8 января 2015, 12:32, Ольга Зеленская, Михаил Садчиков

В Александринке драматургов научили не "тявкать" и не "рычать" на детей

На новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в зимние каникулы прошел 1-й драматургический фестиваль «Новая пьеса для детей», включавший в себя читки пьес, обсуждения с участием детей, круглый стол и творческие встречи с ведущими современными драматургами. Вход на все события был свободным.

В Александринке драматургов научили не "тявкать" и не "рычать" на детей

Начали с круглого стола «Современная драматургия в театре для детей». Его вела Екатерина Бондаренко, шеф-драматург Александринки. В оживленный и содержательный диалог включились директора театров, драматурги, детские психологи, двадцать специалистов не только из России, но и других стран. Белорусский драматург Павел Пряжко выразил задиристую мысль: «Крепкий Орешек» (голливудский блокбастер. – Прим. Авт.) в наши дни может детей научить гораздо большему, нежели «Анна Каренина». Зал взорвался мнениями, но большинство выразило несогласие с минчанином!

Не менее спорным показалось и утверждение драматурга Любови Стрижак: при создании пьес для детей нынче чуть ли необходимо ориентироваться на творчество Уолта Диснея… И с этим поспорили. Драматург, театральный критик, кандидат искусствоведения, преподаватель Наталья Скороход доказывала, что детская пьеса самобытна сама по себе, и, стало быть, стоит ориентироваться лишь на интересы и потребности самих детей. Все новое – хорошо забытое старое, еще 120 лет назад Чехов писал: «Все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».

Директор-распорядитель национальной премии и фестиваля «Арлекин» Марина Корнакова привела статистику театральных пьес, идущих на подмостках нынешних детских театров — соотношение классики и современных постановок. Оказывается, в отличие от «взрослых» театров, где нынче преобладает классика, а современная драматургия совсем захирела, в детских – ставится не менее половины новых пьес. Значит, они востребованы, интересны новому поколению.

Пожалуй, самым запоминающимся оказалось выступление психолога, директора центра социально-психологической реабилитации «Среда» Натальи Колмановской. Она утверждала: новое поколение испытывает гигантские информационные перегрузки, а значит, необходимо серьезно готовить абстрактное мышление детей для работы и систематизации этого шквала информации.

Режиссер Яна Тумина, сама мать четверых детей, выразила свое отрицательное отношение к интерактивному театру. По ее мнению, в ситуации, когда ребенок может во время спектакля подняться на подмостки, исчезает сакральность (таинство) сцены, деформируется отношение к театру и актерам.

Питерский фестиваль новых пьес выглядел не как показ спектаклей, а как читка лучших новых пьес. Поначалу в конкурсе приняли участие 195 работ, из которых были отобраны 7. Это «Анна Франк» Аси Волошиной, «Экспедиция» Александра Молчанова, «Я вас всех люблю» Ирины Татуниной, «Всего лишь игра» Юлии Поспеловой, «Майя и Кощей» Юлии Тупикиной, «Пьеса без слов» Оганеса Мартиросяна. Вне конкурса участвовали пьесы знаковых авторов Новой драмы: «Цыпленок с большими глазами» Павла Пряжко, «Детство невовремя» Максима Курочкина и «Тявкай и рычи» Юрия Клавдиева. Читки этих замечательных сочинений завершались творческими встречами с драматургами.

Три фестивальных дня промелькнули удивительно быстро. И, пожалуй, лейтмотивом стала мысль: «Детей лучше не ругать, не пугать и не унижать!» В общем, не стоит «тявкать» и «рычать» на новое поколение. Идея фестиваля приглянулась всем, и его решили сделать ежегодным.


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.