24 декабря 2014, 13:30, Елена Ларина

"Вишневый сад" спустя 20 лет

«Вишневый сад»  в постановке Льва Додина завершил десятый Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского». Исполнители главных ролей в этом спектакле Данила Козловский (Лопахин) и Елизавета Боярская (Варя) стали лауреатами премии Станиславского.

"Вишневый сад"  спустя 20 лет

Худрук прославленной петербургской труппы театра Европы обратился к «Вишневому саду» во второй раз, через двадцать лет после первой постановки.  «Время было другое, мы были наивнее, – говорит Лев Абрамович. – Что мы понимали 22 года назад о деньгах? У нас их не было, и мы считали, что их не будет никогда. Мы были юными оптимистами, по сравнению с сегодняшним днем. И только сейчас понимаем, сколько мы теряем в каждую новую эпоху! Люди борются  друг с другом, и в результате  понимаешь, что победивших нет, какая-то сила сметает всех».

Действительно, за эти 20 лет  и страна пережила уже несколько эпох, и сам Лев Додин поставил много разных, подчас совершенно неожиданных спектаклей.

«Чехов такой автор, которому, как это ни банально, поверяешь жизнь, – продолжает размышлять режиссер. – Я вдруг ощутил, что эта пьеса, может быть, одна из самых исторических пьес, в которой описан конкретный момент в судьбе России, в судьбе мира. Это диалог и с Чеховым, и со временем, и с самим собой, и, конечно, с артистами, которые всегда являются моими соавторами». Соавторами режиссера в новом спектакле стала блистательная команда актеров.  Ксения Раппопорт в роли Раневской – изысканная, с утонченным вкусом, эмоционально неустойчивая. «Я ей завидую, – говорит актриса о своей героине. – Потому что в ней, как мне кажется, есть невероятная человеческая свобода, редкая на сегодняшний день. Свобода, которую нельзя воспитать, она врожденная». Варя, ее приемная дочь, в исполнении Елизаветы Боярской  натура сильная, жертвенная, бесконечно любящая Лопахина. Да и Лопахин (Данила Козловский) испытывает к ней явно нежные чувства, но между ними невидимая стена, которую все чувствуют, но никак не могут преодолеть. К тому же рядом с ними вдруг оказывается  ослепительная(??) Раневская – безответственная, «порочная», по словам ее брата, но (??_)ослепительная! Поэтому, когда за Варю просит Раневская, Лопахин уступает, а когда оказывается наедине с Варей, тут же образуется пропасть, которую не перешагнуть, невидимая между ними. 

      Неуловимые оттенки чувств, надежд, воспоминаний прошлого, обрывки нежности, радости, безмятежности и горя связывают обитателей этой усадьбы. Она дорога им всем – и старому Фирсу, который добровольно остался служить господам, когда объявили волю для крепостных крестьян. И Лопахину, отец и дед которого были в этом доме рабами. Не случайно он пытается спасти разорившееся имение своих бывших хозяев. Устраивает презентацию своего «гениального» проекта спасения дома для Раневской и ее  непрактичного и высокопарного в монологах брата Гаева (Игорь Черневич). Но эти господа не слышат, не хотят слышать. Они морщатся от самой идеи вырубить вишневый сад, равного которому нет во всем уезде.  Лопахин в ужасе от их неадекватности, а они в ужасе от Лопахина, который совершенно не чувствует космической красоты. Вот она пропасть притяжения и отталкивания одновременно. И, в конце концов, Лопахин сам покупает это имение за большие деньги. Зачем? Может, потому, что сам боится потерять дом, с которым связаны воспоминания тяжелого, но наполненного мечтами детства? И вот он хозяин. Но господа почему-то не спешат признать в нем равного, наоборот, невидимая стена вырастает еще выше. И уже нескрываемая злость друг к другу. Отчаянные попытки Вари и Лопахина преодолеть эту преграду, решившись на близость. Все напрасно, какое-то тотальное одиночество, затерянное во времени, с надеждами на новую жизнь, одиночество, которое обнажает забытый  в пустом доме Фирс. Он идет в сад, и вдруг  упирается в глухой забор. На нем видеопроекции всех персонажей пьесы в белом нательном белье.  Впереди революция, и вряд ли кто-то из них выживет в водовороте насилия.

     В этой постановке Лев Додин попытался уйти от театральности в сторону жизни. Вместе с художником Александром Боровским он фактически перенес действие в зрительный зал, превратив его в гостиную. Двери  в зал заменили на прозрачные со стеклами. В проходе бильярд, кинопроектор, лестница. Вместо первых трех рядов кресел – диван, шкаф, стол, пианино. А на сцене лишь небольшая полоса авансцены, отделенная от коробки сцены большим экраном. На этом экране Лопахин показывает фильм, снятый им когда-то в молодости. По экрану скользят молодая Раневская, ее покойный сын, качели, маленькая Аня. Сказка среди белоснежного вишневого сада, дороже которой ни у кого из обитателей этого дома нет.

     Чтобы стало понятно, почему этот вишневый сад стал стеной непонимания между Лопахиным и семьей Раневской, режиссер отправился в Европу. Там, в небольшой деревушке под Гамбургом еще существует старый вишневый сад, деревья которого достигают 7–9 метров. Это уникальный сад во всей Европе, а может, и в мире. «На каждом новом витке, – говорит режиссер, – всегда хочется  какой-то новой правды, истинности. Мы на Чехова смотрим немного со стороны, как на классика, которого мы или ломаем, или ему верны. А вот если он среди нас, мы среди него». Правды ради, должна признаться, что довольно большой зал Художественного театра не показался обжитой усадьбой. Родной театр в Питере меньше и уютнее и, конечно, более пригоден для такого сценического решения. Но замысел настолько точен, что гастрольных проблем  не хочется замечать.

Премия Станиславского досталась лучшим

Политика Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки Путин назначил Владимира Солодова врио губернатора Камчатки

Президент Владимир Путин назначил Владимира Солодова, занимавшего должность председателя правительства Якутии, временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.

В мире Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу Эр-Рияд опроверг заявления о желании подорвать сланцевую нефтедобычу

Заявления о желании Саудовской Аравии покончить с производителями сланцевой нефти неверны, Эр-Рияд добивался сокращения нефтедобычи и достижения баланса рынка, заявил глава МИД королевства принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"
Продюсерская компания M-productions представляет клип "РОЗОВЫЙ АЙФОН"

Популярный российский композитор Денис Ковальский и певица PAVLA уже не в первый раз выступают в творческом тандеме. Их совместные работы "Разбей телефон" и "Беззаветная любовь" в свое время завоевали сердца слушателей и заняли верхние строчки хит-парадов. На сей раз ребята приготовили запоминающийся с первых нот трек "РОЗОВЫЙ АЙФОН"! Трек, рождённый взорвать весенние чарты и выстрелить в самое яблочко!

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.