19 декабря 2014, 13:51, Анатолий ЖУРИН

Банда Андропова в полной «боевой» готовности

В декабре Сценический оркестр Большого театра России отмечает свое столетие. Поводом для его рождения стало начало Первой мировой войны, когда оркестр Московского гарнизона выехал на фронт. Именно тогда дирекция театра решила создать штатный духовой оркестр. Многие знаменитые композиторы, создавая свои шедевры, рассчитывали на сценические оркестры. Они присутствуют в партитурах опер Верстовского и Серова, Чайковского и Мусоргского. Военная музыка также звучит в «Руслане и Людмиле» Глинки, музыканты-духовики органично смотрятся в качестве египетских воинов, возвещающих о победе Радамеса в «Аиде» Дж. Верди, и в свите польского короля Сигизмунда III в опере «Борис Годунов» Мусоргского.

Банда Андропова в полной «боевой» готовности Автор фото: Анатолий ЖУРИН

Вот уже более трех с половиной десятилетий этот коллектив возглавляет народный артист России Владимир АНДРОПОВ. Именно с его приходом начался творческий взлет коллектива. С ним охотно стали выступать не только солисты Большого: Тамара Синявская и Артур Эйзен, Владислав Пьявко и Владимир Маторин, Николай Басков и Ирина Самойлова, но и мастера эстрадного жанра. В канун юбилея своего коллектива Владимир Андропов дал интервью нашей газете.

– Владимир Павлович, для начала расскажите о ваших предшественниках за дирижерским пультом оркестра.

– В разные годы им руководили выдающийся трубач Петр Лямин, валторнист Сергей Госачинский, ушедший добровольцем на фронт, затем дирижеры Геннадий Рождественский, Роман Алтаев.

– Вас назначали или вы участвовали в конкурсе дирижеров?

– Это был очень серьезный конкурс, в котором помимо меня было еще 14 сильных претендентов. До самого финала у меня не было уверенности в том, что победителем стану я. Поэтому не торопился уходить с должности худрука киностудии «Беларусьфильм», куда пришел после окончания оркестрового факультета Львовской консерватории, а затем факультета оперно-симфонического дирижирования Белорусской консерватории. Возвратившись после конкурса в Минск, я вернулся к своей основной работе, как вдруг звонок из Москвы: «Вы назначены дирижером Сценического оркестра Большого театра». С тех пор и служу этому театру, возглавляя свою «банду». Только не пугайтесь этого слова. Понятие «банда», если вы обратитесь к музыкальному словарю, происходит от итальянского слова banda – так называют ансамбль, состоящий из духовых и ударных инструментов, коим и является наш оркестр. Поэтому, если услышите «банда» Андропова, поверьте на слово, это уникальное сообщество более трех десятков ярких индивидуальностей, высокопрофессиональных музыкантов.
В нашем репертуаре множество замечательных произведений классической и современной музыки. Мы с большим успехом выступаем в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Кремлевского дворца. Есть записи, сделанные на радио, телевидении, грампластинках.

– На каких инструментах играют ваши музыканты?

– По традиции – на духовых, есть и старинные, которым более ста лет. К примеру, в спектаклях Мусоргского «Хованщина» и Римского-Корсакова «Млада», «Руслан и Людмила» Глинки музыканты играют на натуральных горнах – «рогах», что не такая уж простая задача. Она требует владения техникой исполнения мастеров роговых оркестров еще петровских времен. Стоит упоминуть и редчайшие инструменты типа фанфар – египетских труб, бас-труб, вагнеровских туб, ударных инструментов, колоколов и даже губных гармошек. Был у нас в свое время и редчайший инструмент эуфониум – что в переводе на русский означает «священное звучание».

В родном театре мне довелось в качестве дирижера освоить обширный оперно-балетный репертуар, включающий оперы Чайковского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди, Пуччини. Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Здесь я поставил оперу «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балеты «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского и «Пассакалия» на музыку А. фон Веберна. Пять лет назад я также согласился возглавить Национальный оркестр русских народных инструментов имени Осипова, отмечающий ныне свое 95-летие.

– С каким настроением встречаете столетний юбилей оркестра?

– С рабочим. Режиссеры все чаще задействуют нас в качестве неотъемлемого колорита сценического действия. Только за последние сезоны коллектив в полном составе и по группам привлекался к участию во всех масштабных премьерах. Это: «Орлеанская дева» и «Риголетто», «История Кая и Герды», «Укрощение строптивой» и «Дон Карлос», «Руслан и Людмила» и «Кавалер роз». Так что юбилей встречаем в полной боевой готовности…

– …и под звук египетских фанфар?

– А разве столетие – не повод для фанфар?..


Политика В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном

СМИ не могут располагать точными данными о содержании беседы Владимира Путина с французским лидером Эммануэлем Макроном, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

В мире Евросоюз отказался признать Лукашенко легитимным президентом Белоруссии Евросоюз отказался признать Лукашенко легитимным президентом Белоруссии

Инаугурация Александра Лукашенко лишена демократической легитимности и ведет к углублению кризиса в Белоруссии, говорится в заявлении главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура День Сергея Бондарчука на телеканале "Россия – Культура" День Сергея Бондарчука на телеканале "Россия – Культура"

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920 – 1994), замечательного актёра и режиссёра, творчество которого составляет целую эпоху в отечественном кинематографе. Телеканал "Россия К" представляет своим зрителям два фильма – "Овод" (1980) и "Отелло" (1955), в которых он занят как актёр, а также его последнюю режиссёрскую работу, которая вышла на экраны при жизни мастера – двухсерийную картину "Борис Годунов" (1986), где Сергей Бондарчук выступает в обеих с

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.