29 декабря 2014, 07:20, Михаил Садчиков, Татьяна Мироненко

Олег Басилашвили собрал средства для онкобольных детей

Накануне Нового года, заснеженным вечером, петербургский Концертный зал у Финляндского вокзала распахнул двери для творческого вечера народного артиста СССР Олега Басилашвили.

Олег Басилашвили собрал средства для онкобольных детей Автор фото: Михаил Садчиков, Татьяна Мироненко

Недавно отметивший свое 80-летие Олег Валерианович часто выходит а сцену родного Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова в спектаклях «Дядюшкин сон», "Копенгаген", "Квартет", "Лето одного года", участвует в проекте Театра Антона Чехова «Школа дураков», вместе со своей постоянной партнершей Алисой Фрейндлих гастролирует по разным странам, а вот с творческими вечерами выступает крайне редко. Некоторые театралы даже говорили, что это вообще первый творческий вечер артиста и утверждали, что Басилашвили несколько раз отменял подобные проекты по разным причинам. Однако в разговоре с нашим корреспондентом Олег Валерианович уточнил: «Такие вечера были, отмен не припоминаю, но однажды случился перенос - из-за болезни».


Ожидание петербуржцев и гостей города в этот декабрьский раз оправдались: ровно в семь вечера любимец публики шагнул на сцену, и переполненный зал взорвался аплодисментами. В неторопливой, непринужденной, можно сказать, дружеской манере, большой мастер рассказал о встречах с теми, чьи имена сегодня стали легендами – о Георгии Товстоногове, Эльдаре Рязанове, Людмиле Гурченко, Георгии Данелия, Марии Нееловой, Наталье Гундаревой и других своих замечательных коллегах. Время от времени актер подчеркнуто вежливо просил некоего «уважаемого Павла» показать на киноэкране тот или иной фрагмент из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Небеса обетованные», «Ликвидация», «Мастер и Маргарита», и подборка киноролей впечатляла: "Смотрю и сам думаю: какие же разные роли и характеры!" - без малейшего позерства прокомментировал Олег Валерианович. Он прочитал стихи разных авторов, чаще всего цитируя Пушкина, Маяковского, Евтушенко, а затем, коротко, в темпе блиц ответил на вопросы. Все действие заняло два часа, но зрителя были довольны, понимая, что присутствуют при событии уникальном, ловили каждое слово мастера. Тем, кто ждал каких-то сенсаций или откровений в стиле желтой прессы, в этот раз не повезло, потому что юбиляра волновали совершенно другие вопросы.

Наши корреспонденты собрали букет самых интересных высказываний Олега Валериановича.

- Меня, как артиста, привлекают разноплановые роли. Наверное, меня к этому приучил Георгий Александрович Товстоногов. Когда мы с ним работали и жили в одном времени, то не отдавали себе отчет: какой крупности театральный деятель творит с нами. И только сейчас, сталкиваясь со многими современными режиссерами, мы понимаем, кем он был. Он стягивал нас всех, умел находить в каждом какие-то новые черты.

После роли Андрея Прозорова в спектакле «Три сестры», после моего Хлестакова в "Ревизоре" Товстоногов неожиданно предложил мне в «Энергичных людях» сыграть полного идиота-алкоголика, человека с простым лицом. У Шукшина так и написано: «Человек с простым лицо, или попросту: простой человек». Я пришел главному режиссеру: "У меня и так 28 спектаклей в месяц... Георгий Александрович, понимаете, если посмотреть на меня, то никак нельзя сказать, что я выбрался из деревни или еще откуда-то. Обо мне можно сказать: недобитая белая гнида, проклятый вонючий интеллигент, но никак не человек с простым лицом, не деревенский человек». Но я сыграл эту роль, она стала одной из самых любимых: играя простака, я дурака валял, даже говорил на псевдорусском языке. Произносил, например, фразу: «Не потопаешь - не полопаешь». А на одном спектакле вырвалась такая фраза: «Не потопаш, не полопаш. Эх, жизнё!» 


И в кино я пытался быть не только самим собой, а это очень легко, наблюдая сегодняшних «сериальных» артистов. Многие из них повторяются из фильма в фильм, а то и одновременно: по одному каналу видим знакомое лицо, по второму, по третьему... И всюду актер одинаков, хотя здесь он - убийца, там - прокурор, тут – жертва, и так далее. А мне хотелось быть всяческим... И вот такую роль мне предложил режиссер Сергей Урсуляк в сериале «Ликвидация», где я попытался быть совсем другим. Сыграл старика, слепого эзотерика–экстрасенса, который чувствует и видит то, что не видят обычные люди.

...Какие спектакли я рекомендую посмотреть в нашем Большом драматическом театре? Во-первых, без моего участия, идет замечательный, по-моему, спектакль на малой сцене, в театре на Каменном острове – «Калека с острова Иишма», поставленный режиссером Андреем Прикотенко. А из того, что я играю, посмотрите два спектакля: «Лето одного года» по пьесе Томпсона. Был такой фильм, а мы сделали из этой картины пьесу о двух старых людях, вернее, об одном – Нормане Тэйере, человеке на излете жизни, который начинает болеть болезнью альцгеймера. Он отлично это понимает, он одинок, и что такое для него - жизнь? Жена, дети, внуки и так далее. Трагическое восприятие жизни… Этот спектакль мне очень дорог.

И еще один спектакль – «Дядюшкин сон», по Достоевскому. История совершенно выжившего из ума князя К., который потерял и разум, и память. Он объяснился в любви, а потом говорил, что делал это во сне, и так далее. Вроде как комедийно-фарсовый образ, но за этой фарсовой оболочкой мне хотелось показать, что даже такой чудак, выживший из ума, требует уважения и сочувствия. Любой человек требует уважения, сочувствия и внимания.

...Я объездил весь земной шар вместе с коллективом БДТ. Об этом нигде не писали, но при советской власти мы объездили весь мир: от Японии – до Соединенных Штатов, и имели неизменный успех. Показывали спектакли «Мещане», «Дядя Ваня» и «История лошади», так что я, благодаря театру, увидел весь мир, кроме Австралии и Южной Африки.

Мы на всех престижных фестивалях побывали, и нигде об этом не писали. Получали по шесть долларов в день – вот какие деньги потрясающие! В поездку загружали колбасой свои чемоданы, которую в советское время совершенно невозможно было достать, но по блату доставали две-три палки копченой на два месяца, десять-пятнадцать банок говядины с чесноком, а также "суп-письмо", как говорил наш актер Миша Данилов, то есть концентрат макарон по-флотски и чего-то еще. Тащили с собой плитки, кастрюли, картошку. Приезжали со всем этим скарбом в ту же Японию, и когда бедные маленькие японцы с узкими глазами поднимали наши чемоданы, их глаза округлялись.

...Когда меня спрашивают, как в нашем безумном мире душу сохранить, я отвечаю, что это не меня надо спрашивать, а у церкви, у Иисуса Христа. Я не смогу дать ответ, тем более, что я не такой уж правильный... Знаю только, что настали трудные времена, и многие мои товарищи – Эльдар Рязанов, Женя Евтушенко, Георгий Данелия сейчас болеют, да и у меня здоровье не идеальное. Но ничего, мы держимся!

...По ходу вечера Олег Валерианович дважды объявил со сцены: «Сегодня в фойе концертного зала проходит акция благотворительного фонда AdVita. Фонд помогает онкобольным детям, которые лечатся в пяти больницах Петербурга. Дети и их родители буду очень благодарны всем, кто примет участие в акции". Зрители не остались безучастны, и в итоге удалось собрать 31 тысячу рублей.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.