24 декабря 2014, 13:30, Елена Ларина

"Вишневый сад" спустя 20 лет

«Вишневый сад»  в постановке Льва Додина завершил десятый Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского». Исполнители главных ролей в этом спектакле Данила Козловский (Лопахин) и Елизавета Боярская (Варя) стали лауреатами премии Станиславского.

"Вишневый сад"  спустя 20 лет

Худрук прославленной петербургской труппы театра Европы обратился к «Вишневому саду» во второй раз, через двадцать лет после первой постановки.  «Время было другое, мы были наивнее, – говорит Лев Абрамович. – Что мы понимали 22 года назад о деньгах? У нас их не было, и мы считали, что их не будет никогда. Мы были юными оптимистами, по сравнению с сегодняшним днем. И только сейчас понимаем, сколько мы теряем в каждую новую эпоху! Люди борются  друг с другом, и в результате  понимаешь, что победивших нет, какая-то сила сметает всех».

Действительно, за эти 20 лет  и страна пережила уже несколько эпох, и сам Лев Додин поставил много разных, подчас совершенно неожиданных спектаклей.

«Чехов такой автор, которому, как это ни банально, поверяешь жизнь, – продолжает размышлять режиссер. – Я вдруг ощутил, что эта пьеса, может быть, одна из самых исторических пьес, в которой описан конкретный момент в судьбе России, в судьбе мира. Это диалог и с Чеховым, и со временем, и с самим собой, и, конечно, с артистами, которые всегда являются моими соавторами». Соавторами режиссера в новом спектакле стала блистательная команда актеров.  Ксения Раппопорт в роли Раневской – изысканная, с утонченным вкусом, эмоционально неустойчивая. «Я ей завидую, – говорит актриса о своей героине. – Потому что в ней, как мне кажется, есть невероятная человеческая свобода, редкая на сегодняшний день. Свобода, которую нельзя воспитать, она врожденная». Варя, ее приемная дочь, в исполнении Елизаветы Боярской  натура сильная, жертвенная, бесконечно любящая Лопахина. Да и Лопахин (Данила Козловский) испытывает к ней явно нежные чувства, но между ними невидимая стена, которую все чувствуют, но никак не могут преодолеть. К тому же рядом с ними вдруг оказывается  ослепительная(??) Раневская – безответственная, «порочная», по словам ее брата, но (??_)ослепительная! Поэтому, когда за Варю просит Раневская, Лопахин уступает, а когда оказывается наедине с Варей, тут же образуется пропасть, которую не перешагнуть, невидимая между ними. 

      Неуловимые оттенки чувств, надежд, воспоминаний прошлого, обрывки нежности, радости, безмятежности и горя связывают обитателей этой усадьбы. Она дорога им всем – и старому Фирсу, который добровольно остался служить господам, когда объявили волю для крепостных крестьян. И Лопахину, отец и дед которого были в этом доме рабами. Не случайно он пытается спасти разорившееся имение своих бывших хозяев. Устраивает презентацию своего «гениального» проекта спасения дома для Раневской и ее  непрактичного и высокопарного в монологах брата Гаева (Игорь Черневич). Но эти господа не слышат, не хотят слышать. Они морщатся от самой идеи вырубить вишневый сад, равного которому нет во всем уезде.  Лопахин в ужасе от их неадекватности, а они в ужасе от Лопахина, который совершенно не чувствует космической красоты. Вот она пропасть притяжения и отталкивания одновременно. И, в конце концов, Лопахин сам покупает это имение за большие деньги. Зачем? Может, потому, что сам боится потерять дом, с которым связаны воспоминания тяжелого, но наполненного мечтами детства? И вот он хозяин. Но господа почему-то не спешат признать в нем равного, наоборот, невидимая стена вырастает еще выше. И уже нескрываемая злость друг к другу. Отчаянные попытки Вари и Лопахина преодолеть эту преграду, решившись на близость. Все напрасно, какое-то тотальное одиночество, затерянное во времени, с надеждами на новую жизнь, одиночество, которое обнажает забытый  в пустом доме Фирс. Он идет в сад, и вдруг  упирается в глухой забор. На нем видеопроекции всех персонажей пьесы в белом нательном белье.  Впереди революция, и вряд ли кто-то из них выживет в водовороте насилия.

     В этой постановке Лев Додин попытался уйти от театральности в сторону жизни. Вместе с художником Александром Боровским он фактически перенес действие в зрительный зал, превратив его в гостиную. Двери  в зал заменили на прозрачные со стеклами. В проходе бильярд, кинопроектор, лестница. Вместо первых трех рядов кресел – диван, шкаф, стол, пианино. А на сцене лишь небольшая полоса авансцены, отделенная от коробки сцены большим экраном. На этом экране Лопахин показывает фильм, снятый им когда-то в молодости. По экрану скользят молодая Раневская, ее покойный сын, качели, маленькая Аня. Сказка среди белоснежного вишневого сада, дороже которой ни у кого из обитателей этого дома нет.

     Чтобы стало понятно, почему этот вишневый сад стал стеной непонимания между Лопахиным и семьей Раневской, режиссер отправился в Европу. Там, в небольшой деревушке под Гамбургом еще существует старый вишневый сад, деревья которого достигают 7–9 метров. Это уникальный сад во всей Европе, а может, и в мире. «На каждом новом витке, – говорит режиссер, – всегда хочется  какой-то новой правды, истинности. Мы на Чехова смотрим немного со стороны, как на классика, которого мы или ломаем, или ему верны. А вот если он среди нас, мы среди него». Правды ради, должна признаться, что довольно большой зал Художественного театра не показался обжитой усадьбой. Родной театр в Питере меньше и уютнее и, конечно, более пригоден для такого сценического решения. Но замысел настолько точен, что гастрольных проблем  не хочется замечать.

Премия Станиславского досталась лучшим

Политика В Польше призвали ввести санкции против России из-за событий в Белоруссии В Польше призвали ввести санкции против России из-за событий в Белоруссии

Санкции за события в Белоруссии, где несколько дней после президентских выборов продолжались протесты, надо ввести против России, считает депутат Европейского парламента от Польши Яцек Сариуш-Вольский.

Экономика Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей

Прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года предлагается установить на уровне 11 468 рублей, следует из документа Минтруда, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.


Культура Валерий Фокин возвращается в кино Валерий Фокин возвращается в кино

После почти двадцатилетней паузы в кинематографе, режиссёр Валерий Фокин приступил к съёмкам фантастической драмы-триллера "Петрополис" по мотивам повести своего сына – Кирилла Фокина – "Огонь", изданной в 2016 году.