ждем. Это история о любви и муках творчества. История в чем-то автобиографическая. Сценарий всем очень нравится. В планах написать сценарий для сериала. Идея уже есть. А еще у нас почти готова документальная картина «Сельский показ», которую мы снимали летом в Курской области, где существует проект «Открытый экран», суть которого в том, что «кинотеатр на колесах» ездит по селам и показывает кино на открытом воздухе, а артисты филармонии выступают перед кинопоказом. Вместе с артистами мы в течение десяти дней ездили по разным селам и снимали происходящее. В итоге получился фильм про артистов, про деревню, а главное – про прекрасных сельских зрителей, которые, несмотря ни на что, не хотят, чтобы культура уходила из села. Очень надеюсь, что эту ленту покажут по телевидению.


Политика Новая глава ЕК призвала сохранить санкции против России Новая глава ЕК призвала сохранить санкции против России

Новая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о "враждебном отношении со стороны России" и необходимости с позиции силы сохранять антироссийские санкции Запада.

В мире Зеленский заявил о готовности Киева обменять Вышинского на Сенцова Зеленский заявил о готовности Киева обменять Вышинского на Сенцова

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев готов обменять руководителя портала РИА новости Украина Кирилла Вышинского на осужденного в России за подготовку теракта Олега Сенцова.

Экономика Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля

Следующая пятница, 26 июля, может стать самым плохим днем для рубля, заявил "Российской газете" эксперт "Международного финансового центра" Владимир Рожанковский.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Ученого и богослова Павла Флоренского называли русским Леонардо да Винчи. Ученого и богослова Павла Флоренского называли русским Леонардо да Винчи.

18 –го июля в Сергиевом Посаде произошло знаменательное событие. Здесь был открыт памятник великому мыслителю и священнику Павлу Флоренскому, а также мемориальный комплекс "Всем пострадавшим за веру в Христа в годы гонений и репрессий".