30 декабря 2014, 12:00, Антонина КРЮКОВА

Хичкок на нашем телевидении отдыхает

Весь уходящий телевизионный год зрители федеральных каналов были вынуждены жить на Украине, возвращаясь в собственную страну лишь затем, чтобы порыдать над несчастными судьбами сериальных героинь. Хотя начинался 2014-й с поистине грандиозного события – Олимпийских игр, сплотивших нацию, блистательное открытие и закрытие которых, победы наших спортсменов вызвали гордость за Россию, наконец-то «вставшую с колен», как принято говорить сегодня.

 

Хичкок на нашем телевидении отдыхает

Это глупое словосочетание –  кто и когда поставил Россию на колени? – как  правило, звучит из уст сытых депутатов и чиновников, политиков и руководителей всяческих аналитических центров, которым в стране несть числа.  Именно этих персонажей, появляющихся на экране с видом мыслителей, решающих судьбы мира, мы наблюдаем каждый день по телевизору. Однако стремительное развитие украинских событий и введение санкций странами ЕС против России полностью поменяло телевизионную «картинку». Не ограничиваясь допустимым хронометражем, на канале «Россия 1» вне расписания начал выходить «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»,  в котором от самодовольства  ведущего становится просто неловко. В столь же безразмерные превратились «Вести недели» с победоносным Дмитрием Киселевым. От них не отстают Петр Толстой и Александр Гордон со своей «Политикой» на Первом канале. К ним вдобавок и «проклятых империалистов» стали обсуждать на ТВЦ в программе «Право голоса», а тут еще на НТВ появился «Список Норкина», где разговор идет все о том же. И это в придачу к бесконечным выпускам новостей и итоговым передачам, где показывают такие ужасы, что Хичкок отдыхает.           Создается впечатление, что никакой жизни, кроме как у наших восставших соседей, на свете уже нет, и неудивительно, если людям по ночам будут сниться распятые славянские мальчики. Программы заявлены как разговорные шоу, дискуссиями их не назовешь, потому что этот жанр подразумевает разные точки зрения или хотя бы две противоположные, здесь же в поисках внутренних и внешних врагов все дудят в одну дуду, умудряясь демонстрировать по отношению к собеседникам такую степень агрессии, переходящей в ненависть, что даже оторопь берет. Обыкновенной человеческой культуры общения им явно не хватает.

       Как тут не вспомнить того же Майкла Бома, американского журналиста в этих шоу, который ни разу не был выслушан до конца. Или недавний эфир «Политики», когда Александр Гордон, пылая от ненависти, с криком набросился на украинского депутата от Одессы, чтобы тот замолчал и больше слова не вымолвил. Вот так весь год  и проговорили,  только сейчас заметив, что наступил сокрушительный кризис, что проблем стало больше и их надо как-то решать.

        Оглядываясь на завершающийся год, надо признать, что новых проектов за этот период на телевидении появилось раз, два и обчелся. И вообще достойных впечатлений мало. Кроме канала «Россия К», по-прежнему сохраняющего интеллектуальный уровень и хороший вкус. Скажем, с выходом в эфир «Анатомии дня» на НТВ прибавилось желтизны, хотя, казалось бы, куда уж больше. Даже его новая рубрика «Время кино» вписалась в общую концепцию, редко радуя качественными фильмами.              На Первом канале такие чувства вызывает разве что «Голос», разменявший третий сезон, который стартовал в сентябре, и остающийся едва ли не лучшей музыкальной передачей нашего ТВ. Впрочем, соревноваться «Голосу» не с чем. На других каналах за музыкальные проекты выдают концерты эстрадных звезд, от которых в глазах рябит. На том же Первом, как всегда, интересны интервью Владимира Познера в одноименной передаче, Бориса Бермана и Ильдара Жандарева в «На ночь глядя». Неплохо работает в этом жанре Юлия Меньшова в «Наедине со всеми».

      Сегодня о реальной конкуренции каналов говорить не приходится – на самом деле везде одно и то же с минимальным различием. На придумывание, изобретение новых форматов, творческое развитие наше телевидение уже не способно, потому что импульс к этому возможен, когда все происходит естественно, когда оно обходится без информационных войн и не является инструментом власти. И с каждым годом это становится все заметнее. Каналы способны лишь на то, чтобы повторять друг друга. Стоит где-то появиться не бог весть какому-нибудь проекту, как другой канал подхватывает идею, лишь изменив название. Таких примеров предостаточно. Взять хотя бы «Пусть говорят» на Первом и «Прямой эфир» на «России 1» или «Точь-в-точь» и «Один в один» соответственно. Люди, создающие контент, не умеют думать – таким они хотят видеть и своего зрителя.

      Что касается сериалов, которых на каждом канале наберется 4-5 за день, то внимание заслуживает разве что «Уходящая натура» режиссера Дмитрия Иосифова, прошедшая  по Первому каналу и удивительным образом совпавшая темой и сюжетом с «Оттепелью» Валерия Тодоровского, показанной в прошлом году. Как стало известно, сериал Иосифова был готов раньше «Оттепели», но отчего-то был положен на полку. На фоне всяких поделок типа «Дома с лилиями», «Улыбки пересмешника» или «Соблазна», выходивших совсем недавно в эфир, «Уходящая натура» смотрится вполне  качественно.  По крайней мере, это интересная история с достойными актерскими работами, а это немало. Ну а три предыдущих сериала, намного перевесивших латиноамериканское «мыло», которым нас пичкали в 90-е, по глупости и  невнятности явно рассчитаны на  несмышленышей, какими ТВ и представляет своих зрителей. Причем и в «Улыбке пересмешника», и в «Соблазне» у обеих героинь одинаковая судьба. Их и богатые мужья бросают, и за детей они борются, и даже в тюрьму попадают, разумеется, по ложному обвинению. То, как в этих сериалах показана женская тюрьма, нашу пенитенциарную систему наверняка заставило содрогнуться,  потому что такой ненависти и агрессии, жестокости и кровожадности не увидишь ни в каких «Голодных играх». Вручая приз за лучший документальный фильм на нынешнем фестивале «Артдокфест», режиссер Андрей Звягинцев напомнил слова, сказанные им на одном из предыдущих фестов: «Россия, выключи телевизор!» И добавил: «Теперь понимаю, какой это был добрый совет». Может, стоит прислушаться к его совету?..


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.