19 декабря 2014, 13:51, Анатолий ЖУРИН

Банда Андропова в полной «боевой» готовности

В декабре Сценический оркестр Большого театра России отмечает свое столетие. Поводом для его рождения стало начало Первой мировой войны, когда оркестр Московского гарнизона выехал на фронт. Именно тогда дирекция театра решила создать штатный духовой оркестр. Многие знаменитые композиторы, создавая свои шедевры, рассчитывали на сценические оркестры. Они присутствуют в партитурах опер Верстовского и Серова, Чайковского и Мусоргского. Военная музыка также звучит в «Руслане и Людмиле» Глинки, музыканты-духовики органично смотрятся в качестве египетских воинов, возвещающих о победе Радамеса в «Аиде» Дж. Верди, и в свите польского короля Сигизмунда III в опере «Борис Годунов» Мусоргского.

Банда Андропова в полной «боевой» готовности Автор фото: Анатолий ЖУРИН

Вот уже более трех с половиной десятилетий этот коллектив возглавляет народный артист России Владимир АНДРОПОВ. Именно с его приходом начался творческий взлет коллектива. С ним охотно стали выступать не только солисты Большого: Тамара Синявская и Артур Эйзен, Владислав Пьявко и Владимир Маторин, Николай Басков и Ирина Самойлова, но и мастера эстрадного жанра. В канун юбилея своего коллектива Владимир Андропов дал интервью нашей газете.

– Владимир Павлович, для начала расскажите о ваших предшественниках за дирижерским пультом оркестра.

– В разные годы им руководили выдающийся трубач Петр Лямин, валторнист Сергей Госачинский, ушедший добровольцем на фронт, затем дирижеры Геннадий Рождественский, Роман Алтаев.

– Вас назначали или вы участвовали в конкурсе дирижеров?

– Это был очень серьезный конкурс, в котором помимо меня было еще 14 сильных претендентов. До самого финала у меня не было уверенности в том, что победителем стану я. Поэтому не торопился уходить с должности худрука киностудии «Беларусьфильм», куда пришел после окончания оркестрового факультета Львовской консерватории, а затем факультета оперно-симфонического дирижирования Белорусской консерватории. Возвратившись после конкурса в Минск, я вернулся к своей основной работе, как вдруг звонок из Москвы: «Вы назначены дирижером Сценического оркестра Большого театра». С тех пор и служу этому театру, возглавляя свою «банду». Только не пугайтесь этого слова. Понятие «банда», если вы обратитесь к музыкальному словарю, происходит от итальянского слова banda – так называют ансамбль, состоящий из духовых и ударных инструментов, коим и является наш оркестр. Поэтому, если услышите «банда» Андропова, поверьте на слово, это уникальное сообщество более трех десятков ярких индивидуальностей, высокопрофессиональных музыкантов.
В нашем репертуаре множество замечательных произведений классической и современной музыки. Мы с большим успехом выступаем в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Кремлевского дворца. Есть записи, сделанные на радио, телевидении, грампластинках.

– На каких инструментах играют ваши музыканты?

– По традиции – на духовых, есть и старинные, которым более ста лет. К примеру, в спектаклях Мусоргского «Хованщина» и Римского-Корсакова «Млада», «Руслан и Людмила» Глинки музыканты играют на натуральных горнах – «рогах», что не такая уж простая задача. Она требует владения техникой исполнения мастеров роговых оркестров еще петровских времен. Стоит упоминуть и редчайшие инструменты типа фанфар – египетских труб, бас-труб, вагнеровских туб, ударных инструментов, колоколов и даже губных гармошек. Был у нас в свое время и редчайший инструмент эуфониум – что в переводе на русский означает «священное звучание».

В родном театре мне довелось в качестве дирижера освоить обширный оперно-балетный репертуар, включающий оперы Чайковского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди, Пуччини. Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Здесь я поставил оперу «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балеты «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского и «Пассакалия» на музыку А. фон Веберна. Пять лет назад я также согласился возглавить Национальный оркестр русских народных инструментов имени Осипова, отмечающий ныне свое 95-летие.

– С каким настроением встречаете столетний юбилей оркестра?

– С рабочим. Режиссеры все чаще задействуют нас в качестве неотъемлемого колорита сценического действия. Только за последние сезоны коллектив в полном составе и по группам привлекался к участию во всех масштабных премьерах. Это: «Орлеанская дева» и «Риголетто», «История Кая и Герды», «Укрощение строптивой» и «Дон Карлос», «Руслан и Людмила» и «Кавалер роз». Так что юбилей встречаем в полной боевой готовности…

– …и под звук египетских фанфар?

– А разве столетие – не повод для фанфар?..


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.