8 января 2015, 12:32, Ольга Зеленская, Михаил Садчиков

В Александринке драматургов научили не "тявкать" и не "рычать" на детей

На новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в зимние каникулы прошел 1-й драматургический фестиваль «Новая пьеса для детей», включавший в себя читки пьес, обсуждения с участием детей, круглый стол и творческие встречи с ведущими современными драматургами. Вход на все события был свободным.

В Александринке драматургов научили не "тявкать" и не "рычать" на детей

Начали с круглого стола «Современная драматургия в театре для детей». Его вела Екатерина Бондаренко, шеф-драматург Александринки. В оживленный и содержательный диалог включились директора театров, драматурги, детские психологи, двадцать специалистов не только из России, но и других стран. Белорусский драматург Павел Пряжко выразил задиристую мысль: «Крепкий Орешек» (голливудский блокбастер. – Прим. Авт.) в наши дни может детей научить гораздо большему, нежели «Анна Каренина». Зал взорвался мнениями, но большинство выразило несогласие с минчанином!

Не менее спорным показалось и утверждение драматурга Любови Стрижак: при создании пьес для детей нынче чуть ли необходимо ориентироваться на творчество Уолта Диснея… И с этим поспорили. Драматург, театральный критик, кандидат искусствоведения, преподаватель Наталья Скороход доказывала, что детская пьеса самобытна сама по себе, и, стало быть, стоит ориентироваться лишь на интересы и потребности самих детей. Все новое – хорошо забытое старое, еще 120 лет назад Чехов писал: «Все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».

Директор-распорядитель национальной премии и фестиваля «Арлекин» Марина Корнакова привела статистику театральных пьес, идущих на подмостках нынешних детских театров — соотношение классики и современных постановок. Оказывается, в отличие от «взрослых» театров, где нынче преобладает классика, а современная драматургия совсем захирела, в детских – ставится не менее половины новых пьес. Значит, они востребованы, интересны новому поколению.

Пожалуй, самым запоминающимся оказалось выступление психолога, директора центра социально-психологической реабилитации «Среда» Натальи Колмановской. Она утверждала: новое поколение испытывает гигантские информационные перегрузки, а значит, необходимо серьезно готовить абстрактное мышление детей для работы и систематизации этого шквала информации.

Режиссер Яна Тумина, сама мать четверых детей, выразила свое отрицательное отношение к интерактивному театру. По ее мнению, в ситуации, когда ребенок может во время спектакля подняться на подмостки, исчезает сакральность (таинство) сцены, деформируется отношение к театру и актерам.

Питерский фестиваль новых пьес выглядел не как показ спектаклей, а как читка лучших новых пьес. Поначалу в конкурсе приняли участие 195 работ, из которых были отобраны 7. Это «Анна Франк» Аси Волошиной, «Экспедиция» Александра Молчанова, «Я вас всех люблю» Ирины Татуниной, «Всего лишь игра» Юлии Поспеловой, «Майя и Кощей» Юлии Тупикиной, «Пьеса без слов» Оганеса Мартиросяна. Вне конкурса участвовали пьесы знаковых авторов Новой драмы: «Цыпленок с большими глазами» Павла Пряжко, «Детство невовремя» Максима Курочкина и «Тявкай и рычи» Юрия Клавдиева. Читки этих замечательных сочинений завершались творческими встречами с драматургами.

Три фестивальных дня промелькнули удивительно быстро. И, пожалуй, лейтмотивом стала мысль: «Детей лучше не ругать, не пугать и не унижать!» В общем, не стоит «тявкать» и «рычать» на новое поколение. Идея фестиваля приглянулась всем, и его решили сделать ежегодным.


Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

В мире Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом

Курсант Вячеслав Золочевский, выживший в крушении Ан-26 под Чугуевым, не выпрыгивал из самолета, как сообщалось ранее, заявил глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.