15 января 2015, 13:28, Мария БЕЗРУК

Михалков уступил Говорухину

В канун Нового года Российская академия кинематографических наук и искусств России объявила претендентов на соискание премии «Золотой орел». Наибольшее количество  номинаций сорвали драма Андрея Звягинцева «Левиафан» и черно-белый детектив Станислава Говорухина «Weekend». Обе ленты заявлены в десяти категориях, включая «Лучший фильм». Конкуренцию лидерам составят «Солнечный удар» Никиты Михалкова с шестью номинациями, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского с четырьмя и трижды отмеченная в финале «Звезда» Анны Меликян.

Михалков уступил Говорухину

То, что каннский лауреат и победитель «Золотого глобуса» – «Левиафан» не избежит внимания академиков, сомнений ни у кого не вызывало. Однако тот факт, что наравне с фестивальной лентой класса «А» академики «озолотят» вниманием жанровую картину из категории «в общем-то, неплохо», явился для всех полной неожиданностью. Не говоря уже о «Звезде», вклинившейся в призовой расклад каким-то немыслимым образом. Ведь за бортом остались такие бесспорные удачи прошедшего года, как «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, «Дурак» Юрия Быкова, «Испытание» Александра Котта, снискавшие успех как на внутреннем фестивальном поле, так и на мировой арене. Судя по составу финальных номинаций, академики в большинстве своем, как и прежде, работают по принципу выдвижения нашумевших фильмов и знакомых фамилий, не утруждая себя просмотром дисков с новинками. Кумовство и коррупция продолжают процветать на нашем кинематографическом Олимпе. В то время как возрастные и заслуженные представители индустрии снова и снова расшаркиваются перед выцветшими авторитетами и героями вчерашних дней, молодые талантливые режиссеры, актеры, сценаристы остаются без внимания коллег. Хотя тому же Твердовскому, уникальному одаренному художнику, в его 25, «Орел» или хотя бы номинация, на данном этапе его творческой биографии, куда нужнее, нежели Говорухину, Кончаловскому или Михалкову, которые итак имеют непосредственный и, прямо скажем, неограниченный доступ к государственному бюджету. Не говоря уже о том, что весьма странным выглядит сам факт отсутствия упоминания «Класса коррекции» в «орлином» раскладе, учитывая то, что картина получила несколько главных призов на международных кинофестивалях. Да и на «Кинотавре» прозвучала не слабо.

Что касается быковского «Дурака», академики поступили абсолютно иезуитски, отметив номинацией лишь актрису Дарью Мороз, сыгравшую в картине роль, безусловно, яркую, но второстепенную, в то время как Артем Быстров, бесспорное открытие для большого кино, с легкостью переигравший в кадре заслуженных и народных, остался не удел. Зато в номинацию «Лучшая мужская роль», наряду с Максимом Матвеевым и Алексеем Серебряковым, угодил семидесятишестилетний Александр Збруев за полуторачасовое молчание в «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Поистине, традиция отмечать возрастных и заслуженных деятелей искусства наградами из разряда «спасибо, что живой», в обход молодым, талантливым, ярким – это наше родное российское достояние. Ибо иностранные коллеги обычно для таких целей используют почетные призы. Вообще замечать таких универсальных дерзких молодых профессионалов кино, как Быков, который в одном лице и сценарист, и режиссер, и монтажер, и композитор, и актер, надутым академикам весьма невыгодно. А уж его бескомпромиссный стиль вообще раздражает многих. Так что проще отделаться нейтральной номинацией, дескать, вы не думайте, мы кино-то видели. Но, кроме женской роли, ничего ценного для искусства в нем не обнаружили. Не то что в картине «Weekend»! Там и сценарий, по мнению академиков, безупречный, и актеры, и музыка, и монтаж… Правда, по сути, история развалилась и жанр местами подкачал, а так – шедевр безусловный. Куда там желторотику Твердовскому с его пронзительной притчей о подростках-инвалидах, покорившей весь мир! Пусть поучится у старших товарищей как правильное кино снимать, чтобы никому поперек дороги не встать ненароком, да в перерывах между съемками в Госдуму захаживать – законы принимать судьбоносные, о запрете мата и мужеложества на экране – не надо нам этих извращений! Гуманизм, говорите, у Твердовского? Да плевать мы хотели на ваш гуманизм! У нас полотна псевдоисторические, откровения псевдодокументальные, детективы с псевдосаспенсом… А вы нам опять социалку в нос тычете. Быков ваш туда же со своим сантехником-правдорубом. У нас в этом сегменте главным назначен господин Звягинцев. Он и социальный, и фестивальный, и на все случаи жизни универсальный художник. И Канны, и Венеция его знают – стало быть, им и перекроемся по всем фронтам. И хорош! Остальные – в очередь, сукины дети, в очередь! Ждите своего часа – жизнь долгая.

Решения академиков в телевизионном секторе также повеселили. Лидером по числу номинаций стала набившая оскомину «Оттепель» Валерия Тодоровского, претендующая наравне с «Куприным» и «Станицей» на звание лучшего телесериала. На призы в актерских номинациях выдвинуты исполнители главных ролей – Виктория Исакова, Анна Чиповская, Евгений Цыганов и Александр Яценко. Феномен успеха сего творения Валерия Петровича среди кинематографистов весьма странен, ибо в плане драматургии «Оттепель» далека от совершенства – отсутствие внятной истории, брошенные либо прописанные на скорую руку сюжетные линии, скомканный финал… Наряду с точно подмеченными, знакомыми до боли каждому кинематографисту ситуациями – пошлость и безвкусица (один саундтрек чего стоит!). Одним словом, далеко не самое удачное произведение, безусловно, талантливого режиссера, снявшего такие великие картины, как «Любовник» и «Страна глухих», вошедшие в золотую коллекцию современного отечественного кино. Однако и в академических рядах мода одержала верх над объективностью. Обидно, что не отметили номинациями блестящий актерский ансамбль в «Куприне», не замеченными остались актерские работы в «Бесах» Владимира Хотиненко – картине, претендующей на статус лучшего телефильма. Кстати, конкурентом экранизации романа Федора Достоевского станут «Гетеры майора Соколова» Бахтияра Худойназарова и «Крик совы» Олега Погодина, а Мария Миронова и Сергей Пускепалис, сыгравшие главные роли в этом произведении, заняли оставшиеся вакансии в артистических номинациях на телевидении.



Рассуждать на тему «Солнечного удара» и «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» в контексте премии не хочется совсем, ибо итак все ясно. Разглагольствовать об этичности и непредвзятости бессмысленно, ибо Михаил Жванецкий давно закрыл вопрос в одной из своих миниатюр фразой: «Что охраняешь, то имеешь, еще с друзьями делишься». Непонятно лишь одно, зачем из желания в очередной раз угодить руководству премии академики подставили великого композитора, классика и безусловного авторитета Эдуарда Артемьева, написавшего музыку к обеим картинам. В итоге из трех позиций в номинации Эдуард Николаевич занимает две, хотя, учитывая наличие у маэстро четырех «Золотых орлов», можно было бы ограничиться и одной строкой, обозначив в ней сразу две работы, дав шанс еще хоть кому-нибудь «засветиться» в списке соискателей. Полагаю, сам Эдуард Николаевич далеко не в восторге от столь чрезмерной заботы коллег, ибо кому-кому, а отцу отечественной электронной киномузыки в принципе никому ничего доказывать не нужно – при всем богатcтве музыкальной библиотеки отечественного кинематографа лучшими и любимыми остаются темы из ранних картин Никиты Михалкова «Раба любви» и «Свой среди чужих…».

В общем, обидно, что очередная раздача слонов уже на берегу лишена остроты борьбы, интриги и разнообразия выбора. Болеть особо не за кого, да и результаты вполне предсказуемы и очевидны. Вручение наград состоится по
традиции в Первом павильоне «Мосфильма» 23 января. Делайте ваши ставки, господа!


Политика Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам

Генсек ООН разделяет позицию Москвы по проблеме невыдачи американских виз российским дипломатам для участия в работе Генеральной ассамблеи всемирной организации, заявил журналистам зампостпреда России при ООН Геннадий Кузьмин.

В мире На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией

Полиция вытеснила демонстрантов от здания представительства правительства Испании в Барселоне, однако протесты перекинулись на соседние улицы, свидетельствуют кадры, которые транслирует телеканал 24 Horas.

Экономика Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ

За два года из Еврогазбанка было выведено 3,3 млрд гривен через кредитование структур, косвенно связанных с менеджментом банка. Об этом сообщает Фонд гарантирования вкладов.


Общество В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках

В деле о массовых беспорядках в Москве появились шесть новых фигурантов, некоторые уже задержаны, сообщила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).