20 декабря 2014, 11:51, Любовь ЛЕБЕДИНА

Будущее художественного лицея в руках Минкульта

На днях московскому академическому художественному лицею при Российской академии художеств исполнилось 75 лет. На большое торжество собрались выпускники разных поколений, от седобородых старцев до молодых мастеров. В трех просторных залах были выставлены картины учебного периода разных годов, и не совсем верилось, что их писали дети. Здесь и по сей день учатся вундеркинды, иногда наследники художественных династий, иногда самородки из дальних провинций.

Будущее художественного лицея в руках Минкульта

И, конечно же, царит особая, деловая атмосфера, потому что, как известно, художники не любят болтать языком, так как в основном работают руками, телепатируют зрачками глаз, вырабатывая особое чутье на цвет, форму, бесконечную линию. «Тут сосредоточен уникальный кладезь человеческого материала, которому может позавидовать любой научно-исследовательский институт», – сказал директор лицея Николай Николаевич Кузнецов. Нам удалось выловить в плотном кольце гостей двух педагогов этого лицея и расспросить о житье-бытье, а также, что их ждет в будущем.

Петросян Константин Лазаревич, руководитель скульптурного отделения.

– Как давно существует ваше отделение?

– Почти с моего прихода сюда, то есть 1971 года. Раньше на это отделение брали ребят старшего возраста, с 7–8-го классов, поскольку способности в этой области проявляются позже, чем в живописи. На днях нам сменили учредителя, и мы перешли под юрисдикцию Министерства культуры.

– Наверное, с экономической точки зрения он вам более выгоден?

– Не думаю. Дело в том, что в настоящее время Академия художеств не может быть учредителем государственного учреждения, как это было в 1992 году, когда наш лицей вывели из подчинения Минкульта и передали Академии художеств, подчиненной правительству.

– Неужели можно определить способность ребенка к такому сложному виду искусства, как скульптура?

– Можно, по глазам. Если глаза горят, то все сбудется. Конечно, они приносят свои рисунки, а способности развиваются уже в процессе учебы. Но при этом не надо путать одаренность к творчеству и одаренность к учебе. Ребенок может хорошо учиться, все схватывать на лету, но это не всегда означает, что у него есть дар. Вот такая – закавыка и здесь нельзя ошибаться, ведь речь идет о судьбе.

– Скажите, сегодня скульптура востребована в России, или она осталась в ХVIII – XIХ веках?

– Это искусство стало менее востребовано до 1991 года в силу идеологических причин. Так как государство было основным заказчиком. Сейчас ситуация изменилась. Появилась городская скульптура, взять хотя бы памятник Никулину у Цирка на Цветном бульваре. Появились частные заказы от новых русских, от субъектов Федерации.

– Ваша профессия принадлежит к разряду свободных художников, и в смысле материального существования не предсказуема. Ребята готовы к такой суровой жизни?

– Не забывайте, после окончания нашего лицея дети должны получить высшее образование, чтобы считаться настоящими профессионалами. Почти 90 процентов наших выпускников поступают в Суриковский институт, где скульптуру преподают большие мастера: Рукавишников и Переяславец. А мы в первую очередь развиваем чувства, помогаем их накоплению.

– Обучение у вас бесплатное?

– Да. В давние годы у нас был статус всесоюзного лицея, поэтому к нам приезжали дети со всего Союза и жили в интернате. Сейчас там обитают в основном ребятки из Московской области, и интернат заполнен наполовину, потому что родители из дальних регионов не могут себе этого позволить в материальном плане. К сожалению, у нас отсутствуют олимпиады, опять же из-за денег, которые должны способствовать выявлению талантливых детей.

– Неужели у вас нет спонсоров?

– Это вопрос не ко мне… В основном меценатами выступают родители, кто-то помогает отремонтировать электропроводку, кто-то косметический ремонт в классе сделать… Ведь ни для кого не секрет, что меценаты опасаются связываться с государственными учреждениями, даже если в них учатся дети. Когда я был директором лицея, то минимум художественных материалов: краски, полотна приобретались за счет школы. Сейчас это легло на плечи родителей. У нас даже стипендии были, но потом они куда-то уплыли…

– Но оклады у педагогов по художественным дисциплинам приличные?

– В среднем, 20 тысяч в месяц и почти целый день в лицее. Из-за этого многие уходят, держатся только истинные подвижники, которым не безразлично искусство будущей России.

– Наверное, именно такие люди помогли сохранить вашу школу во время Великой Отечественной войны?

– В начале войны она была эвакуирована в село Воскресенское в Башкирию, где сейчас функционирует музей и сохранились рисунки учеников той поры. С 50-го года наша школа находилась в Лаврушенском переулке, напротив старой Третьяковки. Выделили это здание потому, что к нам пришла учиться внучка Сталина. А нынешнее здание нам построили благодаря внуку Гришина.

– Ходили слухи, что это здание у вас собираются отобрать?

– Слухи возникли в связи с ликвидацией Дома художника, который находится рядом с нами, и строительством архитектурного ансамбля «Апельсин» по инициативе мадам Батуриной. Ну а поскольку ее мужа – мэра Юрия Лужкова – сняли, то идея заглохла. Только не знаю – надолго ли? Однажды мне сказали: если ваше здание находится в центре Москвы, вы никогда не сможете спасть спокойно.

Елизаров Виктор Сергеевич, руководитель художественного отделения.

– Я в этом лицее преподаю 25 лет. Меня друг сюда притащил Николай Коротков. Раньше я состоял в свободных художниках и продавал свои картины на раз, даже не успевал писать. Первые годы даже за зарплатой не приходил, не то что сейчас, когда спрос на русскую живопись у иностранцев упал.

– Выходит, с открытием «железного занавеса» – открылся и интерес к художникам России?

– Именно так. Ведь в нашей художественной школе слились воедино три европейские школы: итальянская, французская, немецкая, и все это обросло русскими традициями, хранителями которых мы сейчас являемся. Недавно я разговаривал со своей ученицей, которая после нашего лицея поступила в Римскую художественную академию. Так не поверите: все ходят вокруг нее и удивляются, где она так хорошо научилась рисовать...

Мы давно мечтали, чтобы нашим учредителем наконец-то стало Министерство культуры РФ, потому что Художественная академия не справлялась со своими обязанностями. Сейчас самое главное, чтобы новый учредитель взял нас такими, какими есть, а не такими, какими должны быть. Прежний министр тоже приезжал к нам, наобещал с три короба и уехал. Управленцы должны поговорить с нами, понять наши проблемы. Ведь только представьте, в школе 10 лет не было ремонта. И потом, как нас теперь будут аттестовать? Они могут прийти со своим директором, который станет все подчищать, и произойдут необратимые болезненные процессы, от которых можно будет умереть.

Мы храним наш лицей, и сейчас он держится только благодаря учителям поколения 80-х годов. Молодежь сюда не затащить, как только узнают, какая зарплата, ту же «ноги делают». Да что там говорить: вон сейчас мастерские художников облагают непомерным налогом, считают их чуть ли не предпринимателями. А настоящие предприниматели, вместо того чтобы картину купить, – приобретут три компьютера или в ресторане пропьют. Сейчас для художников наступило трудное время, время необразованных хамов в дорогих пиджаках. Хотя и это пройдет. Вот дед Третьякова воровал баржи с зерном на Волге, а его внук получил хорошее образование и понял, что лучше всего деньги вкладывать в изобразительное искусство, и после себя оставил память на века.

Наша школа академическая, и мы учим детей рисовать с натуры. И что бы там ни говорили на Западе, будто мы отстали, но на лотах «первую скрипку» играют русские передвижники. Ведь зарубежье не заинтересовано в нашем развитии, хотят кое-что почикать и превратить в колонию. И мы, художники, тоже на этом операционном столе. Они хотели, чтобы мы сдохли, а мы выживаем, и будем жить.


Политика США пригрозили Китаю санкциями из-за Гонконга США пригрозили Китаю санкциями из-за Гонконга

США могут ввести санкции против Китая из-за законопроекта о национальной безопасности, сообщил в интервью телеканалу NBC советник американского президента по национальной безопасности Роберт О'Брайен.

В мире СМИ: все союзники по НАТО призвали США не выходить из ДОН СМИ: все союзники по НАТО призвали США не выходить из ДОН

Все союзники по НАТО на срочном совещании послов призвали США не выходить из Договора по открытому небу, сообщило Афинское агентство новостей АМНА со ссылкой на дипломатический источник.


Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.